Тема: В. М. Гаршин «Cказка о жабе и розе».
Цели урока: анализ художественного произведения;
составление характеристик главных
героев.
Задачи урока:
1.Образовательные:продолжить работу над содержанием сказки, работу над совершенствованием навыков чтения; активизировать «вдумчивое чтение».
2.Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
3.Воспитательные:помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Ход урока
Организация детей.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.
2. Актуализация знаний.. Цель: развитие внимания и логического мышления.
- (слайд 2) Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?
- Каков жанр этого произведения?
-Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой?
-Что в ней сказочного?
- Над чем будем работать на уроке? (Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».)
3. Проверка домашнего задания.
Работа в группах.
- Вы дома нарисовали иллюстрации к этой сказке.
- Какие события отразили вы в своих рисунках?
- Выберете в группе лучшую на ваш взгляд иллюстрацию. Вывесите на доску.
- Восстановите рисунки в том порядке, как происходят события в сказке.
-Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)
-Что это будет? (конфликт)
4. Сообщение целей урока (слайд 3)
-Что будем делать на уроке? (говорить о жабе и розе, сравнивать их)
- Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.
5. Работа по теме урока (работа в группах)
- А сейчас мы поработаем в группах ( слайд4)
1группа: Как автор описывает внешний вид розы?
2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?
3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?
4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?
5группа: Чем похожи роза и мальчик?
Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?
1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)
2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)
3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)
4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)
- В чём состоит счастье розы и жабы?
5 группа (Они не были свободны.
У них была недолгая жизнь.
Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.
Они являются частью жизни друг друга)
Работа в парах. Вопрос 6, стр. 179.
(Судьбы розы и мальчика сплелись в одну. Роза сумела сделать радостными последние дни мальчика.)
Работа в группах.
- В завершение урока я предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – ожабе.
Проверка.
Итог урока
Что символизирует жаба? (зло, уродство.)
Что символизирует роза?(доброту, красоту, душевную чистоту)
Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?
Кто одержал победу в этом поединке и почему?
Рефлексия.
- Отметьте зелёным кружком положительный ответ, отрицательный – синим.
- У кого все кружочки синие?