СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок географии с использованием ИКТ в системе дистанционной поддержки
(информационное пространство автора
Тема урока: “География народных промыслов в России и сопредельных странах, как часть авторской “Программы по культурной географии в школе””
Департамент образования города Москвы
ГОУ ВПО Московский институт открытого образования
Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров
Кафедра географии
Реферат
Урок географии с использованием ИКТ в системе дистанционной поддержки http://learning.9151394.ru(информационное пространство автора http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=11101)
Тема урока: “География народных промыслов в России и сопредельных странах, как часть авторской “Программы по культурной географии в школе””
Выполнил:
Сычев Олег Евгеньевич,
учитель географии
НОУ “Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа”
г. Москвы
Научный руководитель:
Нижарадзе Георгий Анзорович
Реферат защищен
«____»_________20_ г.
Оценка ___________________
Москва
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3-5 | |
Заключение. Самоанализ урока стр. 24-28 Список литературы стр. 29-30 Приложение стр. 31-52 | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Цель урока: познакомить учащихся с географией народных промыслов России и сопредельных стран, историей их создания и художественной ценностью.
Знакомство с разными видами народного искусства поможет учащимся понять их самобытность и эстетическую значимость в современной мировой культуре.
Учащиеся должны видеть не только прекрасное, но увидеть прежде всего человека, чьими руками, умом, талантом создается замечательная продукция народных промыслов, некоторые образцы которой стали шедеврами мировой культуры и экспонируются в самых знаменитых музеях мира.
Ознакомление с продукцией народных промыслов воспитывает у учащихся гордость за творения своего народа, делает их более духовными и эрудированными и в целом повышает их культурный уровень.
Задачи урока:
1) Дать учащимся знания о разных видах народных художественных промыслов – неотъемлемой части общемировой культуры;
2) Сформировать представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла;
3) Показать связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм.
Тип урока: урок изучения нового материала в рамках курса общественной географии мира с применением компьютерных и аудиовизуальных технических средств обучения в системе дистанционной поддержки http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=11101.
Выбор темы урока обусловлен следующими моментами:
1) гуманизация современного школьного географического образования, приводящая к усилению внимания учащихся к социальным аспектам общества, в т.ч. к его культурной составляющей (в практическом плане это направление находит отражение в увеличении доли общественной географии в государственных программах школьной географии);
2) интеграция географии с другими науками, в т.ч. с культурологией и искусствоведением, приводящая к появлению нового знания (культурная география, как синтез географии культуры и общества) и позволяющая под другим углом зрения рассматривать школьную географию;
3) усиление краеведческих позиций в школьной географии (а ведь продукция народных художественных промыслов – это не что иное, как квинтэссенция культуры, традиций, быта, менталитета людей, ее создавших ,проживающих в границах какой-то конкретной территории (географической местности), имеющей определенную историю и характеризующейся определенными природными особенностями);
4) формирование толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;
5) практическая апробация одного из разделов авторской Программы “Культурная география в школе” (автор: Сычев О. Е.) (см. Приложение).
1. УРОК
1.1 Научно-методическое содержание урока
География народных художественных промыслов изучается в рамках географии творчества – одного из направлений культурной географии или географии культуры и искусства, сравнительно молодой дисциплины, которая в свою очередь входит в состав общественной (гуманитарной) географии.
Культурная география появилась на стыке экономической и социальной географии и ландшафтоведения с одной стороны и таких преимущественно гуманитарных наук, как культурология, искусствоведение, музыковедение, литература, философия, история, историософия, социология, антропология, психология, археология, этнология, лингвистика, религиоведение, эстетика с другой стороны. Предметом изучения культурной географии являются объекты и явления культуры (например, элементы народного искусства) в их пространственном аспекте. Т.е. все процессы, происходящие в культурной сфере Земли, можно интерпретировать с географической точки зрения; ведь география – это особое видение мира (в философии выделяют пространственное мышление, как один из способов познания окружающей действительности).
По сути культурная география предлагает способ целостного постижения мира, в котором мы живем. Она видит, глубоко чувствует его внутренние различия, определяя границы, внутренние рубежи между культурно-географическими единицами. И она понимает каждую такую единицу как сложный комплекс взаимосвязанных явлений, а видя взаимосвязи, понимает и условность границ. Тем самым ей удается сочетать анализ и синтез, и, эффективно оперируя границами и культурно-территориальными комплексами, давать яркое, целостное представление об ойкумене.
Предвозвестниками культурной географии были немецкие географы А. Гумбольдт (18 в.), К. Риттер, А. Геттнер, Ф. Рихтгофен и Ф. Ратцель (19 в.), французские географы О. Пешель и В. де ля Блаш (19 в.), знаменитый русский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский (19 в.).
Основоположником современной культурной географии был американский географ К. Зауэр (30-е годы 20 века).
Большое влияние на формирование культурной географии оказали идеи таких известных философов и историков, как концепция культурно-исторических типов Н. Я. Далилевского (19 в.), концепция культурно-исторического круговорота О. Шпенглера (1923 г.), феноменология Э. Гуссерля (начало 20в.), экзистенциализм К. Ясперса (первая половина 20 в.), концепция круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби (середина 20 в.), культурологические концепции А. Швейцера и Х. Ортега-И-Гассета (первая половина 20 века), идеи социологов А. и М. Вебера и П. Сорокина (начало 20 в.), идеи психологов Э. Фромма, Г. Маркузе и Г. Юнга (20 в.), идеи лингвиста и этнографа К. Леви-Стросса (20 в.), идеи футуролога О. Тоффлера (20 в.).
Большой вклад в развитие отечественной географии культуры внесли такие известные ученые, как географ Кабо Р.М. (середина 20 в.) и географ и историк Л.Н. Гумилев (20 в.).
В настоящее время культурную географию в России развивают Р.Ф. Туровский, А.Г. Дружинин, Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, В.Н. Калуцков, О.А. Лавренева, Б.Б. Родоман, Р.Г. Пименова, Ю.А. Веденин, И.Н, Корнев.
Как и любая другая наука культурная география обладает целым рядом соответствующих понятий и терминов, самым важным из которых является понятие «культурного ландшафта» – дифференциированной территории, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов природы и культуры, в пределах которой проживают определенные группы (этнические или конфессиональные общности) людей, являющиеся носителями специфических культурных ценностей. Например, в поселке Гжель (Московская обл.) исторически сложилась профессиональная община людей, занимающихся изготовлением уникальных керамических изделий. Данные территории своеобразны и неповторимы, что нашло отражение в создании культурно-географических образов, выявляющих «изюминку» каждой конкретной местности.
В культурной географии используются как чисто географические (описательный, экспедиционный, сравнительный, картографический), так и общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, структурализм).
Собственным методом в культурной географии является метод культурной диффузии, позволяющий проследить всю цепочку какого-то культурного явления с момента его зарождения и до момента его затухания и аннигиляции в культурном пространстве.
Например, с помощью данного метода можно решить такую задачу, как определение центров искусства, мест зарождения, ареалов и путей распространения различных стилей (музыкальных, архитектурных, народного искусства и др.), анализ связи произведений искусства с местами, в которых они создавались.
Геономенклатура.
По ходу урока по теме «География народных художественных промыслов» возникают следующие географические названия: Центральная Россия, Богородское, Абрамцево, Хотьково, Киров, Уфа, Великий Устюг, Семенов, Архангельская, Томская области, Якутия, Унцукуль, Хохлома, Нижегородская обл., Городец, Полхов-Майдан, Сергиев-Посад, Закарпатье, Белорусь, Литва, Скопин, Дымково, Каргополь, Филимоново, Балхар, Дагестан, Украина, Молдова, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Таджикистан, Узбекистан, Хорезм, Бухара, Самарканд, Чукотка, Холмогоры, Тобольск, Пермь, Кунгур, Тува, Янтарный, Ростов Великий, Красносельское, Мстера, Кубачи, Гоцатль, Казахстан, Киргизия, Нижний Тагил, Жостово, Федоскино, Палех, Холуй, Торжок, Карелия, Вологодская обл., Елец, Балахна, Русский Север, Поволжье, Прикамье, Урал, Дербент, Прибалтика, Средняя Азия, Павловский Посад, Подмосковье, Сибирь, Крайний Север России.
Из всех этих многочисленных названий учащиеся должны знать где расположены самые важные центры народного искусства, а именно: села Богородское, Абрамцево, Хотьково (деревянная игрушка), села Хохлома, Похлов-Майдан, город Сергиев-Посад (роспись по дереву), села Гжель, Дымково, деревня Филимоново, город Каргополь (керамика), поселок Холмогоры (резьба по кости), города Великий Устюг и Ростов, села Мстера и Кубачи (художественная обработка металла), села Жостово, Федоскино и Палех (лаковая живопись), город Торжок (золотое шитье), Вологда и Елец (кружева), Дербент, Курск, Ашхабад (ковры), город Павловский Посад (расписные платки), Тула (самовары), Сергиев-Посад и Палех (иконы).
1.2 Технические средства обучения на уроке
В свете информатизации школьного образования уроки географии целесообразно проводить с применением технических средств обучения (ТСО): компьютер, проектор (мультимедиа), cканер, смарт-доска, фото и видеокамера в системе дистанционной поддержки ЦИТУО http://learning.9151394.ru где учитель, предварительно создав свое информационное пространство http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=11101, помещает (сам или дав задание ученикам) в соответствующий блок контент (иллюстрации, карты, дидактика, текстовый материал) и где учащиеся выполняют (у себя дома или на самом уроке) необходимые для учебного процесса процедуры: делают презентации в разных форматах; тестируются; выполняют практические работы; создают авторские карты; пишут доклады и рефераты; отвечают на вопросы; участвуют в учебно-познавательных играх; прочитывают лекции; просматривают учебно-познавательные фильмы и фотоматериалы; создают простейшие модели; разгадывают учебные кроссворды и ребусы; участвуют в подготовке к ЕГЭ; наполняют блоки курса, найденным в сети или в других источниках информации, разным контентом (создают базы данных геоинформации).
1.3 Сценарий урока
Первый этап – подготовка к урокуУчитель заранее знакомит учащихся с темой и целью урока, предлагает темы сообщений и план изложения материала, список литературы для подготовки, проводит консультации.
В процессе подготовки к уроку либо по своему интересу, либо по рекомендации учителя учащиеся выбирают тему сообщения, по которой собирают и анализируют информацию (книги, справочники, энциклопедии, газетные и журнальные статьи, интернет) с целью написания небольшого (2-4 печатные страницы) реферата.
Написание реферата предусматривает примерно следующий план: 1) краткая история промысла; 2) современное состояние промысла (выпускаемая продукция и его местоположение); 3) перспективы развития промысла.
Вместо реферата можно сделать небольшой доклад по какому-то виду народного промысла.
Рефераты/доклады размещаются в соответствующем блоке курса.
Если урок проводиться с применением аудиовизуальных средств обучения (мультимедиасистема), то заранее создается средство презентации (показ слайдов (фотографии, рисунки) и географических карт в формате Microsoft Power Point). Средство презентации создает отдельная группа учащихся (2-4 человека) под общим руководством учителей географии и информатики, роль которых сводится к консультированию и предоставлению всех необходимых материалов (литературы по теме урока и соответствующая техника (компьютер, сканер, принтер, проектор)). В частности, преподаватель географии должен научить картографически отображать найденную по теме урока информацию (создание карт народных художественных промыслов).
В данной группе учащихся целесообразно разделение труда: кто-то собирает информацию; кто-то эту информацию картирует; кто-то создает слайды.
Примерные темы сообщений:
1. Резьба и роспись по дереву
2. Художественная керамика
3. Резьба по кости
4. Художественная обработка камня
5. Художественная обработка металла
6. Декоративная живопись на металле и лаковая живопись
7. Вышивка
8. Кружевоплетение
9. Узорное ткачество
10. Ковроделие
11. Искусство изготовления войлоков и плетение из чия
12. Узорное вязание
13. Ручная набойка
14. Художественные изделия из кожи и меха
15. Иконопись
16. Искусство изготовления народных музыкальных инструментов
17. Тульские самовары
На первом этапе (подготовка к уроку) главной целью учителя является приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера (умение находить и анализировать нужную информацию, умение создавать географические карты, умение пользоваться компьютерной техникой). Такая самостоятельная работа проявляет и развивает познавательную активность учащихся, делает их более эрудированными, развивает такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
Второй этап – проведение урока Второй этап состоит из организационного момента (1-2 мин.) и собственно урока. Сначала учитель произносит вступительное слово (не более 5 мин.), кратко рассказывая об особенностях народного искусства и географии промыслов разных стран.Речь учителя может быть примерно следующей:
«Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство – в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т.ч. из драгоценных и полудрагоценных) – одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа и Алтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т.к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Там, где следствием развития овощеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную и полупустынные зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях – обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи – сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны».
После вводной части урока учащиеся, на основе заранее написанных и размещенных в дистанционном курсе рефератов/докладов, делают устные сообщения, сопровождаемые показом слайдов (фотографии и рисунки изделий народных промыслов и карты, где изображены районы и самые важные центры различных отраслей народного искусства). Время каждого сообщения 3-5 минут.
По ходу урока учитель может комментировать отдельные сообщения учащихся и корректировать последовательность их выступлений.
Чтобы урок был более интересным и содержательным на нем организуется небольшая выставка изделий народных художественных промыслов.
Третий этап – подведение итогов (5 мин.)
Итоги урока подводит учитель, анализируя сообщения по темам, отмечая то общее, что присуще всем отраслям народного искусства. В своем заключительном слове учитель должен акцентировать внимание учащихся на роли народного искусства в деле патриотического воспитания граждан своей страны, на уникальном характере народных художественных промыслов, многие изделия которых являются шедеврами мирового искусства.
Также учитель должен обратить внимание учащихся на связь народного искусства с той местностью, где создавались изделия художественных промыслов. Ведь каждая местность неповторима по своей природе и населению и естественно, что территориальные особенности, менталитет, быт, традиции людей не могут не отразиться на характере создаваемой продукции.
Если останется время, можно вынести на обсуждение следующий вопрос: “Какие мысли и чувства вызывают у вас изделия народных промыслов?” Этот же вопрос можно поместить на форум соответствующего блока дистанционного курса или сделать интерактивный опрос.
Варианты ответов:
а) эстетическое наслаждение;
б) гордость за творения мастеров;
в) потребность изучать данную проблему по книгам;
г) желание связать свою будущую профессию с изготовлением предметов народных промыслов;
д) не вызывает никаких откликов;
е) другие чувства (какие именно?)
В конце урока (за 2 минуты до звонка) учитель дает домашнее задание: нанести на контурную карту центры народных промыслов. При наличии технических возможностей учащиеся свои контурные карты могут отсканировать и разместить на курсе дистанционной поддержки.
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Несомненно, что у ИКТ большое будущее, как одного из методов в процессе преподавания школьной географии.
У автора данного реферата есть некоторый опыт применения ИКТ в школьной географии, в частности руководство дистанционной обучающей олимпиадой по географии (ДООГ-2005 http://www.eduland.ru/doo-geo/2005/index.htm), проводимой каждый год лабораторией географии МИОО и создание сетевого сообщества “Школьная география” http://vk.com/geografclab (3000 участников) для популяризации, пропаганды географических знаний, дистанционного консультирования и обмена мнениями о проблемах данного предмета.
На основании своей практики, автором данного реферата была написана небольшая статья по практическому применению ИКТ в форме внеурочной кружковой работы (полный текст статьи можно прочитать здесь: http://geo.1september.ru/2006/21/41.htm):
“Цель создания кружка - апробация в школьной географии информационных технологий и тех знаний, которые учащиеся получили на уроках информатики.
По своей сути географо-информационный кружок - это практическое воплощение идеи интеграции разных школьных предметов, в данном случае-географии и информатики.
Кружок решает две задачи:
1) более полное раскрытие творческих способностей учащихся, их приобщение к созданию интеллектуальной продукции, находящей свое применение на уроках географии;
2) занятие учащихся во внеурочное время полезным и нужным делом.
Такой кружок сформирован из учащихся, имеющих склонность как к географии, так и к информатике, хорошо владеющих разнообразной компьютерно-цифровой техникой.
Главная продукция кружка - компьютерные презентации.
Что это такое - компьютерные презентации и какую роль они играют в учебном процессе (на уроках географии)?
Компьютерные презентации (КП) – современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом.
Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране ЭВМ явления и процессы, изучаемые в географии, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить межпредметные уроки, например урок географии и искусства.
КП – один из творческих методов обучения, направленный на формирование опыта творческой деятельности и творческих способностей личности, на развитие мышления школьников.
Для учащихся урок с применением компьютерной техники – это сочетание полезного (получение новых знаний, формирование навыков и умений, в т.ч. в обращение с ПК) и приятного (просмотр слайд-шоу КП с разными эффектами (звуковыми и анимационными)).
КП создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Из всех школьных предметов КП наиболее эффективна и целесообразна на уроках географии, где одной из главных задач учителя является получение учащимися яркого запоминающегося образа той или иной территории.
А как это можно сделать? Только путем дополнения текста (рассказ, беседа, лекция) визуальной информацией в форме географических карт, иллюстраций (фотографии, картинки), статистики (таблицы), графиков и диаграмм.
И вот тут на помощь учителю и может прийти КП, которое лучше (это мое субъективное мнение!) традиционных географических карт, плакатов, картин, рисунков мелом на доске таблиц, графиков и схем.
Что нужно для создания КП?
Во-первых - соответствующая подготовка учителя (умение работать с ПК, знание программ Microsoft PowerPoint и (или) Macromedia Flash, и (или) PhotoShop и его желание этим заниматься.
Во-вторых нужна еще и соответствующая техника: ПК, видеопроектор, смарт-доска, сканер (ведь материал для КП берется не только в готовом виде из Internet’а!).
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, которая выражается:
1) В постановке задачи (что нужно сделать);
2) В способах решения данной задачи: а) сбор необходимых по данной теме материалов; б) их оцифровывание с помощью сканера; в) непосредственное создание презентации с помощью соответствующей компьютерной программы;
3) В требованиях к оформлению результата.
Учитель советует тему презентации, помогает составить план работы (алгоритм действий учащегося) и подобрать источники информации.
Работа по созданию КП не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся, каждый из которых выполняет строго определенный этап работы. Например один учащийся ищет информацию, другой ее обрабатывает (сканирует), третий (наиболее подготовленный участник группы) непосредственно создает саму презентацию. Роль учителя географии (или учителей географии и информатики) сводится при этом к координации и консультированию учащихся на каждом из этапов создания КП.”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. САМОАНАЛИЗ УРОКА
Данный урок-один из системы уроков, предусмотренных моей Программой по географии культуры и искусства (14 пункт темы 2 раздела 2 (см. Приложение)). для возможной организации соответствующих элективных курсов.
Урок по теме “География народных промыслов” можно интегрировать как в курс “Природа-население-хозяйство России” (8-9 классы), так и в курс экономической и социальной географии мира (10-й или 11-й класс). Автор данного реферата решил, что тему по народным промыслам лучше давать в комплексе по разным странам, нежели по одной только России. Поэтому эта тема на правах резервных часов автором была включена в учебно-тематическое планирование дистанционного курса общественной географии мира (10-й класс). Да и десятиклассники более основательно подготовлены в плане информационных технологий.
Главная дидактическая цель урока-предоставление учащимся знаний о центрах и районах народных промыслов разных стран, развития навыков логического мышления, путем установления причинно-следственных связей между разными видами промыслов и той географической средой, которая повлияла на их возникновение в данном конкретном месте, а также навыков в сборе и обработке информации по запланированной теме, по созданию компьютерных презентаций в ее простейшем формате Microsoft Power Point, в принципе была решена.
Подготовка к уроку осуществляли несколько групп учащихся. Таким образом происходило решение задачи получения навыков коллективной работы, где каждый ученик знал что и как ему следует делать в соответствии с инструкциями учителя.
Урок также укладывался в рамки таких современных образовательных принципов как:
гуманитаризация образовательного процесса-культурная география;
интеграция школьных дисциплин-география, искусство (МХК) и информатика;
эстетическое воспитание учащихся-созерцание изделий народных художественных промыслов;
информатизация школьного образования
Важным условием успешного проведения урока была его подготовка (сбор, обработка, первичный анализ информации для создания презентаций), прошедшая в творческой атмосфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся при направляющей роли учителя. Таким образом частично-поисковый метод, выбранный учителем для организации и проведения урока вполне был оправдан.
Большинство учащихся не задействованных в процессе создания компьютерной презентации, на уроке проявили достаточно высокий уровень познавательной активности, выраженный в наличии интереса к обозначенной теме в форме вопросов к учителю и к той группе учащихся, которые комментировали “свои” виды народных промыслов. Перед уроком была организована небольшая импровизация-выставка художественных промыслов, на которой учащиеся довольно внимательно разглядывали образцы народных изделий.
Дисциплина на уроке была хорошей, т. к. большинство учащихся к теме урока проявили неподдельный интерес, который сами же они объяснили тем фактом, что горожанину практически мало чего известно или даже ничего не известно о изделиях народных промыслов, за исключением, пожалуй, расхожих Гжели и Хохломы.
Особенностью данного урока и предурочной подготовки было применение ТСО-разнообразной компьютерной техники (мультимедиасистема): персональный компьютер, проектор, сканер, принтер, экран для показа презентации, колонки для музыкального сопровождения презентации. Таким образом на деле осуществлялась идея интеграции разных школьных дисциплин; в данном конкретном случае-географии (культурной географии) и информатики. Свои знания, полученные на уроках информатики, ученики апробировали на уроке географии и на этапе предурочной подготовки.
В заключении можно отметить, что для успешной (не на словах, а на деле!) интеграции географии и информатики, помимо простого желания этим заниматься, немаловажное значение имеют следующие практические действия:
соответствующий уровень подготовки учителя географии и учащихся в плане информационных технологий;
хорошее оснащение кабинета географии/школы компьютерной техникой;
организация качественного доступа к интернету.
Только наличие всех этих моментов обуславливает полноценное функционирование географоинформационного кружка (формального или неформального, состоящего из ребят, так или иначе проявляющих интерес к географии), в рамках которого можно:
создавать презентации;
принимать участие в интернет-конкурсах по географии;
сформировать и пополнять список интернет-ресурсов по географии;
создавать простейшие электронные географические карты, например, с помощью программы “Живая география”;
разрабатывать веб-сайты по географии;
принимать участие в школьных интернет-конференциях и чатах, посвященных географии;
участвовать в географических форумах;
тестироваться по географии в он-лайновом режиме;
обмениваться по электронной почте результатами работы по созданию презентаций и веб-сайтов, а руководителю-консультировать весь этот процесс и контролировать отдельные этапы работы;
проводить дистанционное обучение с организацией элективных/профильных курсов по разным областям географии.
Это в теории. Но на практике, как правило, все бывает сложнее.
Во-первых-техническое оснащение кабинета географии. Далеко не во всех кабинетах географии (и даже в школе) есть проектор, не говоря уже о смарт (интерактивной) доске!
Во-вторых-не у всех учащихся дома есть компьютер, а если есть, то не подключенный к интернету.
В третьих-интернет в школе может быть не всегда устойчивым.
В четвертых-далеко не все учащиеся (даже старшеклассники) хорошо владеют ИКТ. Есть и такие, которые не умеют создавать презентации в формате PowerPoint!
В пятых, и пожалуй, это самый главный момент, потому как предыдущие проблемы в принципе технически решаемы,-это мотивация учащихся к обучению на уроках географии. Не секрет, что престиж географии в нашем обществе понизился и далеко не все учащиеся горят желанием даже на минимальном уровне изучать этот предмет.
Но тут на помощь учителю географии могут прийти новые методы и формы обучения, в частности, полностью или частично-дистанционное обучение с применением ИКТ, как, например, создание уроков в курсе дистанционной поддержки ЦИТУО http://learning.9151394.ru
ЛИТЕРАТУРА:
Анненков В. В. От ИКТ к формированию информационной культуры личности // Открытое образование, 2006, 6, с.67-68
Уткин П.И., Королева Н.С. // Народные художественные промыслы, М.,1992
3. Сычев О. Е. Информатика в школьной географии // газета "География". — 2006. —N 21. — С. 41-42.
4. Сычев О. Е. Информатика в школьной географии. Внеурочная работа // научно-методический журнал “География и экология в школе XXI века”. — 2006. —N 10. — С. 68-71.
5. Сычев О. Е. География творчества. Программа элективного курса // методическая газета "География". — 2007. —N 2. — С. 16.
Сычев О. Е. География культуры // общественно-педагогический и научно-методический журнал “Искусство в школе”. — 2008. —N 2. — С. 21-24.
Сычев О. Е. Применение информационных технологий в школьной географии // научно-методический журнал ''Географiя'' (Украина, Харьков). — 2008. —N 18. — С. 13-15.
8. Сычев О. Е. География культуры. Творческая Программа для школ с углубленным изучением искусства // научно-методический журнал ''Географiя'' (Украина, Харьков). — 2009. —N 11-12. — С. 39-44.
Сычев О. Е. Из опыта работы школьного географо-информационного кружка // научно-методический журнал "Информатика и образование". — 2009. —N 5. — С. 70-71.
9. Сычев О. Е. Применение информационных технологий на уроках географии // сборник "Наша новая школа", материалы Всероссийской научно-практической конференции 7 апреля 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
“Экспериментальная Программа по культурной географии в средних школах ”
Автор: Сычев О. Е.
(интернет-версия: http://geo.1september.ru/2007/02/16.htm)
Пояснительная записка
Программа – первый опыт внедрения сугубо академической дисциплины в школьный курс географии.
Программа нацелена на предоставление учащимся основ знаний по культурной географии (география культуры и искусства), - одному из направлений гуманитарной (общественной) географии.
Написание Программы обусловлено следующими моментами:
-принципом гуманитаризации образования;
-эстетическое воспитание учащихся;
-тенденцией к интеграции школьных дисциплин;
-профилем школы, где преподает автор Программы;
-стремлением компенсировать почти полное отсутствие информации по культурной географии в школьных учебниках географии.
Гуманитаризация образования предполагает не только усиление преподавания гуманитарных дисциплин, но и прежде всего – формирование у человека особой формы отношения к окружающему миру и самому себе, к своей собственной деятельности в нем. Причем в этом смысле гуманитаризация образования означает значительное усиление эмоциональных компонентов учащегося, чему по-прежнему практически не уделяется внимание – все образование направлено на развитие интеллектуальной сферы обучаемых. Между тем, как доказано учеными – психологами, что не знания, а эмоции составляют ядро личности. Исследования показывают, что 90% клеток коры головного мозга «работают» именно на эмоциональную сферу человека.
Гуманитаризация в образовательной сфере способствует увеличению широты кругозора, гибкости мышления, гражданственности, духовности, толерантности, что так необходимо в нашем непростом полном противоречий мире, территориальные особенности которого и призвана изучать география
В географии данный принцип наиболее широкое применение находит в социально-экономической ее части (общественная география), к которой относится и культурная география, главная задача которой рассмотрение культуры в ее территориальном аспекте.
Эстетическая составляющая культуры предполагает эстетическое воспитание учащихся, т.е. необходимость направления учебно-воспитательного процесса в русло раскрытия обучаемым эстетических ценностей окружающего мира (познание красоты, уникальности и неповторимости разных уголков нашей планеты Земля).
Кроме того, эстетическое воспитание пробуждает творчество, без которого любая деятельность не может быть полноценной, а будет только формальной, а сам человек не сможет стать гармоничной личностью.
В географии эстетическое воспитание призвано лучшему пониманию ценностей и культурных ландшафтов Земли, как уникальных и неповторимых территорий, имеющих общемировое значение.
Как известно, современный этап школьного образования характеризуется возникновением все большего числа межпредметных связей, что приводит к появлению новых дисциплин (ведь на стыке разных наук как раз и рождается новое знание!). Интеграционные процессы в науке ни оставили в стороне и географию. Так в свое время на границе между географией и культурологией зародилось новое направление – культурная география. И было бы совсем неплохо, если бы в профильных школах культурологической направленности преподавали предмет под названием «Основы культурной географии» (для начала хотя бы в форме элективных курсов).
В частности на составление программы по культурной географии автора подвиг некоторый опыт внедрения культурологического компонента на уроках географии:
-включение культурологической информации в структуру урока для демонстрации географической науки как части мировой культуры;
-проведение экспериментальных уроков по культурной географии (так в 9-х классах был проведен урок с применением компьютерной презентации по теме «География народных художественных промыслов России и стран СНГ», причем презентацию готовили сами учащиеся, а в 10-х классах при характеристике регионов мира (страноведение) активно использовались культурно-географические (геоксиологические) образы территорий;
-методическое руководство учащимися, сдававшимися экзамен в форме творческого проекта по теме «Культурная география».
Задачи Программы:
пробудить интерес учащихся к изучению территориальных особенностей культуры (семиосфера, культурные ландшафты Земли);
предоставить учащимся минимум знаний по теории культурной географии;
научить учащихся необходимым навыкам и умениям по курсу культурной географии;
наметить примерные рамки и структуру школьного курса по культурной географии.
По мнению автора Программы повысить уровень интереса учащихся к изучению нового для них курса можно, применяя нетривиальные формы уроков, такие например, как уроки-кино (ребята сами, под руководством учителя создают видеофильм по какому-то культурному ландшафту и показывают его на уроке; тем самым слово учителя и текст учебника будет дополнено визуальной информацией) или уроки с применением компьютерной презентации, или уроки-путешествия по культурным объектам (объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО), или это могут быть поездки в музей культурологической направленности (список таких музеев см. в Приложении).
В конечном счете все эти формы должны привести к усилению познавательной активности учащихся на уроках географии, тем самым способствуя более лучшему усвоению запланированных тем.
Но и про Слово учителя нельзя забывать! Рассказ учителя на уроках по культурной географии (это же культурная география!) должен быть ярким, образным, насыщенным интересными фактами.
Любая наука состоит не только из фактов, в ней должна быть и определенная парадигма. В культурной географии обязательный теоретический минимум включает:
-понятие «культурная география» и ее связь с другими наукам, прежде всего с культурологией;
-концепция культурного ландшафта – основного понятия в культурной географии;
-методы культурно-географического районирования территории (культурно-географическая типология);
-культурно-географические таксоны (территориальные единицы в культурной географии).
Помимо знания основ теории учащиеся должны уметь:
-собирать, систематизировать, обрабатывать и анализировать информацию по семиосфере Земли;
-картировать культурные объекты, процессы и явления;
-проводить простейшее культурно-географическое районирование территории;
-проводить сравнительный анализ разных культурно-географических территорий;
-создавать культурно-географические образы (описание территорий в их культурном контексте).
По мнению автора Программы, учащихся сначала нужно знакомить с более простыми и интересными категориями, а затем по мере усвоения фактического материала (география разных видов культуры и искусства) переходить к рассмотрению теоретической части, чтобы на заключительном этапе можно было проводить культурно-географическое районирование и создавать культурно-географические образы (практические работы). Поэтому в дынной Программе после вводной ознакомительной части (предмет, объекты, методы изучения и краткая история) идет отраслевое деление культурной географии, т.е. конкретные геокультурные факты, явления, и процессы. Затем следует теоретический блок, где в общих чертах дается парадигма культурной географии, основным понятием в которой является понятие культурного ландшафта.
Представляя территориальные особенности культурной сферы и имея минимум необходимых теоретических знаний; можно приступать к выполнению практических работ по данному курсу. Например, это может быть нанесение культурных объектов на контурную карту своего района (места проживания) или (более сложный вариант) – выделение на основе структурированной информации и в соответствие с определенными критериями разноуровневых культурно-географических районов, или культурно-географическое описание территории
Программа по культурной географии была написана на основе книги «Культурная география» (авторы Ю.А. Веденин и Р.Ф. Туровский).
Раздел I.
Введение в курс географии культуры и искусства.
Что такое «география культуры» («культурная география»): предмет изучения. Цели и основные задачи курса. Объекты исследования в культурной географии. Связь географии культуры с другими науками. Значение культурной географии.
Основные термины: культурная география, культура, культурология.
Краткая история культурной географии: становление; развитие; современное состояние.
Имена: А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский, Л.Гумилев, Ф.Ратцель, К.Зауэр, Ю.Веденин, Р.Туровский.
Основные термины: антропогеография, географический детерминизм.
Раздел II.
Базовые направления в географии культуры и искусства (отраслевое деление культурной географии).
Тема 1.
География культурных групп.
География религии. Краткая история мировых религий. Анализ карты религий (конфессиональная карта): христианство.
Основные термины: религия, конфессии, конфессиональная карта, христианство, православие, католицизм, протестантство, кальвинизм, лютеранство, англиканство, Библия, ортодоксия.
Номенклатура: Палестина, Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Стамбул (Константинополь), Рим, Лурд, Афон, Москва, Киево-Печорская лавра, Троице-Сергиев монастырь, Ватикан, Соловки.
Имена: Христос, Лютер, Кальвин.
4. География религии. Конфессиональная карта: ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм.
Основные термины: ислам, мусульмане, Коран, сунниты, шииты, ваххабизм, буддизм, ламаизм, махаяна, хинаяна, иудаизм, Тора, индуизм, конфуцианство, синтоизм.
Номенклатура: Мекка, Медина, Иерусалим, Тибет, Аравия, Лхаса, Варанаси, Ганг, Кербела.
Имена: Муххамед, Моисей, Будда, Шива, Конфуций.
5. Этническая география (география народов). Анализ этнической карты мира (карты народов). Реликтовые народы. Процесс этногенеза. Теория Л.Гумилева.
Основные термины: этнография, этногеография, этнос, субэтнос, суперэтнос, этногенез, пассионарность.
Имена: Л.Гумилев.
6. Лингвистическая география (география языков). Лингвистическая классификация (классификация людей по языковому принципу: семьи, группы, языки, диалекты, наречия). Примеры лингвистических карт: языковых, фонетических, лексических.
Основные термины: лингвистика, лингвистическая география, семьи, группы, языки, диалекты, наречия.
Тема 2.
География творчества.
7. География искусства: теоретический аспект. Определение географических центров искусства, мест зарождения, ареалов и путей распределения различных стилей, анализ связи произведений искусства с местами, в которых они создавались. Выделение точек и ареалов, в которых работали определенные авторы. Влияние территории на разные художественные произведения. Отражение местной культурной среды в произведении искусства.
Основные термины: искусство, виды искусства, культурная среда.
8. География музыки. География: классической; народной; современной музыки. География различных стилей современной музыки. География музыкальных инструментов.
9. География литературы. Примечание. Этот урок можно проводить в двух вариантах:
1) в хронологическом порядке, например, география литературы 19 века, 20 века;
2) в хорологическом (пространственном) порядке, например, география русской, французской, немецкой и т.д. литературы.
10. География архитектуры. География разных архитектурных стилей: романский, готика, классицизм, барокко, рококо, ампир, модерн, хайтек и др.
11. География живописи и скульптуры.
12. География науки и образования. Географические центры науки и образования. Университетская сеть мира. Города науки (наукограды). Технополисы и технопарки. Территориальные аспекты деятельности ведущих ученых – их территориальные происхождения, места научной деятельности. Распространение культурных норм, характерных для научной деятельности и образовательного процесса, научных школ и течений.
Основные понятия: наука, наукограды, технополисы, технопарки, университет, конструкторское бюро, научный полигон, опытно-промышленное производство, научная культура.
Номенклатура: МГУ, Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Гарвард, Принстон, Массачусетский технологический университет, Силиконовая долина, Цукуба, Академгородок, Обнинск, Дубна, Пущино, Королев, Жуковский, Саров, Протвино, Стокгольм, Осло, Латинский квартал в Париже.
13. География бытовой культуры. Анализ карт бытовой культуры разных народов. Территориальные особенности бытовой культуры. География типов жилища и различных деталей (двор, наличники, печь и т.д.). География питания, употребления тех или иных продуктов разными народами. География традиционных транспортных средств. География особенностей семейной жизни – распространение моногамии и полигамии, патриархата и матриархата.
14. География народной культуры. Территориальное распространение фольклорных традиций – народные песни и танцы, сказания, былины, праздники, игры, промыслы.
Основное понятие: фольклор.
Номенклатура: Богородское, Абрамцево, Хотьково, Хохлома, Гжель, Дымково, Каргополь, Мстера, Кубачи, Жостово, Федоскино, Палех, Торжок, Вологда, Елец, Тула.
15. География массовой культуры. Территориальные особенности массового современного искусства: молодежная субкультура; спорт, быстрое питание (фаст-фуд), популярные напитки. Территориальные различия в популярности видов спорта и современной музыки. География современных развлечений. География молодежных стилей: хиппи, панки, рэперы и т.д.
Основные понятия: молодежная субкультура.
Номенклатура: Диснейленд, Лас-Вегас, Бродвей.
16. География элитной культуры. Территориальные особенности и культура элитных групп («элитистское пространство»).
Основное понятие: элита.
Номенклатура: Французская и Итальянская Ривьера, Лондонское Сити, Монако, Успено-Рублевское шоссе, Барвиха.
17. География моды.
18. География кино и театра.
19. География кулинарного искусства.
Тема 3«Пограничные» отрасли географии культуры
20. География экономической культуры. Распространение преобладающих типов экономической специализации, традиционных способов хозяйствования (например, подсечно-огневое земледелие). География природопользования. География орудий труда, используемых разными народами в сельском хозяйстве. Карта доминирующих типов экономической культуры – земледельческая, скотоводческая, промышленная культура. Территориальные различия в экономических нормах, обычаях и традициях. Распространение новейших типов экономической культуры, связанных с развитием сферы услуг, финансов, электронной коммерции.
Основные понятия: экономическая специализация, сфера услуг, финансы, аграрный.
21. География поселенческой культуры. Городская и сельская культура. Пространственные различия в традициях расселения.
Основные понятия: урбанизация, город, село, деревня, рурализация, дезурбанизация, мегалополис.
22. География политической культуры. Типы политических культур. География политических идеологий. Пространственные различия в популярности разных политических течений, партий, групп, в типах голосований. Пространство электоральных групп.
Основные понятия: политика, геополитика, партия, идеология, электорат, формы правления, «левые», «правые», «центристы».
23. География правовой культуры (юридическая география). Территориальные различия и особенности в правовых системах современности – романо-германская правовая семья (континентальная система права), англо-американская правовая семья, мусульманское право (шариат).
Основные понятия: юриспруденция, правовая система.
24 География маргинальной культуры.
Основные понятия: маргинал.
25. Туристическая география.
Тема 4Геоаксиология (география символов).
26. Сакральная география. Географические аспекты в сакральных текстах (пространство в религиозной культуре). Географические места в религиозных системах и священных книгах – города, реки, озера, горы и т.д.
Основные понятия: сакральный.
Номенклатура: Палестина, Иерусалим, река Иордан, гора Синай, Тивериадское озеро, гора Афон, Лурд, Сантьяго-де-Компостела, Фатима, Константинополь, Северная Фиваида, Оптина пустынь, Саров, Мекка, Медина, Кербела, Фудзияма, Шаолинь, Лхаса, Ганг, Варанаси (Бенарес).
27. Национальная география. Национальные образы и символы мира. Пространство в представлении разных национальных групп. Определение «естественных» границ национальной территории. Представления разных народов о их месте и роли в мировой истории и их отношение к соседям. Концепция традиционных («естественных») союзников и противников у разных народов. География национализма (национальное пространство и его «священные» места).
Основное понятие: национализм.
Номенклатура: Куликово поле, Бородино, Курская дуга, Волга, Косово поле, Арарат, гора Тригла в Словении, Арлингтонское кладбище в Вашингтоне, Мамаев курган в Волгограде, Ахен, Роскилле, Гнезно, Толедо, Киото, Кааба в Мекке, Мцхета, гора Олимп в Греции.
28. Эстетическая география. Эстетические аспекты отношений культурных групп к окружающему миру. Восприятие географического пространства разными поэтами, писателями, музыкантами, художниками. Воспроизведение в искусстве явлений природы и культуры, запечатленных в ландшафте.
Основные понятия: эстетика.
29. Ментальная география. Представления о мире, характерные для обычного человека, географические стереотипы. Ассоциативные образы мест (мифические пространства) в разных социальных, культурных и территориальных группах.
Основные понятия: ментальность, географические стереотипы.
30. Географическая топонимика (география названий населенных пунктов и местностей). Происхождение (этимология) топонима. География переименований населенных пунктов. Сравнение различных топонимов, используемых для обозначения одного и того же места.
Основные понятия: топоним, топонимика.
Тема 5Культурная мифография.
31. Культурная мифография. Мифическая география (вымышленные пространства в мифах, литературных произведениях и ментальных образах). Ассоциации вымышленных географических образов с реальными территориями.
Основные понятия: миф, фэнтази.
Номенклатура: Асгард, Эдем, ведийская река Сарасвати, Эльдорадо, Тильмун, Шамбала, Беловодье, град Китеж. Элизиум, Тартар, Океан, Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, Лету, Ахерусийское озеро, Стигийские болота, Олимп, Парнас, Троя, Итака, Колхида, Адамов мост, города Зурбаган, Лисс, Гель-Гью, Гертон, территория Йокнапатофе, Чевенгур, Швамбрания, Утопия.
Имена: Гомер, Вергилий, Дж.Толкиен, А.Грин, У.Фолкнер, А.Платонов, Т.Мор.
Раздел III.
Тема 1.
Методология культурной географии.
32. Методы в культурной географии: описательный, экспедиционный, сравнительный, картографический, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, структурализм, культурная диффузия, геобиография.
33. Элементы (концепты) культурно-географического исследования: положение, направление, расстояние (статика и динамика культурных объектов), размер и масштаб (проведение культурно-географических исследований на разных территориальных уровнях с разной степенью генерализации), атрибуты мест (наделение географических названий связанными с ними характеристиками), плотность и дисперсия (особенности распространения разных культурных явлений),геометрическая структура или паттерн (функциональный анализ культурно-географического пространства)
34. Основные подходы культурной географии: структурный (выделение, описание и картирование «культурных районов» и определение разделяющих их культурных границ), ландшафтный (определение и делимитация «культурных ландшафтов»), динамический (выделение направлений процесса распространения культурных явлений, т.е. анализ происхождения в пространстве и времени определенных культурных характеристик, путей, времени и способов их распределения, также реконструкция реликтовых культурных районов), экологический (исследование влияния природных факторов на культуру, как решение следующих задач: помещение культурного процесса в природную среду, определение территорий, где возможны или невозможны определенные культурные процессы и явления, рассмотрение природных и культурных факторов в комплексе, анализ процесса их взаимовлияния).
Тема 2.
Культурно-географическое районирование(типология культурно-географического пространства).
35. Критерии комплексного многоуровневого культурно-географического районирования: этнический, лингвистический, исторический, религиозный, экономический, политический, географическое положение.
36. Таксоны культурно-географического пространства: культурный объект, культурно-географический очаг, культурно-географический центр (низовой, локальный уровень), культурно-географический район (ареал) (региональный (основной) уровень), культурно-географо-исторические районы Земли (цивилизации) (верхний уровень). Структура культурно-географического района: ядро, периферия, переходные зоны (фронтиры, геокультурные «разломы»). Типы культурно-географических районов: формальный (гомогенный), функциональный (узловой), обыденные или обычные (vernacular). Особый тип культурно-географического района – реликтовый культурный район (прошлое культурное пространство). Проблема выделения «постглобализационного культурного пространства». Высшая форма культурно-географического районирования – культурно-ландшафтное районирование (деление местности на сложные комплексы культурных ландшафтов).
Тема 3.
Культурный ландшафт.
37. Дефиниция «культурный ландшафт». Культурный ландшафт – предельная форма существования функционального культурного района. Свойства культурного ландшафта: комплексность, уникальность, индивидуальность, целостность. Виды исследования культурного ландшафта: морфологическое, временное, функциональное. Типы культурного ландшафта: целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся, ассоциативные. Типы естественно сформировавшегося ландшафта: реликтовый, развивающийся. Типы ассоциативного ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).Структура культурного ландшафта: природные и антропогенные объекты. Основные компоненты культурного ландшафта: природный ландшафт как его материальная основа, хозяйственная деятельность как фактор его воспроизводства и изменения, селения как способ его пространственной организации, сообщества людей, взятое в его этнологическом и социально-семейном аспектах, языковая система, духовная культура, в т.ч. словесная, музыкальная, художественная, хореографическая и другие виды искусства.
38. Культурные ландшафты и Всемирное наследие ЮНЕСКО. Статус культурного ландшафта в документах ЮНЕСКО. Критерии ценности культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия. Перспективы развития культурных ландшафтов Земли. Стратегия защиты культурно-природных ландшафтов Земли.
Раздел IV
Региональное деление культурной географии.
39. Примеры культурного и природного наследия России: археологические памятники, памятники и памятные места политической и военной истории, памятники производственно-технической деятельности, памятники развития науки, просвещения, искусства, физкультуры и спорта, памятники и памятные вехи исследования космического пространства, памятники-монументы искусства и архитектуры, памятные места жизни и деятельности выдающихся людей, культурно-исторические территории, традиционная культура, русская земля в фольклоре и классических произведениях искусства, художественная культура, наука и образование.
40. Схемы культурных регионов мира разных авторов. Примерная схема культурных районов России.
Приложение.
Примеры карт в географии культуры и искусства. Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (особо охраняемые культурные и природные объекты Земли). Словарь основных терминов по курсу «География культуры и искусства».
Список литературы по теме «География культуры»:
Веденин Ю.А., Туровский Р.Ф. «Культурная география», М.,2001.
Анненков В.В. «География и культура», Изв. РАН. Сер.Геогр.1998, 4.
Веденин Ю.А. «Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта»., Изв.АН СССР. Сер.геогр.1988, 1.
Веденин Ю.А. «Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения», Известия АН СССР, Сер.геогр., 1990 1.
Веденин Ю.А. «Культурно-ландшафтное районирование России – ориентир культурной политики»., Ориентиры культурной политики, Информ., выпуск 2. М., ГИВЦ МК РФ, 1997.
Веденин Ю.А. «Очерки по географии искусства», Спб,1997.
А.Г. Дружинин «Методологические основы географии исследований культуры», Известия ВГО т.121, вып. 1, 1989.
А.Г. Дружинин «География культуры», Известия ВГО, т. 121, вып. 4, 1989.
Каганский В.Л. «Мир культурного ландшафта», Наука о культуре: итоги и перспективы, вып. 3, М. 1995.
Калуцков В.Н. и др. «Культурный ландшафт Русского Севера», М. 1998
«Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследования»., Смоленск, 1998.
Лавренова О.А. «География пространства в русской поэзии 18-начала 20 века (геокультурный аспект).
Родоман Б.Б. «Пейзаж России», М.1994
Сущий С.Я., Дружини А.Г. «Очерки географии русской культуры», Ростов-на-Дону, 1994
Туровский Р.Ф. «Российское и европейское пространство культурно-географический подход», Известия РАН, Сер.геогр. 1993 №3
Лавренова О.А. «География пространства в произведениях американских писателей», Вестник МГУ 1993 №3
Замятин Д.Н. «Империя пространства»., Географические образы в романе А.Платонова «Чевенгур», Вопросы философии, 1990, № 10
Новиков А.В. «Культурная география как интерпретация территории», М., 1993
Строев А.»Россия глазами французов», Логос, 1999, №8
Лавренова О.Л. «Художественное пространство российской поэзии 18 века», Известия РАН, Сер.геогр., 1998 №2
Каганский В.Л. «Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство», 2001
Р.А. Пименова «Географические образы в музыкальном искусстве», М. 2004
Гнедич П.П. «Всемирная история искусств».,1997
Мартынов И. «Музыка Испании», 1997.
Каринский С.С. «География искусства». Вестник МГУ.Сер.5,Геогр.1990, 2
Л.Р. Серебрянный «География и живопись». Известия РАН.Сер.геогр.1992 6
А. Геттнер. «Как культура распространялась по Земному шару». Л.,1925.
Дмитриева С.И. «География распространения русских былин».М.1975.
А.Дюма. «Путевые впечатления в России».М 1993
Замятин Д.Н. «Моделирование географических образов», Смоленск, 1999.
Пелипенко А.А., Яковенко «Культура как система», М. 1998.
Культурология, учебник для Вузов, М.2003.
А.Г. Дружинин «Теоретические основы географической культуры», Ростов-на-Дону, 1999
А.Г. Дружинин «Эколого-культурный анализ террит.систем», Ростов-на-Дону, 1992.
Ю.А.Вединин и др. «Культурное и природное наследие России», М.,1995
А.Г. Дружинин, Сущий С.Я. «География русской культуры; подходы к исследованию». Известия РГО. Т.125 вып 6,1993.
Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы», М.,1992
Вайнкоп Ю., Гусин И. «Краткий биографический словарь композиторов», 1984
Искусство стран Востока, М.,1986
Каганский В.Л. «Ландшафт и культура», М.,1997
Максаковский В.П. «Географическая культура», М., 1998
Сущий С.Я. «Атлас русской культуры 12-16 вв.», Ростов-на-Дону, 1998
Гачев Г.Д. «Национальные образы мира…», М.,1997
Мельникова Е.А. «Образы мира. Географические представления в средневековой Европе», М.1998.
Новиков А.В. «Культурная география как интерпретация территории» (Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып.13) М. 1993
Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. Смоленск 1999.
Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира. Политические исследования. 1998.
Замятин Д.Н. Географические образы регионов и политическая культура общества. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. М. МОНФ, 1999.
56