Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная школа №4 г. Снежное
Урок гражданственности и духовности Донбасса
в 1 классе
«Праздник русской матрешки»
Зима Лариса Анатольевна
учитель начальных классов

Класс 1
Место урока в изучаемой теме: Макросфера 4 «Донбасс и Русский мир».
Микросфера «Донбасс – часть русского мира»
Тема: Праздник русской матрешки
Цель: расширить знания учащихся о русской матрешке.
Задачи:
познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки, отличительными особенностями их видов;
развивать творчество, эмоционально-эстетические чувства, вкусы.
развивать умение видеть красоту, самобытность.
прививать интерес к народному творчеству.
воспитывать уважение к традициям русского народа, самостоятельность, активность, наблюдательность
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: урок – праздник.
Оборудование: набор деревянных матрешек , рисунки с изображением матрёшек, иллюстрации матрёшек разных видов, самовар, русские ложки, платки, шкатулка, телевизор.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель в русском костюме.
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья Вам да радости!
Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.
Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
II.Актуализация знаний.
Учитель.
Я на ярмарке бывала
И подарки выбирала.
Принесла вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
У меня в сундучке лежит необыкновенная игрушка. Она и красива, и знаменита. И уже много лет считается символом России. А особенность ее в том, что создана она руками народных русских мастеров. Как вы думаете, что это за игрушка? (Варианты ответов)
ЗАГАДКА
Эту игрушку сначала пополам ломают, после с ней в куклы играют. Деревянные штучки собраны в одной кучке. Яркая, как бабочка .Веселая, словно праздник. Народная, но не песня.
III. Сообщение темы урока.
-Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с русской матрешкой. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Матрёшка – настоящая русская красавица. А самое главное, эта куколка – с секретом. Внутри её, прячутся сестрички.
Сценка с матрешкой.
Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая –
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!
III. Изучение нового материала.
1. Происхождение игрушки.
- Матрешка - уникальная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
- Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад.
1-й ученик.
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
2-й ученик.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
3-й ученик.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
4-й ученик.
Ну и пой, гуляй по свету,
Весели честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
5-й ученик.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Учитель:
А как же появилась первая русская матрешка ?
-Хорошо. Я вам подскажу откуда в Россию пришла матрешка.
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала,
Вы это слово знать должны;
оно название страны.
(Япония)
-Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх
Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Игрушка эта была выточена из дерева. Когда русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел фигурку деревянного Фукурумы, она ему так понравилась, что вместе с народными умельцами он решил переодеть куклу в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Расписали художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.
Просмотр мультфильма : «Русские матрешки»
Физкультминутка:
Мы красавицы матрёшки, (кружатся)
Разноцветные одёжки, (повороты, наклоны в сторону)
Раз – Матрёна, (хлопки в ладоши, ножками танцуют)
Два – Малаша,
Мила – три,
Четыре – Маша
Маргарита - это пять.
Нас нетрудно сосчитать. (прыгают)
2. Виды матрёшек.
Учитель:
Бейте в бубны, бейте в ложки в гости к нам пришли матрешки.
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов- Майданская матрёшка.
Семеновская матрешка:
Ученик:
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Ученица с изображением матрешки из Семенова :
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Загорская матрёшка:
Ученик:
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.
Ученица с изображением матрешки из Сергиева Посада :
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Полхов-Майданская матрёшка:
Ученик:
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Ученица с изображением матрешки из Полхов - Майдана. :
Я, подружки, из Полхов - Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
IV. Повторение и закрепление изученного материала
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Но, несмотря на это, матрешка является традиционным русским сувениром. И каждый, кто побывал в России, хочет увезти с собой ее частичку
1. Работа в группах (каждой группе в конверте выдается 4 строчки стихотворения, которое нужно восстановить и выразительно исполнить).
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
-Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях, сказках и стихотворениях.
2. «Игра с матрешкой».
(Дети встают в круг и под музыку передают матрешку по кругу, когда музыка останавливается, у кого оказывается матрешка, тот танцует с ней в кругу-3раза).
V. Итог урока
- Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. Сегодня на память о нашем уроке вы получите силуэт матрешки и создадите свою неповторимую игрушку.
-Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?
- Что больше тебе понравилось на уроке?
Ученик: (держит в руках матрешку)
Мы матрешку сбережем,
Через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали ее в руки.
Учитель:
-А сейчас украсим поляну с матрешками цветами. Если урок понравился ,то –красный цветок,а если нет,то-желтый цветок.
(Гостям и ученикам вручают открытки с изображением матрешки.)
Использованная литература:
1. Газета «1 сентября» 2005 №11
2. Журналы «Начальная школа»
3. Антонова, И. Русская матрёшка / И. Антонова // Мурзилка. – 2005. – №3. – С. 17-20.
4. Бородай, О. Куклы наших предков [Текст] / О. Бородай // ДЕКО. – 2005. – №4. – С. 24-30.
5. Вяткина, Н.В. В гостях у матрёшки: развлекательно-познавательное мероприятие / Н.В. Вяткина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №1. – С. 58-60.
6. Гайворонская, Г.А. Всё о куклах: литературно-познавательная игра в факты / Г.А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. – 2001. – №2. – С. 104-110.
7. Где появились куклы? [Текст] // Ликум М. Всё обо всём. – М., 1994. – Т.1. – С. 305-306.
8. Короб чудес: познават. игра для детей 6-10 лет по теме «Русская народная игрушка» [Текст] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004. – №4. – С. 67-69.
9. Куклы мира. – М.: Аванта+, 2003. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).
10. Осетров, Е. Живая Древняя Русь. – М.: Просвещение, 1976. – С. 153-167.
11. У матрёшки дед японец // Я познаю мир: Игрушки. – М., 1998. – С. 161-164.