СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок и презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме " В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок + презентация 4 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Мой конспект»

Тема: В. М. Гаршин «Cказка о жабе и розе».

Цели урока: анализ художественного произведения;

составление характеристик главных

героев.

Задачи урока:

1.Образовательные:продолжить работу над содержанием сказки, работу над совершенствованием навыков чтения; активизировать «вдумчивое чтение».

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

3.Воспитательные:помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.



Ход урока

  1. Организация детей.

      1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

      2. 2.                 Актуализация знаний.. Цель: развитие  внимания и логического мышления.

 

      1. - (слайд 2) Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?

- Каков жанр этого произведения?

-Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой?

-Что в ней сказочного?



- Над чем будем работать на уроке? (Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».)

3. Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

- Вы дома нарисовали иллюстрации к этой сказке.

- Какие события отразили вы в своих рисунках?

- Выберете в группе лучшую на ваш взгляд иллюстрацию. Вывесите на доску.

- Восстановите рисунки в том порядке, как происходят события в сказке.

-Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

-Что это будет? (конфликт)

      1. 4. Сообщение целей урока (слайд 3)

      2. -Что будем делать на уроке? (говорить о жабе и розе, сравнивать их)

- Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.

5. Работа по теме урока (работа в группах)

- А сейчас мы поработаем в группах ( слайд4)

1группа: Как автор описывает внешний вид розы?

2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?

3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?

4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?

5группа: Чем похожи роза и мальчик?

Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?

1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)

2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)

3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)

- В чём состоит счастье розы и жабы?

5 группа (Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.

Они являются частью жизни друг друга)

Работа в парах. Вопрос 6, стр. 179.

(Судьбы розы и мальчика сплелись в одну. Роза сумела сделать радостными последние дни мальчика.)

Работа в группах.

- В завершение урока я предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – ожабе.

Проверка.

Итог урока

  • Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

  • Что символизирует роза?(доброту, красоту, душевную чистоту)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?


Кто одержал победу в этом поединке и почему?


Рефлексия.

- Отметьте зелёным кружком положительный ответ, отрицательный – синим.

- У кого все кружочки синие?












Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Всеволод  Михайлович Гаршин  (1855-1888)

Всеволод

Михайлович

Гаршин (1855-1888)

Когда она впервые увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от её нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

Когда она впервые увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от её нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

Дать… Выявить…
  • Дать…
  • Выявить…

Мир жабы злобен;  Нам предстоит его раскрыть.  А роза, милое создание,  Она сотворена любить.  Вот эти два противоречья.  Без них никак нельзя нам быть.  Задача наша на сегодня – Добро и зло разоблачить.

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое создание,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья.

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня –

Добро и зло разоблачить.

  • Понять…
1группа: Как автор описывает внешний вид розы? 2группа: Как автор описывает внешний вид жабы? 3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу? 4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу? 5группа: Чем похожи роза и мальчик?
  • 1группа: Как автор описывает внешний вид розы?
  • 2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?
  • 3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?
  • 4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?
  • 5группа: Чем похожи роза и мальчик?
1группа . У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Тёмно- зелёная кора куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Она была самым красивым созданием в цветнике. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание. 2 группа . Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза, скверные липкие лапы.

1группа .

У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Тёмно- зелёная кора куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Она была самым красивым созданием в цветнике. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.

2 группа .

Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза, скверные липкие лапы.

3 группа . Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя. Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? 4 группа . Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.

3 группа .

Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя. Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку?

4 группа .

Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.

5 группа .  Они не были свободны.  У них была недолгая жизнь.  Роза-  бледное создание, мальчик - бледный от  болезни  Они являются частью жизни друг друга .

5 группа .

Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза- бледное создание, мальчик -

бледный от болезни

Они являются частью жизни друг друга .

    Красоту Уродство Душевную чистоту Лень Добро Зло
    • Красоту Уродство
    • Душевную чистоту Лень
    • Добро Зло
    Расскажите эту сказку от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю В. Гаршину .

    Расскажите эту сказку от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю В. Гаршину .

    1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно  доволен / не доволен  коротким / длинным   не устал / устал   полезен / бесполезен  интересен / скучен   легким / трудным  интересно / не интересно

    1.На уроке я работал

    2.Своей работой на уроке я

    3.Урок для меня показался

    4.За урок я

    5.Мое настроение

    6.Материал урока мне был

    7.Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным

    не устал / устал полезен / бесполезен интересен / скучен

    легким / трудным интересно / не интересно