МКОУ Юшинская ОШ
Мастер-класс « Применение технологии критического мышления, как средства повышения активности учащихся в образовательном процессе».
Учитель начальных классов
Бондарева Светлана Ивановна
Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией критического мышления, показать приёмы работы по применению критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Задачи: передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
1.Приём «Верите ли вы …» - Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критическому мышлению? - Верите ли вы, что по окончании мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? - Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе? - Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня? - Верите ли вы, что дети не способны анализировать, обобщать? - Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
Эзоп Лафонтен Крылов
Др. Греция Франция Россия
VI век до н. э. XVII век XIX век
«Корзина идей» В символическую «корзину» «кладём» все имеющиеся знания по изучаемой теме.
Приём: «Мозговой штурм»
- Кто такие баснописцы?
-Что общего между басней и сказкой?
- Что общего между басней и стихотворением?
- В чём разлиие? - Какова основная цель басни?
- Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню?
Дать определение что такое басня.?
Работа со словарём
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными).
Басня
Басня – стихотворное или ________литературное произведение ____, ___характера. В начале или в конце басни содержится краткое
_____заключение – так называемая______.
Действующими лицами обычно выступают
________, _______, ________.
Басня
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль . Действующими лицами обычно выступают животные, растения , вещи.
Приём «Кластер»
(гроздья)
Басня
Основные признаки басни
- Небольшой рассказ
- Часто стихотворный
- 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
- Аллегорическая форма (иносказание)
- Сатирическое изображение
- Герои – чаще животные
- Диалог
- Использование просторечной лексики
- Лаконизм
- юмор
- Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
- Олицетворение
А откуда же к нам пришли басни? Приём «Инсерт»
-Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. □
Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. □
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. □
В Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит одно действующее лицо. □
Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы. □
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. □
Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым. □
Прием Инсерт «Чтение с пометами»
«V» - это уже известно
« – » - это противоречит представлению
«+» - это является интересным и
неожиданным
«?» - неясно, возникло желание узнать больше
Иван Андреевич Крылов
1769 – 1844г
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789), «Зритель» и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 1843 создал более 200 басен. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н.В.Гоголь назвал басни И.Крылова "книгой мудрости самого народа".
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал».
Знаю
(вызов)
Хочу
Работаю в паре: что я знаю о теме урока?
узнать
Узнал
Ставлю перед собой цели
(вызов)
(реализация смысла или рефлексия)
Что я знал, а что узнал?
Отгадай басню
,
ица
И
РОНА
- Неуклюжая
- Растяпа
- Простофиля
- Тщеславная
- Глупая
- Коварная
- Хитрая
- Неискренняя
- Плутовка
- Льстивая
- Умная
ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
Тонкие
Кто...?
вопросы
Толстые
Что...?
вопросы
Дайте объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Когда...?
Может ли...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Верно ли...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
□ сыр выпал;
□ лисица схватила сыр и убежала;
□ лиса близёхонько бежала;
□ плутовка подходит на цыпочках;
□ лисица говорит сладкие слова вороне;
□ ворона каркнула;
□ ворона нашла кусочек сыру;
«Синквейн» – стихотворение из пяти строк.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Глагол
Глагол
Глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Приём «Незаконченное предложение»
- Было интересно…
- Новым для меня стало…
- Реально ли мне применить это на своих уроках?
- Что я возьму с собой?
- Мне понравилось…
- Где мне было легко?
- Что давалось с трудом?
- Теперь я смогу…
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!