МБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»
Открытый урок
по сельскохозяйственному труду
7 класс
Тема:
«Группы комнатных растений»
Учитель сельскохозяйственного труда: Белышева Т.И.
Г. Чернушка, 2018
Группы комнатных растений
Цель: изучение декоративных признаков комнатных растений кабинета
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с разновидностями комнатных растений;
декоративными признаками комнатных растений, относящихся к разным группам;
Коррекционно-развивающие:
Развитие умения самостоятельно выполнять уход за комнатными растениями;
развитие умения наблюдать, сравнивать;
коррекция мышления, памяти, образного восприятия;
развитие исследовательских навыков;
обогащение словарного запаса обучающихся, расширение кругозора.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, любовь к комнатным растениям.
Тип урока: комбинированный
Словарь: теневыносливые, тенелюбивые, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, растения умеренного полива, декоративно-цветущие, декоративно-лиственные, суккуленты.
Оборудование: комнатные растения, презентация, индивидуальные карточки, таблички на доску.
Ход урока
ⅠОрг. Момент
Оцените настроение цветочками: красный – отличное, синий – хорошее, зелёный – плохое. Чтобы настроение поднять подарю вам подарок непростой, а загадочный. В течение урока вы должны эту загадку разгадать и сказать, что вам этот подарок принесёт. (Листок толстянки - денежного дерева)
Ⅱ. Введение в тему
Расскажите по слайду, о каких растениях сегодня пойдёт речь?
Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения. Комнатные растения пришли к нам из жарких стран, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом. На улице они выжить не могут, поэтому их называют комнатными.
Скажите, пожалуйста, можно ли представить жилище современного человека без единого комнатного растения?
Чем объяснить этот факт?
Растения не только красивы, но и изменчивы, как все живое. Вот в пышной листве или на ветке неожиданно появляется бутон, еще вчера совсем незаметный, и вы можете день за днем наблюдать за его развитием, и это настоящая радость!
Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?
Составление кластера по ответам учащихся (Растения: украшают комнату, лечат, очищают воздух, создают уют)
Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.
Растения надо:
Поливать (все цветы, у каждого есть своя норма, кактусы реже, поливать отстоянной водой)
Рыхлить (когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже)
Опрыскивать (диффенбахия, хлорофитум, колеус и тд, есть цветы, которые не любят опрыскивания, необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений)
Подкармливать (по сезонам, знакомится с инструкцией)
Протирать пыль (у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой; мелкие, гладкие листья опрыскиваем)
Пересаживать (по мере необходимости и весной, можно вспомнить размножение и приемы пересадки).
Какие условия необходимы растениям?
По отношению к свету растения делятся на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.
По отношению к воде комнатные растения делятся на влаголюбивые, засухоустойчивые и умеренного полива.
А о чем сегодня на уроке пойдёт речь? Определите тему урока по слайду.
Ⅲ. Изучение нового материала
1.Сегодня на уроке мы с вами поговорим о группах комнатных растений по их декоративным признакам.
2. Разнообразие комнатных растений
в зависимости от декоративных свойств растений
Растения имеют листья интересной формы или необычной окраски
К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев {пальмы, папоротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.)
Растения имеют цветки с привлекательной окраской или приятным запахом.
Это большая группа растений, которые выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения мало привлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.
Имеют мясистые стебли и листья, в которых может запасаться влага.
Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др.
Физминутка для глаз.
Ⅳ.Обобщение
Задание. Распределите комнатные растения, стоящие на столах на 3 группы. Прикрепите названия растений на доску.
Декоративно-цветущие:
Герань
(Пеларгония)
Хризантема
Бегония вечноцветущая
Фиалка
Цикламен
Спатифиллум
Бальзамин
Декоративно-лиственные:
Монстера
Хлорофитум
Плющ
Фикус
Кодеум
Бегония
Мэссона
Колеус
Замиокулькас
Сингониум
Хамедорея
Суккуленты
Декоративно-цветущие:
Каланхоэ
Блоссвельда
Декоративно-лиственные:
Алоэ
Сансевиерия
Плектрантус,
(Домашняя мята)
Оцени свою работу в группах. И свою работу в группе.
Задание. Определи лекарственные растения по описанию.
(работа с текстом)
Сок каланхоэ живородяжего обладает более сильными лекарственными свойствами, чем декоративно-цветущего. Его применяют как наружное средство для лечения язв, гнойной инфекции, пролежней. На поверхность раны накладывают 4-5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ. Соком также лечат насморк, простуды, гайморит.
Сок алоэ имеет бактерицидными свойствами - убивает микробов. Поэтому его применяют при лечении гнойных ран и ожогов, он снимает воспаление и ускоряет заживление. Его применяют при многих заболеваниях ротовой полости и насморке, с его помощью лечат всевозможные аллергические заболевания кожи (экземы, дерматиты), он снимет зуд и отёки. Сок столетника полезен при гастритах, при запорах, как мочегонное и средство повышающее иммунитет.
Герань называют «доктор ухо-горло-нос». Эфирное масло герани полезно для профилактики ОРВИ, ОРЗ и гриппа. Запах герани отпугивает моль. Также герань обладает успокаивающим действием.
Сок листьев домашней мяты снимают зуд и раздражения кожи. Настои и чаи из мяты помогают справиться с кашлем, насморком, заболеванием горла. Плектрантус ограждает от бессонницы, завлекает в дом счастье, благополучие и финансовую стабильность.
Задание-исследование.
Цель: выявление неизученных комнатных растений и распределение их на группы.
Поставь плюс в той группе, к которой относится растение.
Название растений | Декоративно-лиственные | Декоративно-цветущие | Суккуленты |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Покажите эти растения в кабине и расскажите по каким декоративным признакам вы распределили их на группы.
Ⅴ. Итог
Оцени свою работу на уроке и в целом урок.
Представь, что наш урок - паровозик.
Прикрепи цветы – свои оценки на понравившийся вагончик – этап урока.
Красные – отлично, синие – хорошо, зелёные – удовл.
Ⅵ. Д/З: Сделать мнемотаблицу о любом комнатном растении.
5