География 7 класс
Занятие № 49дата:
Тема: «Климат Африки»
Цель:
Все учащиеся изучат климатические пояса и особенности климата материка Африка; смогут называть основные и переходные климатические пояса Африки.
У большинства учащихся сложится образное представление о климатообразующих факторах Африки, климатическая карта поможет создать общее представление об особенностях климата Африки;
Некоторые учащиеся смогут назвать причины, определяющие черты климата Африки; смогут самостоятельно работать с климатическими картами и схемами; вычислять среднесуточную, месячную, годовую температуру воздуха с помощью математических расчётов.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
o Африка по середине пересекается …
o Нулевой меридиан пересекает Африку с …
o Африку омывают океаны, их по количеству …
o с севера материк омывается …
o Восточной крайней точкой материка считается (м. Рас-Хафун)
o дальше всех материков от Африки расположен…
o Самый большой остров близ берегов Африки…
o Самая высокая вершина Африки… ее высота…
o Какое море омывает Африку на севере? (Средиземное море)
O Какова средняя площадь материка (30.3 млн. кв. км.)
Встречая в разных литературных произведениях, при изучении биологии описания природы Африки, возникает ряд вопросов.
Например:
1. Почему в Африке на экваторе каждый день идёт дождь?
2. Где в Африке растут бутылочные деревья и баобабы и почему их стволы имеют причудливую форму?
3. Почему в северной части Африки расположена крупнейшая пустыня мира?
Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?
Климат Африки! - это наша тема.
На доске надпись:
Африка – самый жаркий материк Земли.
На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
Повторение.
Чтобы успешно изучить климат Африки нам необходимо вспомнить:
1. Дайте определение понятия «климат».
2. Вспомните основные характеристики климата.
3. Какие карты необходимы, чтобы охарактеризовать климат?
4. Какую информацию можно получить из карты климатических поясов?
5. Какую информацию можно получить из климатической карты?
III. Актуализация знаний
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются температуры осадки по материку.
Выводы:
•получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
•самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
•в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
•много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
•большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
•при океанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.
Климатические пояса Африки изучаются по группам (2 парты – одна группа). Каждый член группы заносит данные в сводную таблицу. Начертите таблицу в тетради.
Климатический пояс | Воздушная масса. | Средняя температура лета. | Средняя температура зимы. | Ветры летом | Ветры зимой. | Осадки в мм. | Режим Осадков. |
Экваториальный. | | | | | | | |
Субэкваториальный. | | | | | | | |
Тропический | | | | | | | |
Субтропический. | | | | | | | |
Каждый член группы изучает один из климатических поясов Африки.
Задания в группах.
1.Отметить качественным фоном климатический пояс, который вы изучаете в контурной карте.
2.Прочитать в учебнике в § 46-47 характеристику вашего климатического пояса.
3.С помощью климатической карты Африки занести необходимые данные по изучаемому климатическому поясу в таблицу.
После выполнения заданий учащиеся в группе обсуждают результаты своей работы. Каждый член группы характеризует свой климатический пояс. Остальные члены группы заполняют пустую часть таблицы.
Выполнение теста и самопроверка.
Тесты и задания для проверки
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.
А) экваториальный | № 3, |
Б) субэкваториальный | № 1, |
В) тропический | № 2, |
Г) субтропический | № 4, |
А) 3, 5, 10;
Б) 1, 8, 12;
В) 2, 6, 9, 11;
Г) 4, 7.
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
• Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану
• Отметить на к/к недостающие климатические пояса
• Опережающее задание:
o 1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
o 2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки
Приложение
Заполните графы изучив свой климатический пояс
Климатический пояс | Воздушная масса. | Средняя температура лета. | Средняя температура зимы. | Ветры летом | Ветры зимой. | Осадки в мм. | Режим Осадков. |
Экваториальный. | | | | | | | |
Субэкваториальный. | | | | | | | |
Тропический. | | | | | | | |
Субтропический. | | | | | | | |
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.
Экваториальный субэкваториальный тропический субтропический
1. Дайте определение понятия «климат».
2. Вспомните основные характеристики климата.
3. Какие карты необходимы, чтобы охарактеризовать климат?
4. Какую информацию можно получить из карты климатических поясов?