СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок и презентация по теме "Экономическая политика большевиков" на основе м/м образно-графической модели

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация по истории по теме "НЭП" и "Военный коммунизм" 9 класс с использованием м\м образно- графической модели 

Просмотр содержимого документа
«НЭП и Военный коммунизм»

Тема: НЭП и Военный коммунизм

Цели и задачи урока:

  1. Образовательная цель:

Познакомиться с Новой экономической политики, ее причинами, сущностью и результатами.

Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;

Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;

Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;

Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;

Установить причины свертывания НЭП.

  1. Развивающая цель:

Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

Развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

Развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;

Сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

Формулировать выводы по итогам нэпа;

Формирование навыков работы с текстом у, документами;

Развитие навыков грамотной устной речи;

Развивать навыки групповой работы.

  1. Воспитательная цель:

Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

Воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

Технические средства: Доска, проектор.



НЭП и Военный коммунизм

Что такое военный коммунизм?

Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должны было возникнуть коммунистическое общество. В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике — кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на реалии Гражданской войны. Такие же противоречивые оценки давали этой политике и сами вожди большевистской партии, возглавлявшие страну в годы Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 15 марта 1921 года на X съезде РКП(б).

Что такое НЭП?

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Военный коммунизм

НЭП

Социальные:

1.«Потребительский коммунизм»

2.Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени

1.Снижение дохода населения.

2.Недовольство населения

Экономические:

1.Необходимость мобилизации всех ресурсов

2.Нехватка продовольствия

1.Дефицит

2.Спад производства

3.Рост внешней задолженности

Политические:

1.Борьба с контрреволюцией

2.Стремление Советской власти продержаться до мировой революции

1.Старение руководства

2.Отсутствие необходимых реформ

3.Однопартийная система



Военный коммунизм и НЭП в сравнении

Военный коммунизм

Новая экономическая политика

Продразверстка

Запрещение свободы торговли

Национализация промышленности

Централизованное управление экономикой

Трудовая мобилизация

Натуральная оплата труда

Продналог

Свобода торговли

Денационализация промышленности

Мелкая частная собственность, аренда, концессии

Хозрасчет на государственных предприятиях (трестах)

Свободная наем рабочей силы

Тарифная оплата труда

Денежная реформа



Продразверстка

Продразвёрстка — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Продналог

Продналогпродовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога.

Точки зрения на НЭП

  1. Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭП.

  2. Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.

  3. После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП

Итоги НЭП

Положительные

Отрицательные

+ Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

+ Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

+ Рост середняцких хозяйств (60%);

+ Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

+ Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

- нехватка промышленных товаров;- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

- безработица;

- обострение жилищного вопроса;

- аграрное перенаселение.



Причины свертывания НЭП

Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.

Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.

Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.

Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

Итоги политики «военного коммунизма»

• Сокращение уровня промышленного производства в 7 раз, сельского хозяйства – вдвое.
• В городах не хватало продовольствия, горючего, не работали освещение, водопровод, отопление и т.д.
• Детская беспризорность.
• Весна – лето 1921 голод в Поволжье.

В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.

Домашнее задание: записи в тетради + заполнение таблицы

Мероприятия НЭП и Военного коммунизма

Мероприятия НЭП

Мероприятия Военного коммунизма





Время урока: 40 минут.

Просмотр содержимого презентации
«НЭП и Военный коммунизм в сравнении»

НЭП И ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

НЭП И ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

Цели и задачи урока:  Образовательная цель: 1.Познакомить учащихся с Новой экономической политикой, ее причинами, сущностью и результатами. 2.Показать проявления кризиса политики «военного коммунизма»; 3.Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике; 4.Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии; 5.Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны; 6.Установить причины свертывания НЭП.

Цели и задачи урока:

Образовательная цель:

1.Познакомить учащихся с Новой экономической политикой, ее причинами, сущностью и результатами.

2.Показать проявления кризиса политики «военного коммунизма»;

3.Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;

4.Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;

5.Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;

6.Установить причины свертывания НЭП.

Развивающая цель: 1.Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности. 2.Развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; 3.Развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; Сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; 4.Формулировать выводы по итогам нэпа; 5.Формирование навыков работы с текстом у, документами; 6.Развитие навыков грамотной устной речи; 7.Развивать навыки групповой работы. Воспитательная цель:  1.Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека. 2.Воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу .

Развивающая цель:

1.Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

2.Развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

3.Развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;

Сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

4.Формулировать выводы по итогам нэпа;

5.Формирование навыков работы с текстом у, документами;

6.Развитие навыков грамотной устной речи;

7.Развивать навыки групповой работы.

Воспитательная цель:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

2.Воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу .

ХОД УРОКА : Материал темы иллюстрируется в виде пятиконечной красной звезды, элементы которой соответствуют 5 основным мероприятиям политики «военного коммунизма», и признакам НЭПа Проблемное задание учащимся на урок:   1.Сравнить политику «военного коммунизма» с политикой НЭПа?  2.Почему после Гражданской войны «красные» перешли к НЭПу?

ХОД УРОКА :

Материал темы иллюстрируется в виде пятиконечной красной звезды, элементы которой соответствуют 5 основным мероприятиям политики «военного коммунизма»,

и признакам НЭПа

Проблемное задание учащимся на урок:

1.Сравнить политику «военного коммунизма» с политикой НЭПа?

2.Почему после Гражданской войны «красные» перешли к НЭПу?

Продразверстка Национализация Натурализация Трудовая Централизация повинность «Военный коммунизм» Децентрализация Продналог НОВАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА Наемный труд Денационализация Свобода торговли

Продразверстка

Национализация

Натурализация

Трудовая

Централизация

повинность

«Военный

коммунизм»

Децентрализация

Продналог

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Наемный труд

Денационализация

Свобода торговли

Что такое “военный коммунизм”

Учащиеся с помощью графического образа называют черты

«военного коммунизма»(актуализация знаний):

Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка , запрещение частной торговли , свёртывание товарно-денежных отношений, уравнительное распределение материальных благ , милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должны было возникнуть коммунистическое общество. В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике — кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на реалии Гражданской войны. Такие же противоречивые оценки давали этой политике и сами вожди большевистской партии, возглавлявшие страну в годы Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 15 марта 1921 года на X съезде РКП(б).

Продразверстка Продразвёрстка — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Продразверстка

Продразвёрстка

в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Продналог Продналог — продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств , введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога .

Продналог

Продналог продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств , введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога .

Итоги политики  «военного коммунизма» • Сокращение уровня промышленного производства в 7 раз, сельского хозяйства – вдвое.  • В городах не хватало продовольствия, горючего, не работали освещение, водопровод, отопление и т.д.  • Детская беспризорность.  • Весна – лето 1921 голод в Поволжье.

Итоги политики «военного коммунизма»

Сокращение уровня промышленного производства в 7 раз, сельского хозяйства – вдвое. • В городах не хватало продовольствия, горючего, не работали освещение, водопровод, отопление и т.д. • Детская беспризорность. • Весна – лето 1921 голод в Поволжье.

В ходе повторительной беседы актуализируются представления учащихся о программных установках большевиков, особенностях политики «военного коммунизма» При помощи учителя ученики приходят к выводу, что политика «военного коммунизма» родилась как система чрезвычайных мер  в ситуации Гражданской войны. Но по крайней мере часть большевиков была склонна рассматривать эти меры как рывок к новому социалистическому обществу. Изучение нового материала. Форма работы: Самостоятельное чтение текста учебника и проблемная беседа. Сообщения учащихся о социально-политической обстановке конца Гражданской войны, о восстании матросов в Кронштадте. Развивая беседу, обсуждая сообщения учащихся, учитель помогает ученикам понять причины перехода к НЭПу. Далее организуется обсуждение основных направлений НЭПа и составляется сравнительная таблица.

В ходе повторительной беседы актуализируются представления

учащихся о программных установках большевиков, особенностях

политики «военного коммунизма»

При помощи учителя ученики приходят к выводу, что политика

«военного коммунизма» родилась как система чрезвычайных мер

в ситуации Гражданской войны. Но по крайней мере часть большевиков была склонна рассматривать эти меры как рывок к новому социалистическому обществу.

Изучение нового материала.

Форма работы:

Самостоятельное чтение текста учебника и проблемная беседа.

Сообщения учащихся о социально-политической обстановке конца Гражданской

войны, о восстании матросов в Кронштадте.

Развивая беседу, обсуждая сообщения учащихся, учитель помогает ученикам

понять причины перехода к НЭПу.

Далее организуется обсуждение основных направлений НЭПа и составляется

сравнительная таблица.

Что такое НЭП Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Что такое НЭП

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.

Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Военный коммунизм НЭП Социальные: Социальные: «Потребительский коммунизм» Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени Снижение дохода населения. Недовольство населения Экономические: Экономические: Необходимость мобилизации всех ресурсов Нехватка продовольствия Дефицит Спад производства Рост внешней задолженности Политические: Политические:

ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

Военный коммунизм

НЭП

Социальные:

Социальные:

  • «Потребительский коммунизм»
  • Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени
  • Снижение дохода населения.
  • Недовольство населения

Экономические:

Экономические:

  • Необходимость мобилизации всех ресурсов
  • Нехватка продовольствия
  • Дефицит
  • Спад производства
  • Рост внешней задолженности

Политические:

Политические:

  • Борьба с контрреволюцией
  • Стремление Советской власти продержаться до мировой революции
  • Старение руководства
  • Отсутствие необходимых реформ
  • Однопартийная система
  • Причины
Военный коммунизм и НЭП  в сравнении “ Военный коммунизм” Новая экономическая политика

Военный коммунизм и НЭП в сравнении

Военный коммунизм”

Новая экономическая политика

  • Продразверстка
  • Запрещение свободы торговли
  • Национализация промышленности
  • Централизованное управление экономикой
  • Трудовая мобилизация
  • Натуральная оплата труда
  • Продналог
  • Свобода торговли
  • Денационализация промышленности
  • Мелкая частная собственность, аренда, концессии
  • Хозрасчет на государственных предприятиях (трестах)
  • Свободная наем рабочей силы
  • Тарифная оплата труда
  • Денежная реформа
Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа. Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению. После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.
  • Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
  • Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
  • После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.

Точки зрения на НЭП

Итоги Нэпа Положительные Отрицательные + Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.; + Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.; - нехватка промышленных товаров;- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения; + Рост середняцких хозяйств (60%); - Растет безработица; + Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.; - обострение жилищного вопроса; + Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

Итоги Нэпа

Положительные

Отрицательные

+ Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

+ Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

- нехватка промышленных товаров;- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

+ Рост середняцких хозяйств (60%);

- Растет безработица;

+ Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

- обострение жилищного вопроса;

+ Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

  • аграрное перенаселение.
  • Нет средств для осуществления курса на индустриализацию
  • Растет расслоение в деревне. Укрепляется слой кулаков и быстро растет слой беднейших крестьян
  • Сельское хозяйство остается натуральным
  • Частный капитал в основном в торговле
  • План хлебозаготовок выполняется с большими трудностями
Причины свертывания НЭПа 1.Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены. 2.Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство. 3.Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма. 4.Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг .

Причины свертывания НЭПа

1.Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.

2.Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.

3.Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.

4.Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг .

Вывод: Новая экономическая система была в значительной мере либерализована, произошел отказ от попытки полностью ликвидировать рыночную экономику. в то же время сохраняется контроль государства над стратегически важными объектами(крупная промышленность, земля, транспорт, банковское дело, внешняя торговля)

Вывод:

Новая экономическая система была в значительной мере

либерализована, произошел отказ от попытки полностью

ликвидировать рыночную экономику.

в то же время сохраняется контроль государства над

стратегически важными объектами(крупная

промышленность, земля, транспорт, банковское дело,

внешняя торговля)

Домашнее задание:  записи в тетради + заполнение таблицы Мероприятия НЭП и Военного коммунизма Мероприятия НЭП Мероприятия Военного коммунизма    

Домашнее задание:

записи в тетради + заполнение таблицы

Мероприятия НЭП и Военного коммунизма

Мероприятия НЭП

Мероприятия Военного коммунизма

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!