СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок грамоты в 1 классе на тему: Звук [ш]. Буква Ш ш

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок грамоты в 1 классе на тему: Звук [ш]. Буква Ш ш»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. Кузнецова Наталья Евгеньевна

Тема урока: Звук [ш]. Буква Ш ш (17 стр.)

Класс: 1

УМК: Школа России


Цель фрагмента урока: – формирование знаний о звуке, букве, умений выделять согласный звук [ш] из речи, отличать от других звуков, узнавать графический облик буквы, проявление устойчивого интереса к изучению новой буквы и звука.


Задачи фрагмента урока:


Дидактические: обеспечить овладение учащимися знаний о звуке [ш] и букве Ш ш, уметь выделять и отличать гласный звук [а] от других, узнавать графический облик заглавной и строчной буквы Ш ш.


Развивающие: развивать операции мышления для решения проблемных ситуаций, развивать умения анализировать собственную деятельность, развивать умения ставить цель, принимать ее, развивать навык удерживать цель до получения результата, продолжать знакомство с вариативностью оценивания своей деятельности на уроке, развивать фонематический слух, внимание, развивать умения отвечать на вопросы учителя, развивать умения давать полные ответы на вопросы.


Воспитательные: воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к уроку грамоте через игровые приёмы и методы привлечения внимания.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке

Словесный (слово учителя, стихотворчество, приветствие);

Методы самовоспитания (самоконтроль).

Приветствие учащихся. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.



А для этого скажем такие слова:

«Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.»

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Давайте проверим готовность к уроку и правильную посадку.



Приветствуют учителя. Желают друг другу добра. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.


Проговаривают вместе с учителем.





- Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Правильно садятся.

Ф

Презентация.

- Контроль со стороны учителя

- Самоконтроль


К

Доброжелательность и готовность к сотрудничеству, отзывчивость.

Постановка учебной задачи

Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению задач урока.

Словесный (беседа, через вопросы учителя подводит к теме, задачам и плану);

Метод наводящих вопросов;

Метод развития психических функций (похвала);

Практический (выполнение заданий);

Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль);

Метод инструктаж; Наглядный (демонстрация презентации).

- Для того, чтобы у нас все получилось, нам необходимо настроиться, для этого давайте проведем гимнастику речевого аппарата, я буду говорить чистоговорки, а вы повторяйте за мной:


- Ша-ша-ша – моет мама малыша.

Шу-шу-шу – папе я письмо пишу.

Ши-ши-ши – в садик ходят малыши.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.


- Молодцы!


- Ребята, чем бы вы хотели заниматься сегодня на уроке?



- Хорошо, но прежде чем мы начнем, я познакомлю вас с гостем, которого вы все знаете, не только из мультфильмов, но и из реальной жизни. И чтобы узнать, что же это за гость, предлагаю вам отгадать загадку:

Желтая тарелка на небе весит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.


- Кто это?

- Правильно, это солнышко, но обратите внимание, его совсем не видно, его закрывают тучки. И для того, чтобы солнышко засеяло в нашем классе, необходимо разогнать эти темные пасмурные тучи. А для того, чтобы их разогнать нужно пройти испытания. Вы готовы?



- Ну что же, начнем. Первое испытание будет на повторение прошлых тем. Итак, ребята, а какие бывают звуки?



- Расскажите, что вы знаете о гласных звуках?



- А что вы знаете о согласных звуках?





- А что вы еще знаете о звуках?




- А чем обозначаются звуки на письме?


- Отлично, сейчас поиграем в игру «Поймай звук» я вам буду показывать букву на слайде, а вы, если она обозначает гласный звук, хлопаете в ладоши один раз, а если гласный – топаете, тоже один раз (Буквы: И, С, Р, Е, Н).


- Смотрите, первая тучка уходит. Какие вы молодцы, вам удалось разогнать тучку, так еще и повторить прошлые темы.


- Предположите, мы сегодня будем дальше продолжать повторять то, что знаем, или получать новые знания?


- Конечно, мы будем продолжать проходить испытания, чтобы разогнать все тучки и получить новые знания. А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь. Это и будет вторым испытанием.


- Как шипит змея?

- А как шипит гусь?


- Теперь отгадайте загадку:


Круглый, гладкий, как арбуз

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.


- Что это?


- Правильно. Смотрите, и вторая тучка ушла. Кто уже догадался, какова наша тема урока?


- Правильно, как догадались?




- А какую цель мы можем поставить на уроке?




- Наш план урока:


1. Знакомство с согласным звуком [ш];

2. Научиться выделять и отличать согласный звук [ш] от других;

3. Узнать графический облик заглавной и строчной буквы Ш ш;




- Повторяют за учителем.







- Мы бы хотели сегодня поиграть, почитать…







- Солнышко.







- Да.



- Звуки бывают гласные и согласные.

- Гласные звуки бывают ударными и безударными, они тянутся и поются.

- Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, а еще они парные.

- Звуки мы можем слышать и произносить.

- Звуки на письме обозначаются буквами.


- Хлопают и топают.







- Получать новые знания.



- Слушают учителя.



- Ш-Ш-Ш.

- Ш-Ш-Ш.










- Это шар.


- Звук [ш]. Буква Ш ш.




- Слово начинается на звук [ш], мы шипели как змея.


- Цель: познакомиться со звуком [ш] и узнать как графически пишется буква Ш ш.

Ф, И

Презентация.

- Контроль со стороны учителя:

- Самоконтроль

- Взаимоконтроль

Актуализация знаний, ознакомление со звуком [ш] и буквой Ш ш.

Р, П, К

Проявляют учебный познавательный интерес к учебному материалу.

Учебное действие

Уметь отличать согласный звук [ш] от других.

Словесный (беседа);

Метод наводящих вопросов;

Метод развития психических функций (похвала);

Практический (выполнение заданий);

Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль);

Метод инструктаж.

- Давайте откроем учебник на странице семнадцатой. Обратите внимание на предметные картинки на полях учебника. Что изображено на первой картинке?


- Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем.


- Теперь посмотрим на схему, из чего состоит слово?




- Назовем первый звук. Какой он, согласный или гласный?


- Закройте уши и произнесите звук, подумайте он глухой или звонкий?


- А почему?



- Правильно, молодцы. Как вы думаете, какой парный звонкий звук у звука [ш]?


- Теперь посмотрите, что изображено на второй картинке?


- Назовите последний звук. Какой он, гласный или согласный?


- Звонкий или глухой.


- Твердый или мягкий?


- Верно, ребята, запомните, звук [ш] всегда твердый. А вот и третья тучка улетела.


- Чтобы прогнать четвертую тучку, предлагаю поиграть в игру «Одежда». Я буду называть слова, а именно одежду, если в этом слове встречается звук [ш], то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то просто тихо сидите:

Шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка.


- Молодцы, нам удалось прогнать четвертую тучку. Теперь узнаем, как звук [ш] обозначается на письме. На письме Звук [ш] обозначается буквой Ш ш (ша). (на слайде появляется печатная и письменная буква Ш ш). Запомним название буквы - ША Давайте повторим хором.


- А на что похожа буква Ш?


- Соглашусь.

Ах табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!


- А на что еще?






- Посмотрите на заглавную и на строчную буквы Ш. Похожи?


- А чем они отличаются?




- Теперь посмотрите, как пишется буква Ш на письме. В чем различие между письменной и печатной?


- Верно. Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место. Какой звук она обозначает, скажите еще раз? Дайте ему полную характеристику.



- Если он глухой, то на какой строчке будет жить, на верхней или на нижней строке?


- А какие буквы живут рядом?


- Найдите на странице семнадцатой на полях учебника слоги. Давайте хором прочитаем их.


- Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного.


- Верно, так как перед ними согласные, соответственно, мы читаем твердо. А какие гласные обозначают мягкость согласного?


- А мы как прочитали? Твердо или мягко?


- Прочитаем хором слог на слайде. Обратите внимание, написана буква И, но согласный мы произносим твердо, так как он не бывает мягким, он всегда твердый. Поэтому очень важно запомнить правило: Ши пиши с буквой И. А все это произошло в давние времена, когда звук Ш еще был мягким. И для обозначения его мягкости в ударных слогах «шы» писали букву И. Но потом в языке произошли изменения и звук Ш стал твердым. Звуки изменились, а буквы гласных остались теми же. Вот и приходится запоминать, что сочетание ШИ читается и пишется по особому правилу.


- Сейчас предлагаю найти столбики слов, на странице семнадцатой. Найдите слово, которое начинается на звук [ш]?


- Теперь найдите слово, в котором звук [ш] стоит на конце слова?


- Найдите слова, в которых звук встречается в середине?




- Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий?


- Да, потому что он всегда твердый. И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он?



- Молодцы, а вот и еще одна тучка улетела, это означает, что вы большие молодцы. Я вижу ваши глазки устали, давайте проведем физминутку.


Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


- Теперь быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, в тишине, считая до 10.


- Молодцы! Продолжим. И чтобы прогнать следующую тучку, выполним упражнение под второй точкой на странице семнадцатой. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто нарисован?


- А просто ли это дети из детского сада?


- А кто же они?


- Куда они пришли?


- А что собирают?

- Хорошо, теперь прочитаем текст по цепочке.


- О каком времени года говорится в тексте?



- Какие деньки стояли?



- Куда пошли дети?


- Что говорится о кистях рябины?


- Что собирали дети в лесу?



- Отлично, найдите в тексте слова, в которых есть буква Ш?


- Совсем мало, правда?


- Так давайте же мы с вами придумаем имена, но такие имена, чтобы в них присутствовал звук [ш].



- Хорошо, молодцы! Смотрите, осталась всего одна тучка. Предлагаю выполнить еще одно задание, чтобы узнать, насколько вы усвоили тему и прогнать последнюю тучку, чтобы наше солнышко светило ярко, ярко.






- Шкаф.



- 1 слог.




- Слово состоит из слога слияния и двух согласных букв вне слияния.


- Согласный.



- Он глухой, потому что в ушах не слышно звона.


- Потому что при произношении воздух встречает преграду.




- Звук [ж].



- Карандаш.




- Согласный.



- Глухой.



- Твердый.







- Играют в игру.





- Хором повторяют ША.


- На табуретку.


- Слушают учителя.


- На вилы, на гребешок, на забор, на вилку, на зубья ковша экскаватора.



- Да.

- Размером, заглавная буква больше строчной.

- Письменная буква Ш написана более аккуратно и красиво.






- Звук [ш] согласный, глухой, твердый, парный.


- На нижней.

- Буквы Т и С.


- Хором читают слоги: ША, ШО, ШИ, ШУ, ШЕ.

- А, О, У.




- И, Е.


- Твердо.



- Слушают учителя.












- Школа.


- Карандаш.


- Кошка, Миша, Гриша, карандаши.


- Твердый.



- Он глухой и всегда твердый.

.


- Выполняют физминутку.










- Дети.


- Нет.


- Это школьники.


- В лес, на поляну.

- Шишки и листья.

- Читают текст по цепочке.


- В тексте говорится об осени.


- Стояли ясные деньки.

- Дети пошли в лес.

- Кисти рябин ярко горели.

- Дети собирали сосновые и еловые шишки.

- Пошли, шишки.


- Да.



- Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша, Наташа.

Ф, И

Учебник, презентация.

- Контроль со стороны учителя

- Самоконтроль

- Взаимоконтроль

Формирование умения отличать согласный звук [ш] от других; читать согласный звук [ш] и букву Ш ш.

П, К

Проявляют учебный познавательный интерес к учебному материалу.

Действие контроля и самооценки

Осуществить первичное закрепление полученных знаний.

Метод развития психических функций (похвала);

Практический (выполнение заданий);

Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль);

Метод инструктаж.

- Откройте учебник на странице восемнадцатой. Выполним задание под второй точкой. Обратите внимание на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении?




- Давайте прочитаем стихотворение.

- Найдите в стихотворении слова со слогом ШИ.

- Какое правило мы выучили?



- Умнички, вы все верно сказали, и нам удалось прогнать последнюю тучку, это значит, что вы на отлично усвоили материал.



- В стихотворении говорится о драчливых домашних птицах.

- Читают стихотворение.

- Распетушились, решились, петушиться, лишиться.

- Во всех словах со слогом ШИ пишется буква И.




Ф, И

Учебник, презентация.

- Самоконтроль

- Взаимоконтроль

Закрепление знаний о звуке [ш] и букве Ш ш; отличий между с согласным звуком [ш] и других звуков; графическом облике заглавной и строчной буквы Ш ш.

Р, К

Проявляют учебный познавательный интерес к учебному материалу.

Действие оценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке.

Словесный (беседа);

Метод наводящих вопросов;

Метод развития психических функций (похвала);

Метод контроля и оценки (самоконтроль, взаимоконтроль).

- Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало… правда?

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, для этого вернемся к цели и плану урока.

- Удалось ли нам узнать и познакомиться со звуком [ш], научиться его правильно произносить, а также узнать как пишется заглавная и строчная буква Ш ш?

- Да, конечно, соответственно выполнили сразу 2 пункта из плана.

- Научились ли мы выделять и отличать согласный звук [ш] от других?

- А что мы делали для этого?


- А как мы их прогоняли?


- Все верно. Но у нас остался еще один не выполненный пункт плана, кто мне скажет, какой?

- Конечно, так давайте ее проведем, для этого ответьте на вопросы:

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз? А какие оказались трудными?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- С каким настроением вы уходите?


- А теперь возьмите в руки три цветных карандаша: желтый, зеленый и красный. И поднимите вверх: зеленый карандаш – если на уроке вы все поняли и вам было совсем не сложно. Поднимите вверх желтый карандаш – если было немного трудно, чего-то не поняли. И красный карандаш – если было очень трудно, и вы совсем ничего не поняли.

- Спасибо большое за урок. Было приятно с вами поработать. До свидания!



- Да.






- Да.




- Да.

- Мы прогоняли тучки от солнышка.


- Мы отвечали на вопросы, выполняли упражнения.


- Мы не провели самооценку.


- Отвечают на вопросы.







- Показывают с помощью карандашей, насколько они поняли тему.





- Прощаются с учителем.

Ф, И

Презентация

- Контроль со стороны учителя

- Самоконтроль

- Взаимоконтроль


Р, К

Доброжелательность и отзывчивость. Отвечают на вопросы учителя. Открыто осмысливают свою деятельность на уроке.