Учитель географии МАОУ СОШ №17 г. Липецка Торшина Елена Анатольевна.
Урок №25 (1).
Тема: Внутренние воды России. Реки.
УЭ-0: знать особенности рек России: уклон, падение, режим, питание, сток; влияние климата и рельефа на реки, уметь определить уклон и падение реки, работать с картами атласа, составлять характеристику реки с использованием различных источников информации.
Оборудование: физ. карта России, атласы, рис. 53-56, схема «Части реки»
Тип урока: практикум.
Ход урока:
УЭ-1.
Цель: мотивация учащихся, определение темы и задач урока.
1. По какому плану характеризуем природу страны?
2. На характеристике какого компонента мы остановились?
3. О чем будем говорить на уроке?
4. Сформулируйте тему урока.
5. Что нового узнаем?
6. Чему научимся?
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
УЭ-2.
Цель: знать части реки, значение воды и рек в жизни планеты, зависимость полноводности и характера
течения рек от климата и рельефа.
1. Каково значение воды в жизни человека и планеты?
2. Что называют внутренними водами? Приведите примеры.
Используя схему «Части реки» расскажите о строении реки.
3. Бассейнам каких океанов принадлежат реки России?
По физ. карте России найдите и покажите реки, принадлежащие бассейнам океанов.
Табл. «Крупные реки России» стр.125
1. Назовите самую длинную реку России.
2.Назовите самую длинную реку Восточно-Европейской равнины.
3. Какая река имеет примерно такую же площадь бассейна, как Обь с Иртышем? Где она протекает?
Из рек, бассейн которых полностью находится на территории России, самая длинная – река Лена.
4. Какова длина и площадь бассейна р. Лена?
5. Какие реки имеют длину более 2 тыс. км?
Величайшие реки мира: Обь, Енисей, Лена, Амур.
Самая крупная река Европы - Волга.
Как влияет климат и рельеф на реки? Объясните выражение А. И. Воейкова «Реки можно рассматривать как продукт климата».
УЭ-3.
Цель: знать понятия уклон и падение реки, уметь определять уклон и падение реки.
Рельеф влияет на уклон и падение реки.
Падение – превышение истока реки над устьем.
П=Н1-Н2, где Н1-абс. высота истока, Н2-абс. высота устья.
Уклон – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). У=П/Д
По уклону и падению реки определяют скорость течения реки, характер долины, скорость и вид эрозийной работы реки.
Используя справочный материал «Реки России», выполните задания:
1. Определите падение рек Лена, Урал, Енисей, Нева.
2. Определите уклон этих рек.
Уклон горных рек – более 1м/км, уклон Терека – 5 м/км.
Справочный материал «Реки России».
Река | Длина, км | Высота истока, м | Высота устья, м |
Амур | 4440 | 1000 | 0 |
Волга | 3531 | 256 | -28 |
Енисей | 4102 | 1000 | 0 |
Лена | 4400 | 930 | 0 |
Нева | 74 | 4 | 0 |
Урал | 2428 | 800 | -28 |
УЭ-4.
Цель: знать режим и питание рек, влияние климата нареки, уметь работать с различными источниками
географической информации.
1. За счет каких источников пополняются воды рек?
2. Какие типы питания рек существуют?
Климат и преобладающий источник питания определяют режим реки.
Режим реки – поведение реки в течение года (половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход)
3. Что такое половодье?
4. В какое время года бывает половодье и в какой местности?
Паводок – резкие кратковременные подъемы уровня воды в реке в результате обильных осадков.
Межень – время устойчивого низкого уровня и малого расхода воды.
5. Что такое ледостав?
6. Что такое ледоход?
По рис. 54 стр.116 определить:
1. Какие реки России замерзают в октябре?
2. На каких реках ледостав начинается в ноябре?
3. На каких реках ледостав в декабре?
4. Имеются ли в России территории, где реки не замерзают? Где они находятся?
5. Какая закономерность выявляется в датах начала весеннего ледохода на реках?
Годовой сток – вся вода, которая протекает в речном русле за год (А-21)
По режиму реки России:
1. Реки с весенним половодьем, питание смешанное с преобладанием снегового.
2. Реки с летним половодьем, разлив во время муссонных дождей.
3. Реки с паводковым режимом, разлив после дождей.
УЭ-5.
Цель: уметь составить характеристику реки с использованием различных источников географической
информации.
Практическая работа №6.
Составление характеристики одной из рек. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
Используя различные источники информации, составьте описание реки по плану.
1 вариант – река Амур, 2 вариант – река Волга
План описания реки:
Географическое положение (в какой части страны находится, направление течения, исток, устье, притоки, к бассейну какого океана принадлежит).
Тип питания реки.
Режим реки (половодье, межень, паводки, ледостав, ледоход).
Падение и уклон реки.
Характер течения, объем годового стока.
Хозяйственное использование реки и ее охрана.
УЭ-6.
Цель: подвести итоги и определить домашнее задание.
Домашнее задание: «3» - &19, к/к – крупные реки и их притоки, письменно составить описание реки Дон.