СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок гражданственности и духовности Донбасса «Праздник русской матрешки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки, отличительными особенностями их видов; 
  • развивать творчество, эмоционально-эстетические чувства, вкусы.
  • развивать умение видеть красоту, самобытность.
  • прививать интерес к народному творчеству.
  • воспитывать  уважение к традициям русского народа, самостоятельность, активность, наблюдательность

Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности и духовности Донбасса «Праздник русской матрешки»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная школа №4 г. Снежное

Урок гражданственности и духовности Донбасса

в 1 классе

«Праздник русской матрешки»





Зима Лариса Анатольевна

учитель начальных классов


















Класс 1

Место урока в изучаемой теме: Макросфера 4 «Донбасс и Русский мир».

Микросфера «Донбасс – часть русского мира»

Тема: Праздник русской матрешки

Цель: расширить знания учащихся о русской матрешке.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки, отличительными особенностями их видов;

  • развивать творчество, эмоционально-эстетические чувства, вкусы.

  • развивать умение видеть красоту, самобытность.

  • прививать интерес к народному творчеству.

  • воспитывать уважение к традициям русского народа, самостоятельность, активность, наблюдательность

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: урок – праздник.

Оборудование: набор деревянных матрешек , рисунки с изображением матрёшек, иллюстрации матрёшек разных видов, самовар, русские ложки, платки, шкатулка, телевизор.



Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель в русском костюме.



Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья Вам да радости!

Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.

Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.

Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

II.Актуализация знаний.

Учитель.

Я на ярмарке бывала

И подарки выбирала.

Принесла вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

У меня в сундучке лежит необыкновенная игрушка. Она и красива, и знаменита. И уже много лет считается символом России. А особенность ее в том, что создана она руками народных русских мастеров. Как вы думаете, что это за игрушка? (Варианты ответов)

ЗАГАДКА

Эту игрушку сначала пополам ломают, после с ней в куклы играют. Деревянные штучки собраны в одной кучке. Яркая, как бабочка .Веселая, словно праздник. Народная, но не песня.

III. Сообщение темы урока.

-Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с русской матрешкой. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Матрёшка – настоящая русская красавица. А самое главное, эта куколка – с секретом. Внутри её, прячутся сестрички.

Сценка с матрешкой.

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,

А внутри пустая –
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!

III. Изучение нового материала.

1. Происхождение игрушки.

- Матрешка - уникальная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

-  Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад.

1-й ученик.

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая

Покоряет кукла белый свет.

2-й ученик.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

3-й ученик.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

4-й ученик.

Ну и пой, гуляй по свету,

Весели честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

5-й ученик.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Учитель:

А как же появилась первая русская матрешка ?

-Хорошо. Я вам подскажу откуда в Россию пришла матрешка.

Последней буквой алфавита

Открыто слово и закрыто.

А между ними без седла

Стоит лошадка, что мала,

Вы это слово знать должны;

оно название страны.

(Япония)

-Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх

Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Игрушка эта была выточена из дерева. Когда русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел фигурку деревянного Фукурумы, она ему так понравилась, что вместе с народными умельцами он решил переодеть куклу в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Расписали художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.

Просмотр мультфильма : «Русские матрешки»

Физкультминутка:

Мы красавицы матрёшки, (кружатся)

Разноцветные одёжки, (повороты, наклоны в сторону)

Раз – Матрёна, (хлопки в ладоши, ножками танцуют)

Два – Малаша,

Мила – три,

Четыре – Маша

Маргарита - это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (прыгают)

2. Виды матрёшек.

Учитель:

Бейте в бубны, бейте в ложки  в гости к нам пришли матрешки.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов- Майданская матрёшка.

Семеновская матрешка:

Ученик:

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Ученица с изображением матрешки из Семенова :

Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.

Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.

Загорская матрёшка:

Ученик:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

Ученица с изображением матрешки из Сергиева Посада :

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Полхов-Майданская матрёшка:

Ученик:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Ученица с изображением матрешки из Полхов - Майдана. :

Я, подружки, из Полхов - Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.





IV. Повторение и закрепление изученного материала

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Но, несмотря на это, матрешка является традиционным русским сувениром. И каждый, кто побывал в России, хочет увезти с собой ее частичку

1. Работа в группах (каждой группе в конверте выдается 4 строчки стихотворения, которое нужно восстановить и выразительно исполнить).

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.

-Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях, сказках и стихотворениях.

2. «Игра с матрешкой».

(Дети встают в круг и под музыку передают матрешку по кругу, когда музыка останавливается, у кого оказывается матрешка, тот танцует с ней в кругу-3раза).

V. Итог урока

- Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. Сегодня на память о нашем уроке вы получите силуэт матрешки и создадите свою неповторимую игрушку.

-Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?

- Что больше тебе понравилось на уроке?

Ученик: (держит в руках матрешку)

Мы матрешку сбережем,
Через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали ее в руки.

Учитель:

-А сейчас украсим поляну с матрешками цветами. Если урок понравился ,то –красный цветок,а если нет,то-желтый цветок.

(Гостям и ученикам вручают открытки с изображением матрешки.)

Использованная литература:

1. Газета «1 сентября» 2005 №11

2. Журналы «Начальная школа»

3. Антонова, И. Русская матрёшка / И. Антонова // Мурзилка. – 2005. – №3. – С. 17-20.

4. Бородай, О. Куклы наших предков [Текст] / О. Бородай // ДЕКО. – 2005. – №4. – С. 24-30.

5. Вяткина, Н.В. В гостях у матрёшки: развлекательно-познавательное мероприятие / Н.В. Вяткина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №1. – С. 58-60.

6. Гайворонская, Г.А. Всё о куклах: литературно-познавательная игра в факты / Г.А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. – 2001. – №2. – С. 104-110.

7. Где появились куклы? [Текст] // Ликум М. Всё обо всём. – М., 1994. – Т.1. – С. 305-306.

8. Короб чудес: познават. игра для детей 6-10 лет по теме «Русская народная игрушка» [Текст] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004. – №4. – С. 67-69.

9. Куклы мира. – М.: Аванта+, 2003. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).

10. Осетров, Е. Живая Древняя Русь. – М.: Просвещение, 1976. – С. 153-167.

11. У матрёшки дед японец // Я познаю мир: Игрушки. – М., 1998. – С. 161-164.