7класс
Тема: Зона арктических пустынь. «Страна льда и тьмы»
Цель: Сформировать представление о зоне арктических пустынь.
Задачи:
Образовательные: закрепить понятие «природная зона», познакомить с географическим положением, климатическими условиями, характерными растениями и животными зоны арктических пустынь.
Коррекционно – развивающие: продолжить развивать умение извлекать знания из карты природных зон; продолжить отработку умений работать с текстом учебника (выделять главное, находить ответы на вопросы). Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; с учебником, дополнительной литературой. Формировать активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, через выполнение творческих заданий, работу в группах.
Тип урока
Комбинированный
Основные термины и понятия
Природная зона, арктическая пустыня, Арктика, ластоногие, птичий базар.
Оборудование и материалы
Презентация. Карта природных зон России, атласы, индивидуальные карточки. Компьютер, проектор.
Ход урока
1.Организационный момент (настраиваются на продуктивный урок, совместную деятельность).
-Сегодня мы продолжим путешествовать по природным зонам России. С каким настроением начнем путешествие? Улыбнитесь друг – другу и скажите: у нас все получится!
2.Повторение пройденного материала.
-К изучению какого раздела мы приступили? Что такое природная зона? (Слайд)
-Что определяет особенности природной зоны? (Слайд, схема)
-По какому алгоритму изучаем природные зоны?
- Какие природные зоны расположены на территории России?
- В какой природной зоне мы живем?
-Мы повторили знания, которые нам будут необходимы при изучении нового материала.
Какие природные зоны расположены на территории России?
- В какой природной зоне мы живем?
-Мы повторили знания, которые нам будут необходимы при изучении нового материала.
Минута отдыха.
3.Актуализация знаний и чувственного опыта, объявление новой темы. Определение границ знания и незнания, постановка учебной задачи
- Мы отправляемся в путешествие, а вот в какую зону мы отправимся, вам подскажут слова из отрывка известной всем сказки (Слайд, музыка)
- Послушайте и скажите: из какой сказки этот отрывок и кто его автор?
«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее замков, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись один за другим на сотни миль - просторные, высокие до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пусто было в этих белых, ослепительно сверкающих залах».
-Что непременно должно быть в царстве Снежной королевы?
- Найдите на карте то место, где могла бы жить Снежная королева. Покажите.
- Эта область Земли называется Арктикой.
Арктика – это северная область Земли, включающая почти весь Северный Ледовитый океан с островами, окраины материков Евразии и Северной Америки. Это огромный район, площадь которого 27млн.кв.км, что в три раза больше площади Европы.
-Так в какой области Земли могла бы жить Снежная королева?
- В какой природной зоне на территории России могла бы жить Снежная королева?
-Как вы уже поняли, мы отправляемся в зону арктических пустынь. Но тема нашего урока будет звучать так: «Страна снега и льда».
-Почему сегодняшний урок имеет такую тему, мы ответим в конце урока.
- Что вы знаете об этой природной зоне? Каким цветом она обозначена на карте?
- Что бы вы хотели узнать об этой зоне?
-Ваши задачи полностью совпали с учебной задачей урока: сегодня мы рассмотрим географическое положение природной зоны; климатические условия; определим, как климат влияет на растительный и животный мир зоны арктических пустынь.
4. Изучение новой темы.
Работа с картой.
-Определите по карте, на каких островах расположена зона арктических пустынь.
Просмотр видеосюжета.
-Посмотрите и ответьте на вопрос: почему данную природную зону называют арктической пустыней?
Вывод делает учитель.
Зона арктических пустынь нашей страны находится в северном холодном поясе и занимает острова Северного ледовитого океана, где очень холодно, где большие пространства снега и льда и практически нет растительности.
-Вспомните, в каком поясе освещенности находится данная зона?
-Какой климат характерен для данного пояса освещенности?
- Какой климат характерен для данной зоны? Мы сделали предположение, а теперь попробуем доказать.
-Докажем суровость климата, составим карточки погоды зимнего и летнего дня по тексту.
Работа в группах.
1группа – «Зима».
Зима в Арктике долгая и лютая. Температура воздуха опускается до - 40 градусов. В это время часто бывают метели и сильный ветер. Солнце долго не показывается над линией горизонта.
2 группа – «Лето».
Лето в Арктике короткое и холодное. Температура летом от 0 до + 5 градусов, часто бывают заморозки, туманы, идут моросящие дожди со снегом. Лед тает вдоль берегов.
-Какая зима? Какое лето?
-Чем лето в Арктике отличается от лета нашей местности?
-Зимой Солнце долго не показывается над линией горизонта. В это время года длится полярная ночь. Продолжается полярная ночь 6 месяцев. Только бледный свет звезд и луны, а иногда полярного сияния освещает бескрайние снежные просторы (Слайд).
Что такое полярное сияние?
-После полярной ночи Солнце постепенно поднимается над горизонтом. И наступает полярный день, который также продолжается 6 месяцев.
-Чем отличается полярный день и ночь от дня и ночи нашей местности ?
Схематический рисунок, проблемный вопрос.
- Солнце – сутками стоит над головой. Почему же не становится жарко?
Минута отдыха.
Вывод делает учитель.
-Что необходимо растениям для роста ?
-Достаточно ли света, тепла для роста растений в зоне арктических пустынь?
-Предположите, какие растения и животные могут выдержать этот суровый климат. (Слайд)
-Проверим и дополним наши предположения.
-Рассмотрите растения и определите, как растения зоны арктических пустынь приспособились к суровому климату? Проверьте истинность нашего предположения по учебнику.
- Дополните ответ. - Что вы можете сказать о количестве растений?
-Животный мир зоны арктических пустынь также небогат. Он представлен морскими и наземными животными, птицами, в морях обитают рыбы.
-Найдите и зачитайте, какие морские животные обитают в зоне арктических пустынь? (Слайд).
-Морских животных делят на две группы: киты и ластоногие.
Учитель с опорой на иллюстрации (Слайд) рассказывает о белухах, нарвалах. - Чем нарвалы отличаются от белух?
-К ластоногим относят тюленей и моржей.
- Почему их называют ластоногие? (Слайд).
- Что вы знаете из жизни моржей и тюленей?
-Каждое лето в арктические пустыни прилетают множество птиц: кайры, гаги, тупики, чайки, чистики, белые гуси, казарки. Гнездятся птицы на островах, среди скал. Все они находят пищу в море.
-Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.
-Что такое птичий базар?
Просмотр видеосюжета.
-Как животные приспособились к суровому климату?
-Что можно сказать о количестве растительного и животного мира в зоне арктических пустынь?
-Чтобы ответить на этот вопрос необходимо составить предложение и записать его в тетрадь.
в, Животный, арктических пустынях, не, богат, и, мир, растительный.
Минута отдыха
-Животные арктических пустынь находятся под охраной государства.
Самостоятельная работа.
По опорным словам составьте рассказ об охране животных в Арктике. Запишите в тетрадь.
Слова для составления рассказа: не богат, Арктика, животный мир, моржовое мясо, клыки, кости, истребляли, хищнически, пух, под охраной государства. Красная книга, запрещен, птичьи базары.
- На острове Врангеля для охраны животных создан заповедник.
5. Первичное закрепление
Кроссворд «Зона арктических пустынь».
1.Природная зона в бескрайних ледяных просторах Северного Ледовитого океана. 2.Часть суток за полярным кругом, в течение которых солнце не восходит. 3.Свечение верхних слоев атмосферы, наблюдаемое за Полярным кругом. 4.Опасный хищник ледяной зоны.
6. Итог, рефлексия.
-С какой природной зоной познакомились?
-Что для вас было интересным на уроке?
- Что бы вы рассказали интересного с урока своим родителям, друзьям?
-Кто был самый активный на уроке? (Выставление отметок).