СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 7 классе. Обобщающее повторение по теме "Южная Америка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Южная Америка" форма урока: игра-путешествие. Обобщить и систематизировать знания учащихся о природе и населении Южной Америки.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе. Обобщающее повторение по теме "Южная Америка"»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Южная Америка»

Познания и странствия

Неотделимы друг от друга

К. Паустовский

Цели урока:

Образовательные:

    • Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме.

    • Обобщить материал как систему знаний.

Воспитательные:

    • Воспитывать чувство дружбы, товарищества, ответственность перед коллективом.

    • Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие.

Развивающие:

    • Развивать географическое мышление, устную речь, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы.

    • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес к обучению географии.

    • Умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, работать с географическими картами, другими источниками информации.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

Форма урока: игра-путешествие.

Оборудование: презентация, настенная географическая карта мира, атласы, контурные карты, карточки с заданиями, оценочные листы.

Предварительная подготовка к игровым действиям:

1. Класс делится на три группы, соответственно расставляются столы в кабинете.

2. На стол каждой команде положить географический атлас 7 класса, чистые листы, ручки, простые карандаши, оценочные листы.

Звучит музыка, песня “На далекой Амазонке”

Структура и ход урока:

1. Организационный момент:

Приветствие

Настрой на урок


2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:  Знакомый космонавт отправил мне фотографию, на которой изображены материки. Какой материк мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков.

Южную Америку (ответы учащихся)

Южная Америка – полная противоположность территории нашей страны. Когда у нас день – там ночь, когда у нас лето – там зима. Южная Америка, удивительный, необычный, загадочный материк, полный контрастов.

Учитель: Как вы думаете, какую цель урока мы должны с вами решить, исходя из темы урока?

Целью нашего урока является закрепление полученных знаний и их применение на практике.

Учитель: Мы начинаем урок – путешествие, посвященный материку Южная Америка. В нем примут участие, три команды. Каждая команда проходит 7 остановок. В командах должна быть рабочая обстановка. Оценивается работа всех и каждого в отдельности (на столах лежат оценочные листы). Слушайте друг друга, помогайте, принимайте коллективное решение, уважайте мнение товарища. По ходу работы в оценочной таблице отмечаются баллы, которые вы заработали. Будьте внимательны. И так, все готовы? Отправляемся в путешествие по Южной Америке. В путь!

Плывем к неведомому берегу,

Хотим увидеть целый свет.

Какое небо над Америкой?

Когда наступит там рассвет?

Как это здорово и правильно,

Что среди множества наук

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг.



3. Обобщение, систематизация знаний.

Учитель: Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы. Проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.

1. Остановка «Картографическая» Каждой группе дается контурная карта с нанесенными ? знаками вместо названий. В течение 2 минут, пользуясь атласами подписать данные названия. За каждый правильный ответ 1 балл.

Взаимопроверка



2. Остановка “Портретная галерея”

Учитель: В конце ХV века началась эпоха Великих географических открытий и европейцы стали искать морской путь на восток, в Азию. Через запад на восток!

Огромный континент вырос на пути, на всех парусах они устремились к берегам, но ступив на сушу, поняли, что это новые земли!

ЗаданиеОпределите, кто изображен на этих портретах, и какой вклад они внесли в изучение этого материка? За правильный ответ -1 балл.

Х.Колумб

А. Веспуччи

Н. Вавилов

А.Гумбольдт

И. Лангсдорф

Ф. Магеллан



3. Остановка “Филологическая ”

Задание: Прочитайте географический диктант и исправьте ошибки (ошибки выделены курсивом). За каждую исправленную ошибку 1 балл.

Наше путешествие по Южной Америке началось по полноводной реке – Амазонке. Путь лежал в знаменитую сельву. Там, на территории крупнейшего государства Южной Америки Бразилии, находится сельва, самая влажная природная область Земли. Растительный мир сельвы богат, там растут деревья сейба, пальмы, фикусы, орхидеи, лианы и т.д. Затем на вертолете мы отправились на запад материка, в Анды. Это высокие горы, их высшая точка 6959м. В этих горах есть озеро Титикака, самое высокогорное озеро. На реке Ориноко есть водопад Анхель, названный в честь летчика Анхеля. От реки уже рукой подать до Патагонии, самой сухой области в Южной Америке.

10 ошибок. Взаимопроверка.

4. Остановка “Что? Где? Когда? ”

Южная Америка родина многих растений. Угадайте, что лежит в черном ящике…

Команда №1 “У древних народов Америки это растение было в особом почете. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные ритуалы. Бога дождя изображали с этим растением. В Европе его впервые узнали от Христофора Колумба. Сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусны, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейское название этого растения - маис. А как мы его называем? (Кукуруза)

Команда №2

“Пожалуй, нет на Земле человека, который не знал бы этого растения, часто называемого вторым хлебом. В России до второй половины XVIII в. его не знали. В Европе это растение впервые появились в Испании и Англии благодаря Х.Колумбу и Ф. Дрейку. В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии. Петр 1. При царском дворе его называли “тартуфель” и подавали только на банкетах. В наши дни это растение растет чуть ли не на каждом огороде. Как же его называют?” (Картофель)

Команда №3

“Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который назвали “тео брома”, т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство. (Какао)

Физминутка

А теперь немного отдохнем. Есть в мире люди, которые не стареют с возрастом. Почему? Потому что они умеют и работать и отдыхать.

Посмотрите, какой удивительный водопад! Игуасу. 1300т. воды в секунду низвергает он. Какая мощь. Изобразите это движение воды. ( учащиеся изображают волнообразные движения)

5. Остановка “Творческая ”

Совершить воображаемое путешествие и составить рассказ:

1- команда - Пустыня

2- команда – Саванна

3- команда - Влажные леса Амазонии

Представьте. Что вам пришлось провести несколько часов в пустыне, саванне и в лесу. Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и пофантазируйте. Что бы вы могли увидеть, услышать и почувствовать. Рассказ должен быть интересным.

(оценивается по 3-х балльной системе)

6. Остановка “Географическая почта ”

Учитель: Климат Южной Америки очень отличается от других материков. Мы выяснили факторы, которые определяют эти особенности. Вам будет предложены задания - письма о климате материка.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте внимательно текст - письмо. Подумайте, как правильно ответить Ответ аргументируйте, используйте необходимые карты. За правильный ответ – 2 балла.

1. “Дорогой друг, Дэвид!

Завтра я улетаю на карнавал в Рио – де – Жанейро. Посоветуй, какую одежду мне взять с собой, чтобы чувствовать себя комфортно? Февраль-2012”

2. “Уважаемый Иван Степанович!

Наша экспедиция продвигается очень медленно, мешают дожди. Они идут каждый день. Капли падающего дождя стучат по листьям, по одежде. К утру, она не успевает просохнуть. Хочется поскорее выбраться из этой зеленной чащи”.

Где может находиться экспедиция?

3.В одной книге я прочитал описание реки Амазонки.

“Воды этой реки внушают местным жителям свирепый ужас. Несмотря на то, что их предки издавна жили здесь, они видят в реке лишь безрассудную и враждебную силу. В половодье течение реки подмывает берега, когда же вода спадает, деревья, стоящие на берегу, теряют опору и с грохотом валятся в реку. Вода в этой реке желтая и мутная. Дважды в год эта река вздувается от дождей, дважды в год вода спадает” Почему это происходит с рекой, почему она полноводна круглый год?

(в это время ученик выходит из кабинета и переодевается в костюм пирата)

6. Остановка “Блиц - вопросы Френсиса Дрейка”

Учитель: Как вы думаете, что это за человек? Какое отношение он имеет к этому материку? Кто он? (Капитан, пират)

Френсис Дрейк:

Меня зовут Френсис Дрейк, я капер или королевский пират. 15 ноября 1577 года я был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 хорошо оснащенных и вооруженных кораблях в пиратский рейд к тихоокеанскому побережью испанской Америки.

Новыми путями я обошел материк Ю.Америку и проник из Атлантического океана в Тихий, появляясь, я грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Здесь много кораблей, груженных золотом, которые готовились к отправке в Испанию. Я сделал свою “работу” мастерски и исчез в “просторах” океана.

Домой я решил возвращаться вокруг Северной Америки, т.к. через Магелланов пролив было идти опасно. Так, в 1581 году я совершил кругосветное путешествие. Добыча пиратов стала доходом страны, я, можно сказать, открыл историю британского колониализма, проложив новые пути через моря и океаны.

Несмотря на недовольство испанского двора, который через посла в Лондоне требовал меня повесить, и вернуть награбленное, но королева Елизавета I, присвоила мне высокое звание рыцаря

А теперь, мои вопросы (за ответ – дин жетон, кто не отвечает - получает черную метку)

  1. Влажные экваториальные леса Ю.А.(сельва)

  2. Горы на западе Ю.Америки (Анды)

  3. Полупустыня на юге материка (Патагония)

  4. Самая крупная и тяжелая птица в мире (кондор)

  1. Гигантская кувшинка Амазонии (виктория - регия)

  2. “Серебряная низменность” (Ла - Платская)

  3. Водяной удав (анаконда)

  4. Самый высокий водопад (Анхель)

  1. Хищная рыба Амазонки (пиранья)

  2. Самый широкий пролив (Дрейка)

  3. Канал, протяженностью 81 км, на перешейке между Америками (Панамский)

  4. Южноамериканская степь (пампа)

  1. Самое крепкое дерево (кебраччо)

  2. Из какого дерева получают каучук? (гевея)

  3. Остров – “горящая земля” (Огненная Земля)

  4. Действующий вулкан в Андах (Котопахи).

  1. Мелкое озеро на севере (Маракайбо)

  2. Пустыня в Ю.Америке (Атакама)

  3. Уникальое полезное ископаемое Ю.А.(селитра)

  4. Коренные жители материка (индейцы).

  1. Площадь материка (17,1 млн. км)

  2. Высокогорное озеро (Титикака)

  3. Самое высокое дерево сельвы (сейба)

  4. Самая маленькая птица (колибри)



Ф.Дрейк: Молодцы, ребята! Все прошли таможню, все можете отправляться домой. Удачного пути!

4. Заключительный этап игры. Подведение итогов. Каждая команда подсчитывает свои баллы. Выставляют свои баллы в оценочный лист. Оценивают каждого участника в своей команде и ставят оценки.

Поощрение групп и лучших “умников” и “умниц”.

5. Домашнее задание:

1) Прочитать параграф (Страны Южной Америки)

2) Творческие задания (на выбор):

  • Кроссворд,

  • Сочинить сказку о животных и растениях материка,

  • Вопросы “на засыпку” не по учебнику,

  • Синквейн на любую тему по материку,

  • Ребусы,

  • карточки “3,4,5 - лишний”

6 . Рефлексия

Учитель:

Перед вами 3 цветных квадратика

-На желтом напишите, что узнали нового сегодня на уроке,

-На сиреневом - оцените свою работу на уроке,

-На коричневом - укажите, какая остановка больше всего вам понравилась?

Итак, друзья. Пришла пора проститься.

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться.

И никогда не унывать.

Спасибо за урок. До новых встреч на материке Антарктида!!!









Список используемой литературы:

  1. Крылова О.В. “Уроки географии 7 класс”, из опыта работы, М. ,изд - во “Просвещение”, 1990 г., с.115 - 135.

  2. Касаткина Н.А.(составитель) “География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 - 8 классах”, Волгоград, изд - во “Учитель”, 2004 г.,с.185

  3. Баринова И.И. “Современный урок географии. Ч. 6 Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны”, М., изд - во “Школьная Пресса”, 2003г.,с.101

  4. Андреева В.Н. “Предметная неделя географии в школе”, серия “Библиотека учителя”. Ростов – на - Дону, изд - во “Феникс”, 2006г.,с.43, 72, 81, 201, 92-93.

  5. Болотникова Н.В. “География. Уроки-игры в средней школе”, Волгоград, изд - во “Учитель”, 2004, с.49, 55, 59, 61, 67.

  6. Дубанов И.С. “Игры на уроках географии”, серия “Внимание: опыт”, Чебоксары, изд - во “Клио”, 1999, с.9, 10, 16.

  7. Перепечева Н.Н. “Нестандартные уроки географии 6 - 7 классы”, Волгоград, изд - во “Учитель”, 2004г., с.73 - 78.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!