Организационно-мотивационный | Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке | Словесный (слово учителя, стихотворчество, приветствие); Методы самовоспитания (самоконтроль). | Приветствие учащихся. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. А для этого скажем такие слова: «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.» - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. - Давайте проверим готовность к уроку и правильную посадку. | Приветствуют учителя. Желают друг другу добра. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Проговаривают вместе с учителем. - Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Правильно садятся. | Ф | Презентация. | - Контроль со стороны учителя - Самоконтроль | | К | Доброжелательность и готовность к сотрудничеству, отзывчивость. |
Постановка учебной задачи | Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению задач урока. | Словесный (беседа, через вопросы учителя подводит к теме, задачам и плану); Метод наводящих вопросов; Метод развития психических функций (похвала); Практический (выполнение заданий); Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль); Метод инструктаж; Наглядный (демонстрация презентации). | - Для того, чтобы у нас все получилось, нам необходимо настроиться, для этого давайте проведем гимнастику речевого аппарата, я буду говорить чистоговорки, а вы повторяйте за мной: - Ша-ша-ша – моет мама малыша. Шу-шу-шу – папе я письмо пишу. Ши-ши-ши – в садик ходят малыши. Аш-аш-аш – у Марины карандаш. - Молодцы! - Ребята, чем бы вы хотели заниматься сегодня на уроке? - Хорошо, но прежде чем мы начнем, я познакомлю вас с гостем, которого вы все знаете, не только из мультфильмов, но и из реальной жизни. И чтобы узнать, что же это за гость, предлагаю вам отгадать загадку: Желтая тарелка на небе весит. Желтая тарелка всем тепло дарит. - Кто это? - Правильно, это солнышко, но обратите внимание, его совсем не видно, его закрывают тучки. И для того, чтобы солнышко засеяло в нашем классе, необходимо разогнать эти темные пасмурные тучи. А для того, чтобы их разогнать нужно пройти испытания. Вы готовы? - Ну что же, начнем. Первое испытание будет на повторение прошлых тем. Итак, ребята, а какие бывают звуки? - Расскажите, что вы знаете о гласных звуках? - А что вы знаете о согласных звуках? - А что вы еще знаете о звуках? - А чем обозначаются звуки на письме? - Отлично, сейчас поиграем в игру «Поймай звук» я вам буду показывать букву на слайде, а вы, если она обозначает гласный звук, хлопаете в ладоши один раз, а если гласный – топаете, тоже один раз (Буквы: И, С, Р, Е, Н). - Смотрите, первая тучка уходит. Какие вы молодцы, вам удалось разогнать тучку, так еще и повторить прошлые темы. - Предположите, мы сегодня будем дальше продолжать повторять то, что знаем, или получать новые знания? - Конечно, мы будем продолжать проходить испытания, чтобы разогнать все тучки и получить новые знания. А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь. Это и будет вторым испытанием. - Как шипит змея? - А как шипит гусь? - Теперь отгадайте загадку: Круглый, гладкий, как арбуз Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. - Что это? - Правильно. Смотрите, и вторая тучка ушла. Кто уже догадался, какова наша тема урока? - Правильно, как догадались? - А какую цель мы можем поставить на уроке? - Наш план урока: 1. Знакомство с согласным звуком [ш]; 2. Научиться выделять и отличать согласный звук [ш] от других; 3. Узнать графический облик заглавной и строчной буквы Ш ш; | - Повторяют за учителем. - Мы бы хотели сегодня поиграть, почитать… - Солнышко. - Да. - Звуки бывают гласные и согласные. - Гласные звуки бывают ударными и безударными, они тянутся и поются. - Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, а еще они парные. - Звуки мы можем слышать и произносить. - Звуки на письме обозначаются буквами. - Хлопают и топают. - Получать новые знания. - Слушают учителя. - Ш-Ш-Ш. - Ш-Ш-Ш. - Это шар. - Звук [ш]. Буква Ш ш. - Слово начинается на звук [ш], мы шипели как змея. - Цель: познакомиться со звуком [ш] и узнать как графически пишется буква Ш ш. | Ф, И | Презентация. | - Контроль со стороны учителя: - Самоконтроль - Взаимоконтроль | Актуализация знаний, ознакомление со звуком [ш] и буквой Ш ш. | Р, П, К | Проявляют учебный познавательный интерес к учебному материалу. |
Учебное действие | Уметь отличать согласный звук [ш] от других. | Словесный (беседа); Метод наводящих вопросов; Метод развития психических функций (похвала); Практический (выполнение заданий); Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль); Метод инструктаж. | - Давайте откроем учебник на странице семнадцатой. Обратите внимание на предметные картинки на полях учебника. Что изображено на первой картинке? - Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем. - Теперь посмотрим на схему, из чего состоит слово? - Назовем первый звук. Какой он, согласный или гласный? - Закройте уши и произнесите звук, подумайте он глухой или звонкий? - А почему? - Правильно, молодцы. Как вы думаете, какой парный звонкий звук у звука [ш]? - Теперь посмотрите, что изображено на второй картинке? - Назовите последний звук. Какой он, гласный или согласный? - Звонкий или глухой. - Твердый или мягкий? - Верно, ребята, запомните, звук [ш] всегда твердый. А вот и третья тучка улетела. - Чтобы прогнать четвертую тучку, предлагаю поиграть в игру «Одежда». Я буду называть слова, а именно одежду, если в этом слове встречается звук [ш], то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то просто тихо сидите: Шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка. - Молодцы, нам удалось прогнать четвертую тучку. Теперь узнаем, как звук [ш] обозначается на письме. На письме Звук [ш] обозначается буквой Ш ш (ша). (на слайде появляется печатная и письменная буква Ш ш). Запомним название буквы - ША Давайте повторим хором. - А на что похожа буква Ш? - Соглашусь. Ах табуретка хороша! Перевернул – И буква Ш! - А на что еще? - Посмотрите на заглавную и на строчную буквы Ш. Похожи? - А чем они отличаются? - Теперь посмотрите, как пишется буква Ш на письме. В чем различие между письменной и печатной? - Верно. Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место. Какой звук она обозначает, скажите еще раз? Дайте ему полную характеристику. - Если он глухой, то на какой строчке будет жить, на верхней или на нижней строке? - А какие буквы живут рядом? - Найдите на странице семнадцатой на полях учебника слоги. Давайте хором прочитаем их. - Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного. - Верно, так как перед ними согласные, соответственно, мы читаем твердо. А какие гласные обозначают мягкость согласного? - А мы как прочитали? Твердо или мягко? - Прочитаем хором слог на слайде. Обратите внимание, написана буква И, но согласный мы произносим твердо, так как он не бывает мягким, он всегда твердый. Поэтому очень важно запомнить правило: Ши пиши с буквой И. А все это произошло в давние времена, когда звук Ш еще был мягким. И для обозначения его мягкости в ударных слогах «шы» писали букву И. Но потом в языке произошли изменения и звук Ш стал твердым. Звуки изменились, а буквы гласных остались теми же. Вот и приходится запоминать, что сочетание ШИ читается и пишется по особому правилу. - Сейчас предлагаю найти столбики слов, на странице семнадцатой. Найдите слово, которое начинается на звук [ш]? - Теперь найдите слово, в котором звук [ш] стоит на конце слова? - Найдите слова, в которых звук встречается в середине? - Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий? - Да, потому что он всегда твердый. И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он? - Молодцы, а вот и еще одна тучка улетела, это означает, что вы большие молодцы. Я вижу ваши глазки устали, давайте проведем физминутку. Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть все дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. - Теперь быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, в тишине, считая до 10. - Молодцы! Продолжим. И чтобы прогнать следующую тучку, выполним упражнение под второй точкой на странице семнадцатой. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто нарисован? - А просто ли это дети из детского сада? - А кто же они? - Куда они пришли? - А что собирают? - Хорошо, теперь прочитаем текст по цепочке. - О каком времени года говорится в тексте? - Какие деньки стояли? - Куда пошли дети? - Что говорится о кистях рябины? - Что собирали дети в лесу? - Отлично, найдите в тексте слова, в которых есть буква Ш? - Совсем мало, правда? - Так давайте же мы с вами придумаем имена, но такие имена, чтобы в них присутствовал звук [ш]. - Хорошо, молодцы! Смотрите, осталась всего одна тучка. Предлагаю выполнить еще одно задание, чтобы узнать, насколько вы усвоили тему и прогнать последнюю тучку, чтобы наше солнышко светило ярко, ярко. | - Шкаф. - 1 слог. - Слово состоит из слога слияния и двух согласных букв вне слияния. - Согласный. - Он глухой, потому что в ушах не слышно звона. - Потому что при произношении воздух встречает преграду. - Звук [ж]. - Карандаш. - Согласный. - Глухой. - Твердый. - Играют в игру. - Хором повторяют ША. - На табуретку. - Слушают учителя. - На вилы, на гребешок, на забор, на вилку, на зубья ковша экскаватора. - Да. - Размером, заглавная буква больше строчной. - Письменная буква Ш написана более аккуратно и красиво. - Звук [ш] согласный, глухой, твердый, парный. - На нижней. - Буквы Т и С. - Хором читают слоги: ША, ШО, ШИ, ШУ, ШЕ. - А, О, У. - И, Е. - Твердо. - Слушают учителя. - Школа. - Карандаш. - Кошка, Миша, Гриша, карандаши. - Твердый. - Он глухой и всегда твердый. . - Выполняют физминутку. - Дети. - Нет. - Это школьники. - В лес, на поляну. - Шишки и листья. - Читают текст по цепочке. - В тексте говорится об осени. - Стояли ясные деньки. - Дети пошли в лес. - Кисти рябин ярко горели. - Дети собирали сосновые и еловые шишки. - Пошли, шишки. - Да. - Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша, Наташа. | Ф, И | Учебник, презентация. | - Контроль со стороны учителя - Самоконтроль - Взаимоконтроль | Формирование умения отличать согласный звук [ш] от других; читать согласный звук [ш] и букву Ш ш. | П, К | Проявляют учебный познавательный интерес к учебному материалу. |
Действие контроля и самооценки | Осуществить первичное закрепление полученных знаний. | Метод развития психических функций (похвала); Практический (выполнение заданий); Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль); Метод инструктаж. | - Откройте учебник на странице восемнадцатой. Выполним задание под второй точкой. Обратите внимание на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении? - Давайте прочитаем стихотворение. - Найдите в стихотворении слова со слогом ШИ. - Какое правило мы выучили? - Умнички, вы все верно сказали, и нам удалось прогнать последнюю тучку, это значит, что вы на отлично усвоили материал. | - В стихотворении говорится о драчливых домашних птицах. - Читают стихотворение. - Распетушились, решились, петушиться, лишиться. - Во всех словах со слогом ШИ пишется буква И. | Ф, И | Учебник, презентация. | - Самоконтроль - Взаимоконтроль | Закрепление знаний о звуке [ш] и букве Ш ш; отличий между с согласным звуком [ш] и других звуков; графическом облике заглавной и строчной буквы Ш ш. | Р, К | Проявляют учебный познавательный интерес к учебному материалу. |
Действие оценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке. | Словесный (беседа); Метод наводящих вопросов; Метод развития психических функций (похвала); Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль). | - Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало… правда? - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, для этого вернемся к цели и плану урока. - Удалось ли нам узнать и познакомиться со звуком [ш], научиться его правильно произносить, а также узнать как пишется заглавная и строчная буква Ш ш? - Да, конечно, соответственно выполнили сразу 2 пункта из плана. - Научились ли мы выделять и отличать согласный звук [ш] от других? - А что мы делали для этого? - А как мы их прогоняли? - Все верно. Но у нас остался еще один не выполненный пункт плана, кто мне скажет, какой? - Конечно, так давайте ее проведем, для этого ответьте на вопросы: - Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? - Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз? А какие оказались трудными? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - С каким настроением вы уходите? - А теперь возьмите в руки три цветных карандаша: желтый, зеленый и красный. И поднимите вверх: зеленый карандаш – если на уроке вы все поняли и вам было совсем не сложно. Поднимите вверх желтый карандаш – если было немного трудно, чего-то не поняли. И красный карандаш – если было очень трудно, и вы совсем ничего не поняли. - Спасибо большое за урок. Было приятно с вами поработать. До свидания! | - Да. - Да. - Да. - Мы прогоняли тучки от солнышка. - Мы отвечали на вопросы, выполняли упражнения. - Мы не провели самооценку. - Отвечают на вопросы. - Показывают с помощью карандашей, насколько они поняли тему. - Прощаются с учителем. | Ф, И | Презентация | - Контроль со стороны учителя - Самоконтроль - Взаимоконтроль | | Р, К | Доброжелательность и отзывчивость. Отвечают на вопросы учителя. Открыто осмысливают свою деятельность на уроке. |