СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Головной мозг"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока биологии в 8 классе,

проведенного 12 марта 2016 года

Тема урока «Головной мозг, его строение и функции»

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока: глава «Нервная система»

Деятельностная цель:

  • формирование  умений реализации новых способов действий:

  • формулирование цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

  • умение выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

  • развитие умений находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

  • осуществление собственной самооценки учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая цель:

формирование представлений об особенностях расположения и строения головного мозга функций его основных отделов;

Задачи урока:

  • развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

  • развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение:

презентация

Мотивационное обеспечение урока:

мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:

а) создание ситуации успеха;

б) обеспечение психологического комфорта.

Формирование УУД:

познавательные: сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

регулятивные: свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);

Опорные понятия: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга (большой мог), желудочки мозга.

Формы и методы организации учебной деятельности:

формы: коллективная; индивидуальная;

методы: словесные: беседа, рассказ; наглядные: просмотр презентации;

методы контроля:

выполнение лабораторной работы, выполнение заданий с самопроверкой.

Средства обучения:

компьютер; проектор; мультимедийная презентация; учебная литература; дополнительная ли­тература.

Урок по теме «Головной мозг, его строение и функции» является логическим продолжением в главе «Нервная система».

При постановке целей выдержан принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей обучающихся:

    -Достаточная сформированность мыслительной деятельности,

    -Умение концентрировать внимание

    -Средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

Актуализация знаний обучающихся о строение нервной системы, строение спинного мозга и его функционировании – проводилась в форме тестирования, что позволило вспомнить необходимый материал и настроить ребят на работу.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлены межпредметные связи с литературой, химией, медициной, валеологией, обеспечением безопасности жизнедеятельности внутрипредметные связи с темой: «Опорно-двигательная система», «Кровеносная система» , также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.

Главным этапом на уроке было изучение нового материала, с этой целью были применены различные виды работы: устный, письменный, фронтальный.

Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов обучающихся были использованы различные приемы, способствующие развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.

Активность обучающихся была достаточно высокой.

Проведение урока в форме диалога дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у обучающихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность обучающихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.





Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Карыжский филиал




Открытый урок

по биологии


Головной мозг,

его строение и функции





Подготовила:

учитель биологии и химии

Воловченко

Ирина Владимировна







с. Карыж

Тема урока «Головной мозг, его строение и функции»

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока: глава «Нервная система»

Деятельностная цель:

  • формирование  умений реализации новых способов действий:

  • формулирование цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

  • умение выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

  • развитие умений находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

  • осуществление собственной самооценки учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая цель:

  • формирование представлений об особенностях расположения и строения головного мозга функций его основных отделов;

Задачи урока:

  • развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

  • развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение:

презентация

Мотивационное обеспечение урока:

мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:

а) создание ситуации успеха;

б) обеспечение психологического комфорта.

Формирование УУД:

познавательные: сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

регулятивные: свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);

Опорные понятия: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга (большой мог), желудочки мозга.

Формы и методы организации учебной деятельности:

формы:

  • коллективная;

  • индивидуальная;

методы:

Словесные: беседа, рассказ;

Наглядные: просмотр презентации;

методы контроля:

выполнение лабораторной работы, выполнение заданий с самопроверкой.

Средства обучения:

компьютер;

проектор;

мультимедийная презентация;

учебная литература; дополнительная ли­тература.

Структура и ход урока:

1) организационный момент – 2 минуты

2) актуализация знаний и умений – 8 минут

3) изложение нового материала – 22 минуты;

4) закрепление и систематизация материала – 8 минут;

5) подведение итогов урока. Рефлексия – 2 минуты;

6) постановка домашнего задания– 3 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Стихотворение.

Тайны сознанья,загадки природы,

Людей волновали, манили всегда.

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье,воля, рефлексы,

Всё изучают в науке врачи.

Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,

Центральной нервной системы ключи.

  • О какой системе органов здесь идет речь? – НС.

Тест по теме «Спинной мозг». (работа по вариантам, задания дифференцированные – выполнение первой части на «3», выполнение всего задания – оценка «5», выполнение всего задания с незначительными ошибками – оценка «4»).( Приложение 1).

Взаимопроверка и самопроверка. Работа в парах.


Актуализация знаний учащихся.

  • Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)

  • Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)

  • Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)

  • Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)

  • Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)

  • Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

III. Изучение нового материала.

1.Вступление учителя.

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводится к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживали не только физиологическое состояние головы, но и наблюдали обычные процессы: бодрствование, сон, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?” (Слайд 2)

Учитель выслушивает и комментирует ответы учащихся

 

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг.

  • Почему мы обладаем сознанием?

  • Как воспринимаем мир?

  • От чего зависит речь?

  • Почему видим?

И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. (Слайд 3)

Но еще задолго до их открытий. Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”. ( Слайд 4)

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать…

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции. (Слайд 5)

Цель урока:

познакомиться (со строением головного мозга); узнать (функции его отделов). (Слайд 6)

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека.

Демонстрация интерактивной модели мозга и модели мозга человека.

(Слайд 7)

  • Где располагается головной мозг? (В полости черепа).

  • Какую роль выполняет черепная коробка? (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)

  • А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки? (Нет, недостаточно)

В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа.

  • Что способствует этому?

  • Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)

Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)  (Слайд 8)

Головной мозг – уникальный механизм, он регулирует гомеостаз, получает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и принимает решения, отвечает за рассудочную деятельность человека. По мнению некоторых ученых, мозг может хранить до 15 триллионов разных данных Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. (Слайд 9)

Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, масса мозга и объем остаются максимальным и постоянным для каждого человека .

В среднем масса мозга – 1500 г., объем – 1200 см 3. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел. (Слайд 10-11)

Интеллектуальные способности человека не зависят от величины головного мозга Важно соотношение массы мозга и общего веса тела.

Вес мозга некоторых знаменитых людей: (Слайд 12-14)

Иван Тургенев (русский писатель) - 2,012 кг

Сергей Есенин
(русский поэт) - 1920 кг
Иван Павлов
(русский ученый) - 1653 кг
Дмитрий Менделеев
(русский ученый) - 1571 кг
Андрей Сахаров
(русский ученый) - 1440 кг
Константин Циолковский
(русский ученый) - 1372 кг

Анатоль Франс Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии. Лауреат Нобелевской премии по литературе, деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России. 

Родился: 16 апреля 1844 г., Париж, Франция

Умер: 12 октября 1924 г. (80 лет), Тур, Франция


Ныне самый лег­кий мозг в мире, у аб­со­лют­но здо­ро­во­го че­ло­ве­ка, весит 1,1 кг, а самый тя­же­лый – 2,85 кг,  у че­ло­ве­ка боль­но­го иди­о­ти­ей.


3. Отделы головного мозга (слайды презентации 15-24).

Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)

Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения работы. Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов и заполнить таблицу.

Работа с учебником (Приложение 2)

Отдел мозга

Функции

продолговатый

Рефлекторные-жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-ки­шечного тракта, обмена веществ.

мост

В них находятся центры, свя­занные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.

мозжечок

Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции

средний мозг

Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный

промежуточный мозг

Состоит из таламуса, гипоталамуса в состав которой входит железа внутренней секреции эпифиз.

Таламус - центр анализа всех видов ощущений: от рецепторов мышц, анализ зрительной и слуховой информации, болевой чувствительности.

В гипоталамусе расположены центры голода и жажды, удовольствия, постоянства температуры тела. Гипофиз - вырабатывает кортикотропин, гонадотропины, соматотропный гормон.


Прочитайте текст о продолговатом мозге и сравните его со спинным.(Слайд 15-16)

Серое вещество расположено внутри белого и образует скопления в виде ядер.

Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания.

Продолговатый мозг— непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус

Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер

Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д.

В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Проведем простую практическую работу. Накопите слюну и проглотите. Затем сразу же попытайтесь сделать еще одно глотательное движение. Не получается. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания слюны.

             А какие еще  центры защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге?

(чихания, кашля, рвоты, слезотечения, мигания).

 Мост– это место расположения нервных волокон, по которым импульсы идут вверх и вниз. Он состоит из серого и белого вещества. Слайд 17-18)

Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу, находятся центры связанные с мимикой и жевательными функциями

 

 Найдите на рисунке  мозжечок.    Каково его строение? Каковы основные функции мозжечка? (воспользуйтесь текстом учебника).(Слайд 19-20)

 Мозжечок состоит из двух полушарий и соединяющей особой структуры червя  из-за поперечной исчерченности, серое вещество как внутри, так и снаружи. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария . Поверхностный слой полушарий мозжечка называют корой.

Кора мозжечка складчатая, образует борозды и извилины.  Мозжечок участвует в регуляции сложных произвольных и непроизвольных движений, обеспечивает координацию движений, поддерживает мышечный тонус и равновесие

 Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель.

Является ли мозжечок жизненно важным отделом головного мозга?

В случае удаления или недоразвития мозжечка возможна компенсация его функций, но есть виды движений,  в которых мозжечок незаменим.  Это броски в цель, бег с препятствиями.

 Найдите на рисунке средний мозг. (Слайд21-22)

На поверхности обращённой к мозжечку имеются четыре небольших бугорка – четверохолмие.

Он участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов, например он обеспечивает изменение величины зрачка и кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы , глаз в сторону источника света

Рефлексы среднего отдела головного мозга мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно обороняться?”

Хлопнуть неожиданно в ладоши……. Кто-то вздрогнул произошел рефлекс среднего мозга.

Промежуточный мозг (Слайд 23-24)имеет сложное строение, состоит из таламуса, гипоталамуса (подбугровой области) и надбугровой области, в состав которой входит железа внутренней секреции эпифиз (слайд 8). Таламус - центр анализа всех видов ощущений: от рецепторов мышц, анализ зрительной и слуховой информации, болевой чувствительности. В гипоталамусе расположены центры голода и жажды, удовольствия, постоянства температуры тела. Книзу от гипоталамуса в костном углублении называемом «турецкое седло», расположена железа внутренней секреции – гипофиз. На это уровне происходит перекрест зрительных и слуховых путей т.е. информация от левого глаза поступает в правое полушарие, и наоборот. Напомню, что гипофиз вырабатывает кортикотропин, гонадотропины, соматотропный гормон.


Физминутка!

Двойное изображение «Кого Вы видите?»(Слайд 25)

  • А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут) (Слайд 26-30)

Ра­бо­та го­лов­но­го мозга за­ви­сит от его кро­во­снаб­же­ния. С воз­рас­том в ре­зуль­та­те ку­ре­ния, нера­ци­о­наль­но­го пи­та­ния со­су­ды го­лов­но­го мозга те­ря­ют свою эла­стич­ность, ста­но­вят­ся более уз­ки­ми. В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ют за­бо­ле­ва­ния, на­ру­ша­ю­щие ра­бо­ту го­лов­но­го мозга. Самым тя­же­лым яв­ля­ет­ся ин­сульт – это мгно­вен­ное кро­во­из­ли­я­ние в ка­кой-ли­бо об­ла­сти го­лов­но­го мозга.

Очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга?

- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
– это ответ на проблему, поставленную в начале урока.

Рефлексия.

1) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

- Подпишите все отделы головного мозга на рисунках. (Приложение 3.)

2) Теперь выполним тест по данной теме..(Приложение 4)

3)Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)

- А рефлекс?(Глотания и выделени на пищу слюны).

-А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему?( Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми)

– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе

Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.

- Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку (словесно)

Составление синквейна. (СЛАЙД 31-32)

Интересные факты (Приложение 5)(Слайд 33-34)

Д/з: (Слайд 35)

  1. Выучить § 45,

  2. ответить на вопросы,

  3. рассчитать массу своего головного мозга.

  4. вспомнить пословицы и поговорки о голове и мозге.

Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рисунки .

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тесты по теме «Спинной мозг»

1 вариант.

Задание № 1

1.Серое вещество в спинном мозге находится

а) внутри

б) снаружи

2.Аксон – это отросток нейрона

а) длинный

б) короткий

3.Толщина спинного мозга

а) 2 см

б) 4 см

Задание № 2.


Вставьте пропущенные слова.


Нервные клетки – нейроны состоят из тела и отростков.

Длинные отростки нейронов.-.................... образуют

.................. вещество мозга,

а короткие отростки -.......................... образуют вместе

с телами клеток .....................вещество мозга.




Тесты по теме «Спинной мозг»

2 вариант.

Задание № 1.

1.Белое вещество спинного мозга находится

а) снаружи

б) внутри

2. Дендрит – это отросток нейрона

а) короткий

б) длинный

3. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы

а) 31 пара

б) 33 пары

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.


.......................... мозг представляет собой длинный тяж,

толщиной ............, расположенный

в ............................... канале и покрытый оболочками.

От спинного мозга отходят .......................

спинномозговых нервов.








ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Отдел мозга


Функции

продолговатый





мост





мозжечок




средний мозг




промежуточный мозг


































ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


Тест «Головной мозг»

вариант 1

1.Головной мозг человека состоит из:

А) ствола Б) мозжечка В) полушарий головного мозга Г) моста

2.Отделы ствола:

А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг

3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

5.Обеспечивает изменение величины зрачка:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

6.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

7.Принимает участие в координации движений:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг

8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.

9.Продолговатый мозг является продолжением:

А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга

10.Самый маленький отдел головного мозга:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг

















Тест «Головной мозг»

Вариант 2

1.Головной мозг человека состоит из:

А) ствола Б) мозжечка В) полушарий головного мозга Г) моста

2.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

3.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

4.Отделы ствола:

А) продолговатый мозг Б) мозжечок В) мост Г) средний мозг Д) промежуточный мозг

5.Проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

6.Обеспечивает изменение величины зрачка:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост Г) средний мозг

7.Самый маленький отдел головного мозга:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг

8.Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.

9.Продолговатый мозг является продолжением:

А)среднего мозга Б) спинного мозга В) промежуточного мозга

10.Принимает участие в координации движений:

А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок Г) средний мозг
















Приложение 5.

Интересный факт (сообщение учащихся)

В 1974 г. один гражданин наизусть прочитал 16000 страниц буддистских канонических текстов.

В 1988 г. во время гала-концерта артистка Барбара Мур по памяти исполнила на фортепиано 1852 песни.

В 1980 г. одна индианка на кафедре информатики Лондонского университета за 28 секунд перемножила в уме два произвольно выбранных тринадцатизначных числа: 7686369774870 х 2465099745779 и получила следующей результат: 18947668177995426462773730.




































Приложение

Эксперименты

Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Ответь на вопросы:

Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?

Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?


Выявите в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так. Чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете?

Ответь на вопросы:

Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах все двери открываются наружу. С какой функцией головного мозга это связано?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции промежуточного мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Занимайтесь своими делами. Экспериментатор неожиданно дает громкую команду “Замри”. Что Вы наблюдаете?

Ответь на вопрос:

Центры каких рефлексов находятся в промежуточном мозге? Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции больших полушарий головного мозга

Опыт 1. Экспериментатор помещает перед испытуемым экран с таким расчетом, чтобы он мог достать рукой предмет, спрятанный за экраном, но не мог проконтролировать свои действия зрением. Экспериментатор бросает ластик за экран. После этого он предлагает испытуемому достать брошенный предмет.

Опыт 2. Экспериментатор демонстрирует ручку в вертикальном положении, а затем прячет ее в горизонтальном положении за экран. Пронаблюдайте за действием экспериментуемого в первом и втором случаях.

Ответь на вопрос:

1.О каких процессах шла речь в первом и втором случаях?


























Просмотр содержимого презентации
«Головной мозг,его строение и функции»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Коровяковская средняя общеобразовательная школа»   Глушковского района Курской области  Карыжский филиал    Головной мозг,  его строение  и функции           Подготовила:  учитель биологии и химии  Воловченко  Ирина Владимировна   с. Карыж 2016 год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Коровяковская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области Карыжский филиал Головной мозг, его строение и функции

Подготовила:

учитель биологии и химии

Воловченко

Ирина Владимировна

с. Карыж 2016 год

Александр Романович Беляев

Александр Романович Беляев

И.П.Павлов И.М.Сеченов

И.П.Павлов

И.М.Сеченов

«Мозг-центр всех центров и главный орган ума»      Гипократ

«Мозг-центр всех центров и главный орган ума» Гипократ

Тема урока  Головной мозг, его строение и функции.

Тема урока Головной мозг, его строение и функции.

Цель урока: Познакомиться со строением головного мозга и функциями его отделов

Цель урока:

Познакомиться со строением головного мозга и функциями его отделов

Модель мозга человека .

Модель

мозга человека .

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Головной мозг может хранить  до 15 триллионов разных данных

Головной мозг может хранить до 15 триллионов разных данных

Масса мозга   Масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел

Масса мозга

Масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел

У представителей разных полов есть определенные различия в работе головного мозга

У представителей разных полов есть определенные различия в работе головного мозга

Вес мозга знаменитых людей:        Константин Циолковский  (русский ученый) - 1372 кг    Есенин Сергей Александрович - 1920 г Тургенев Иван Сергеевич 2012 г. Павлов Иван Петрович - 1653 г

Вес мозга знаменитых людей:

Константин Циолковский (русский ученый) - 1372 кг

Есенин

Сергей Александрович - 1920 г

Тургенев

Иван Сергеевич

2012 г.

Павлов

Иван Петрович - 1653 г

Вес мозга знаменитых людей: Циолковский Константин Эдуардович  1372 г   Сахаров  Андрей Дмитриевич 1440 г  Менделеев Дмитрий Иванович 1507кг

Вес мозга знаменитых людей:

Циолковский

Константин Эдуардович 1372 г

Сахаров Андрей Дмитриевич

1440 г

Менделеев

Дмитрий Иванович

1507кг

Вес мозга знаменитых людей:  Ленин Владимир Ильич 1340г. У Луи Пастера — не функционировала половина переднего мозга Анатоль Франс  1017 г

Вес мозга знаменитых людей:

Ленин

Владимир Ильич

1340г.

У Луи Пастера — не функционировала половина переднего мозга

Анатоль Франс

1017 г

Отдел мозга Функции продолговатый Рефлекторные жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-ки­шечного тракта, обмена веществ. мост В них находятся центры, свя­занные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути. мозжечок Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции средний мозг Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный промежуточный мозг Состоит из таламуса, гипоталамуса в состав которой входит железа внутренней секреции эпифиз. Таламус - центр анализа всех видов ощущений: от рецепторов мышц, анализ зрительной и слуховой информации, болевой чувствительности. В гипоталамусе расположены центры голода и жажды, удовольствия, постоянства температуры тела. Гипофиз - вырабатывает кортикотропин, гонадотропины, соматотропный гормон.

Отдел мозга

Функции

продолговатый

Рефлекторные жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-ки­шечного тракта, обмена веществ.

мост

В них находятся центры, свя­занные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.

мозжечок

Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции

средний мозг

Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный

промежуточный мозг

Состоит из таламуса, гипоталамуса в состав которой входит железа внутренней секреции эпифиз.

Таламус - центр анализа всех видов ощущений: от рецепторов мышц, анализ зрительной и слуховой информации, болевой чувствительности.

В гипоталамусе расположены центры голода и жажды, удовольствия, постоянства температуры тела. Гипофиз - вырабатывает кортикотропин, гонадотропины, соматотропный гормон.

Физминутка! Кого Вы видите?

Физминутка!

Кого Вы видите?

Поражения и заболевания

Поражения и заболевания

  • Изучение и лечение поражений и заболеваний мозга относится к ведению биологии (нейрофизиология) и медицины (психиатрия, неврология, нейрохирургия и психологии).
  • Воспаление мозговых оболочек называется менингитом (соответственно трём оболочкам — пахименингит, лептоменингит и арахноидит).
  • Кровоизлиянием в головной мозг называется инсульт
Памятка  для тех, кто заботится о своем здоровье

Памятка для тех, кто заботится о своем здоровье

  • Хорошо высыпайся и планируй свой день.
  • Начинай день с улыбки и зарядки
  • Полноценно питайся
  • Следи за своими эмоциями, сдерживай свой гнев, не давай волю нервам.
  • Внимательно слушай собеседника
  • Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе
  • Читай много хороших книг
  • Чаще общайся с природой, она — кладовая здоровья
  • Если что-то тебя беспокоит, сообщи родителям или близким тебе людям.
Причины нарушения работы головного мозга: Травмы Недостаточный сон Неправильное питание Несоблюдение правил гигиены Нервные срывы Нездоровый образ жизни и т.д.

Причины нарушения работы головного мозга:

Травмы

Недостаточный сон

Неправильное питание

Несоблюдение правил гигиены

Нервные срывы

Нездоровый образ жизни и т.д.

Компьютерные томографы .

Компьютерные томографы .

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод исследования головного мозга

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод исследования головного мозга

Синквейн

Синквейн

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным) .
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  • Третья строка – описание действия темы тремя словами (глаголы)
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  • Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Синквейн   В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным) . Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия темы тремя словами (глаголы) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы Мозг Главный, чувствительный Контролирует, анализирует, регулирует Самый мало изученный орган Центр

Синквейн

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным) .
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  • Третья строка – описание действия темы тремя словами (глаголы)
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  • Пятая строка – одно слово, синоним темы

Мозг

Главный, чувствительный

Контролирует, анализирует, регулирует

Самый мало изученный орган

Центр

Самый видимый цвет - шартрез. Шартрез - это желто-зеленый оттенок

Самый видимый цвет - шартрез. Шартрез - это желто-зеленый оттенок

Синдром Альцгеймера 

Синдром Альцгеймера 

Домашнее задание 1. Выучить § 45, 2. Ответить на вопросы, 3. Рассчитать массу своего головного мозга. 4. Вспомнить пословицы и поговорки о голове и мозге.

Домашнее задание

1. Выучить § 45,

2. Ответить на вопросы,

3. Рассчитать массу своего головного мозга.

4. Вспомнить пословицы и поговорки о голове и мозге.

Спасибо за урок Я желаю вам всем быть умными,  талантливыми, хорошо учиться по   всем предметам, не только по  биологии.

Спасибо за урок

Я желаю вам всем быть умными,

талантливыми, хорошо учиться по

всем предметам, не только по

биологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!