Урок граждановедения.
Тема: Каковы правила жизни в обществе? Слайд 1
Цель: Систематизировать и расширить знания учащимися прав и обязанностей гражданина РФ. Развивать речь, воспитывать человеческие добродетели и способствовать преодолению недостатков. Воспитывать патриотические чувства учащихся.
1.Орг.мом.
2. Учитель: Ребята как вы понимаете слово общество?
Дети отвечают…………………………..
Общество – определённая группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Учитель: Общество не может жить без правил. Прошло много лет, прежде чем разумный человек начал понимать, что в мире есть добро и зло. Добро требует, чтобы люди уважали друг друга и соблюдали определённые правила поведения. Эти правила поведения называют нравственными нормами. Правила – это те обязанности, которые должен выполнять каждый человек, проживающий в обществе
Среди нравственных правил есть самые главные и важные
Н-р: не убий. Что это значит? (отв.детей) Слайд 2
Это значит, что убийство – самое страшное преступление против человека и общества.
Вторая важная нравственная норма - правило – не укради.
Не бери чужое.
Еще одно из важных правил общества – не лги.
Ложь унижает человека. Есть и другие важные нравственные правила, по которым живут честные люди. Одна из них - трудись всю свою жизнь, трудись честно, на совесть.
Жить честно, правдиво, по- доброму помогают человеку и обычаи. Это устойчивые представления о нормах поведения людей в различных жизненных ситуациях.
3. Ребята мы сегодня созидатели нового общества.
(объяснить значение- созидатель - тоже, что и создатель
созидательный - создающий что-нибудь, творческий)
Каким оно должно быть?
Ответы детей……..
Я думаю, что прежде всего любое общество должно жить по правилам.
А мы сегодня выясним, по каким правилам должно жить общество, чтобы быть счастливым .
Сегодня мы созидатели. Сегодня мы построим счастливое общество. С чем у вас ассоциируется образ счастливого общества?( цветок, звездное небо, лес, в котором много красивых деревьев, красивый дом, где живут счастливые люди)
Учитель: Я тоже ассооцировала счастливое общество в виде красивого дома, где живут счастливые люди.
И сегодня мы с вами строители счастливого общества. Сегодня мы будем строить дом, в котором всем людям будет хорошо и уютно.
Скажите, а с чего начинается строительство любого дом? (с фундамента). А зачем фундамент нужен? (чтобы дом стоял устойчивее, чтобы ему были не страшны ни ветер, ни землетрясение)
А кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? ( ответы детей)
Конечно, ваши родители, ваша семья. Так и мы с вами начнем строительство нашего дома с фундамента, то есть с тех понятий, на которых строится и держится любая семья.
Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться ,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!
Значит фундаментом нашего здания будут правила, которые создают крепкую и счастливую семью. Слайд3( Счастливая семья)
Что дает семья человеку? Слайд 4
Воспитывает
Дает образование
Обучает правилам поведения в обществе
Служит местом, где можно проводить свободное время
Контролирует Слайд 5
Какие правила необходимо соблюдать в семье, чтобы она была счастливой? «Уважение». Второе понятие «Понимание». Очень важно чтобы тебя в семье понимали «Счастье — это, когда тебя понимают». «Доброта». «Забота». Как ваши родители заботятся о Вас. А вы о них заботитесь? А как?( учимся хорошо, ведем себя хорошо)
Пятое «Любовь». Все мы любим своих родителей, а они любят нас.
Шестое «Дружба».
Тренинг на нетбуках Секретные материалы 18 урок
Итак, фундамент построен. Если в семье царят понимание, доброта, забота, любовь и дружба ей не страшны никакие беды.
Ученик 1. Открыты все пути у нас
Без края, без преград,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Ученик 2. Учеба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
Ученик 3. К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю
Ребята, как вы думаете, что является вторым этапом строительства нашего дома? (Отв.дет.)
Ребенок вырастает и идет в школу, которая тоже живет по своим правилам.
(Отв.дет.)
Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой
По первому требованию учителя следует предъявлять дневник
Ежедневно вести запись домашнего задания в дневнике
Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, письменные принадлежности
1. Приходить в школу вовремя, не опаздывать на уроки.
2. По зданию школы не бегай, не балуйся в раздевалке, в столовой, в классе, в спортивном и актовом зале.
3. Выполняй требования педагогов школы и учащихся дежурного класса.
4. Береги свое здоровье.
5. Умей защитить других учащихся от разных опасностей.
6. На переменах отдыхай спокойно, играй тихо, не мешай другим.
7. Соблюдай чистоту и порядок в школе, в классе, на своем рабочем месте.
9. Береги школьное имущество.
10. Следи за своим внешним видом (одеждой, прической).
11. Следи за порядком в портфеле, в пенале, в тетрадях.
12. Будь вежливым: здоровайся и прощайся со взрослыми и сверстниками, помогай малышам, используй в речи вежли¬вые слова.
13. Во время уроков будь внимательным и добросовестным, не отвлекайся и не отвлекай других.
14. Ежедневно готовься к урокам.
Учитель подводит итог
НЕ ОПАЗДЫВАТЬ
ВЫПОЛНЯТЬ Д/З
НА ПЕРЕМЕНАХ НЕ БЕГАТЬ
НЕ ОБИЖАТЬ МЛАДШИХ
БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ
СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ И ПОРЯДОК
ВЫПОЛНЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
А теперь для закрепления темы маленький тренинг.
Работа на нетбуках.( работа в парах) урок №17
3.Ребята, ограничивается ли наша жизнь только семьей и школой? Ответы детей: ( улица, театр, музеи, гости)
Слайды по стихам
1 Уч
2.уч
3 .уч
Все эти правила, которые мы должны знать и соблюдать называются этикетом.
этикет (фр. Stiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Что такое ЭТИКЕТ? Слайд
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Что такое этикет? Слайд
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)
Блиц турнир Слайды
Продолжаем строительство дома
Слайды( театр, улица…
1.не нарушай тишину
2.не ломай государственное имущество
3.не порть зеленые насаждения
4. не разговаривай с соседями во время спектакля
5.соблюдай чистоту и порядок
6.уступай место взрослым в транспорте.
4.Учитель: В обычаях живет мудрость многих поколений людей, которые жили до нас. Без обычаев мы все станем хуже.
Помните, мы говорили с вами , что правила – это те обязанности ,которые должен выполнять каждый законопослушный гражданин, но одних нравственных правил и обычаев мало для того, чтобы в обществе был порядок. Люди поняли это тысячи лет назад и придумали законы, по которым должно жить общество. Они включены в конституцию. Что такое конституция?
Ответ ребенка: Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Слайд
Что является символом конституции РФ и РД
(флаг,герб,гимн) и РД Появляются на доске
Вам было задано подготовить сообщение о правах и обязанностях .
Детям было задание подготовить выступление о правах и обязанностях ребенка. Выступление детей.
Выступ. О правах.
Выст.об обязаностях.
Учитель Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
КИРПИЧИКИ.
1.Конституция
2. Организация Объединенных Наций
3. Конвенция прав ребенка
5.Закрепление. Свернуть слайды
Тесты на пультах.
1.) - Как вы встретите в своем классе ребенка-инвалида?
а) не покажете вида, что он особенный;
б) откажетесь от общения;
в) общаться в отдельных случаях или с условием.
г) показывать своим видом, что жалеете его.
2).У ребенка есть :
а) только права;
б) только обязанности;
в) нет ни прав ,ни обязанности;
Г) есть и права и обязанности;
3). Если вы заболели, то имеете полное право:
а) не посещать школу во время болезни и не готовить уроки;
б) на полноценную медицинскую помощь;
в) требовать с родителей удовлетворение желаний.
Г) весь день сидеть за компьютером
4.Какой документ подтверждает заботу государства о ребенке?
1. закон об образовании
2.конвенция прав ребенка
3.уголовный кодекс.
4.семейное право
5.Конституция это_
а.правила поведения в обществе;
б.основной закон государства;
в.название учебника;
г. символ государства;
Если вы думаете именно так, то вы способны создать счастливое общество.
КРЫША дома СЧАСТЬЕ. Слайды (счастье ,смех…
Только те, кто знает право Багандова
Может смело в жизнь идти,
Им проблемы не страшны,
Им с законом по пути.
Он поможет, защитит,
От беды предотвратит.
2. Что такое кодекс, право,
Суд, сенат, истец, парламент, Меджид
К нам Фемида приходи
И про все узнаешь ты!
3. Право на труд!
Право на уважение!
И на внимание –
Все эти нормы важны
Можешь об этом узнать и ты!
4. Быть достойным гражданином Наиля
Семьянином человеком-
Вот к чему стремимся мы.
Вот какими быть должны.
5.Знай, что право на жилище,
На здоровье, отдых труд! Фарида
Охраняется законом.
И в республике парламент,
Президент и весь народ-
Все ему подчинены.
Знать обязан это ты.
6. Если кто тебя обидел Магомед
Нахамил и нагрубил.
Это так не оставляй!
Кодекс сразу изучай!
Защищай свои права,
Защищай себя всегда!
Ученик 2. Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить,
Нужен дождь и даже лужи, Махмудова
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно поле.
Ученик 3. Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса. Керимов
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
И так, ребята, какое общество можно назвать счастливым?
Отв.дет. (где нет обмана, Где добрые и честные люди….)
6. Учитель: Счастливое общество это общество, где царит покой и мир, общество без воин, где есть добро и справедливость, где нет обмана и лжи, где трудятся честно на совесть и конечно соблюдают правила. Именно такое общество должно освещать лучистое яркое солнышко.
На партах лежат солнышки
На доске солнце и (прикрепить лучики.)
У вас на столе Солнышки, которые оживут, когда вы напишите на лучиках те правила ,которые вы унесете с собой в счастливую жизнь.
Пусть это солнышко, где каждый лучик напоминает вам о правилах и правах. светит для вас ярко, чтобы в любом обществе вы чувствовали себя самыми счастливыми.
Слайд Планета стих рассказывают все вместе
Сколько бы ни было в мире детишек,
Чёрных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны!
Клип - песня
Песня САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ
Учитель: Гасратова Гюльпери Шахбудиновна
3 «Б» класс Гимназия № 1
Махачкала 2013 г.