СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе "Внутренние воды России. Реки".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разаработан по модульной технологии с указанием учебных элементов. Рассмотрены такие понятия как уклон, падение реки, предствлена практическая работа по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе "Внутренние воды России. Реки".»

Учитель географии МАОУ СОШ №17 г. Липецка Торшина Елена Анатольевна.

Урок №25 (1).

Тема: Внутренние воды России. Реки.

УЭ-0: знать особенности рек России: уклон, падение, режим, питание, сток; влияние климата и рельефа на реки, уметь определить уклон и падение реки, работать с картами атласа, составлять характеристику реки с использованием различных источников информации.

Оборудование: физ. карта России, атласы, рис. 53-56, схема «Части реки»

Тип урока: практикум.


Ход урока:

УЭ-1.

Цель: мотивация учащихся, определение темы и задач урока.

1. По какому плану характеризуем природу страны?

2. На характеристике какого компонента мы остановились?

3. О чем будем говорить на уроке?

4. Сформулируйте тему урока.

5. Что нового узнаем?

6. Чему научимся?

Запись темы урока на доске и в тетрадях.


УЭ-2.

Цель: знать части реки, значение воды и рек в жизни планеты, зависимость полноводности и характера

течения рек от климата и рельефа.


1. Каково значение воды в жизни человека и планеты?

2. Что называют внутренними водами? Приведите примеры.

Используя схему «Части реки» расскажите о строении реки.

3. Бассейнам каких океанов принадлежат реки России?

По физ. карте России найдите и покажите реки, принадлежащие бассейнам океанов.

Табл. «Крупные реки России» стр.125

1. Назовите самую длинную реку России.

2.Назовите самую длинную реку Восточно-Европейской равнины.

3. Какая река имеет примерно такую же площадь бассейна, как Обь с Иртышем? Где она протекает?

Из рек, бассейн которых полностью находится на территории России, самая длинная – река Лена.

4. Какова длина и площадь бассейна р. Лена?

5. Какие реки имеют длину более 2 тыс. км?

Величайшие реки мира: Обь, Енисей, Лена, Амур.

Самая крупная река Европы - Волга.

Как влияет климат и рельеф на реки? Объясните выражение А. И. Воейкова «Реки можно рассматривать как продукт климата».



УЭ-3.

Цель: знать понятия уклон и падение реки, уметь определять уклон и падение реки.

Рельеф влияет на уклон и падение реки.

Падение – превышение истока реки над устьем.

П=Н1-Н2, где Н1-абс. высота истока, Н2-абс. высота устья.

Уклон – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км). У=П/Д

По уклону и падению реки определяют скорость течения реки, характер долины, скорость и вид эрозийной работы реки.

Используя справочный материал «Реки России», выполните задания:

1. Определите падение рек Лена, Урал, Енисей, Нева.

2. Определите уклон этих рек.

Уклон горных рек – более 1м/км, уклон Терека – 5 м/км.



Справочный материал «Реки России».

Река

Длина, км

Высота истока, м

Высота устья, м

Амур

4440

1000

0

Волга

3531

256

-28

Енисей

4102

1000

0

Лена

4400

930

0

Нева

74

4

0

Урал

2428

800

-28


УЭ-4.

Цель: знать режим и питание рек, влияние климата нареки, уметь работать с различными источниками

географической информации.

1. За счет каких источников пополняются воды рек?

2. Какие типы питания рек существуют?

Климат и преобладающий источник питания определяют режим реки.

Режим реки – поведение реки в течение года (половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход)

3. Что такое половодье?

4. В какое время года бывает половодье и в какой местности?

Паводок – резкие кратковременные подъемы уровня воды в реке в результате обильных осадков.

Межень – время устойчивого низкого уровня и малого расхода воды.

5. Что такое ледостав?

6. Что такое ледоход?

По рис. 54 стр.116 определить:

1. Какие реки России замерзают в октябре?

2. На каких реках ледостав начинается в ноябре?

3. На каких реках ледостав в декабре?

4. Имеются ли в России территории, где реки не замерзают? Где они находятся?

5. Какая закономерность выявляется в датах начала весеннего ледохода на реках?

Годовой сток – вся вода, которая протекает в речном русле за год (А-21)

По режиму реки России:

1. Реки с весенним половодьем, питание смешанное с преобладанием снегового.

2. Реки с летним половодьем, разлив во время муссонных дождей.

3. Реки с паводковым режимом, разлив после дождей.


УЭ-5.

Цель: уметь составить характеристику реки с использованием различных источников географической

информации.

Практическая работа №6.

Составление характеристики одной из рек. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Используя различные источники информации, составьте описание реки по плану.

1 вариант – река Амур, 2 вариант – река Волга

План описания реки:

  1. Географическое положение (в какой части страны находится, направление течения, исток, устье, притоки, к бассейну какого океана принадлежит).

  2. Тип питания реки.

  3. Режим реки (половодье, межень, паводки, ледостав, ледоход).

  4. Падение и уклон реки.

  5. Характер течения, объем годового стока.

  6. Хозяйственное использование реки и ее охрана.

УЭ-6.

Цель: подвести итоги и определить домашнее задание.

Домашнее задание: «3» - &19, к/к – крупные реки и их притоки, письменно составить описание реки Дон.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!