Конспект урока геометрии в 7 классе
«Параллельные прямые. Решение задач».
Учитель математики Спецшколы Кулибаба Ирина Петровна.
Цель урока:
контроль знаний теоретического материала;
закрепление умений и навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых и свойств углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
Способы достижения цели:
использование игрового момента («Поле чудес» - фрагмент);
карточки для работы устно (можно – слайды презентации), карточки для фронтальной письменной работы (удобнее – слайды презентации), задания для самостоятельной работы.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Работа устно – 10 мин.
Фронтальная письменная работа – 10 мин.
Самостоятельная работа – 15 мин.
Итоги, домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
Сегодня мы приглашены в студию телекомпании «Геометрия» на программу «Поле чудес».
Как известно, чудеса – дело рук человека. И наша с вами, ребята, задача – совершить чудо: применить имеющиеся знания о параллельных прямых для решения задач. Мы вспомним признаки параллельности прямых и свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, решим задачи с их помощью. По ходу урока вам предстоит расшифровать фразу, закрытую на доске. Если кому-то посчастливится выиграть супер игру, мы узнаем, кто сказал эту фразу, а победитель получит суперприз – отметку «5». Замечу, что в супер игре может принимать участие каждый из вас: суперпризы – в достаточном количестве. Притом, выигранные ранее призы сохраняются в любом случае.
Напоминаю: тема сегодняшней игры – «Параллельные прямые». Вам пригодится всё, что вы о них знаете.
Итак, первый участник (фамилия, имя), «вращай барабан»: выпиши названия углов, образованных при пересечении прямых т и с секущей р.
т
2 1
3 4
с
5 6
7 8
р
(задание на переносной магнитной доске или на слайде презентации)
Участник второй – (фамилия, имя), ты сможешь открыть одно из слов, если укажешь, какие из предложенных высказываний верны, а какие – нет (на стационарной магнитной доске)
1) т 1
р 2
к
∟1 = ∟2 , значит т / / р
2)
а 1
3
в
2
с
а / / в, значит ∟1 = ∟2
3)
а
1
2
в с
а / / в, ∟1 + ∟2 = 1600, значит ∟1 = 600
4)
с 1
3
к 2
в
с / / к, ∟1 + ∟2 = 2100, значит ∟3 = 105 0
5) В С
А Д
АД // ВС; АВ = ВС; значит, ∟ВАС = ∟ДАС.
Остальные участники – отвечаем на несколько вопросов устно и открываем первое слово.
Какие прямые называются параллельными?
Определить по рисунку, будут ли прямые параллельны, опираясь на нужную теорему.
1)
с 1200
1200
к
в
2)
с 1100
а 1100
в
3) с
1000
800
в
а
4) с 1 1600
2
600 3
в
а
5) а // е;
с
600 1?
? 3 4?
е ?5
р
Открыли первое слово: Вдохновение
Проверяем работу 1 участника. Слово: нужно
Второй участник объясняет свой выбор. Открываем: в геометрии
Чтобы открыть следующее слово, нам предстоит вспомнить признаки равенства треугольников и связать их с изучаемой сейчас темой. Это очень поможет тому, кто попадёт в супер игру.
1)
В С Доказать: ∆АВД = ∆СДА
А Д
2) С В
Доказать: СВ // АД
О
А Д
3) А К
О
В
Р
Доказать: ВО = ОК
Открыли: не меньше
Вы заработали приз – вот эту замечательную задачу (готовый чертёж)
1человек письменно у доски, остальные – письменно в тетрадях.
а 1?
? 3 2?
4?
в 5?
с
Дано: а // в, с – секущая, ∟3 на 600 меньше, чем ∟4.
Найти величину всех углов.
Открыли: чем
Работаем над последним словом. Но перед этим – небольшая разгрузка. Физкультминутка.
Прошу всех встать. Посчитаем.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть.
Самостоятельная работа. Каждый получает индивидуальную карточку с рисунком. На ней записываем, что дано и решаем задачу. Следует обратить внимание: требуется доказать параллельность прямых, опираясь на свойства вертикальных и смежных углов и признаки параллельности прямых. Наибольший балл – «4». Один человек своё задание выполняет у доски.
Ученики, выполнившие задание отдают карточку на проверку и получают задачу для супер игры. Оформляют и решают её в тетрадях.
После того, как все с задание справились, открываем последнее слово: в поэзии. (Если время не позволяет, открываем слово, когда с задачей справилась большая часть учащихся).
При наличии времени решаем задачу из супер игры.
стр.68, №213 из учебника Геометрия 7 – 9, автор Л.С. Атанасян.
За три минуты до конца урока подводится предварительный итог. Все участники получают «приз от телекомпании» – отметку.
Индивидуально даётся домашнее задание на карточках; кратко комментируется учителем. В это время остальные учащиеся могут продолжать решение последней задачи.
Делается вывод, достаточным ли было у нас вдохновение, и сообщается, кому принадлежат приведённые слова.