СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Я в окружающем мире"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен одной из актуальных проблем человечества - экологической. В нём реализуется так называемая "Игра масштабов", то есть переход от глобальных обобщений к региональным и локальным, что позволяет подвести учащихся к их личной заинтересованности в изучении проблем своей страны, края, города.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Я в окружающем мире»



Я в окружающем мире

для учащихся 10 – 11 классов


Оформление класса. На стене висят трафареты-определители, по ним учащиеся выберут группу, в которой будут работать на уроке («Виртуальное правительство» - работа с компьютером; «Активные граждане»; «Общественные организации»). В то же время, на столах стоят такие же трафареты, чтобы учащиеся знали, куда им садиться.


Эпиграф: «Оглянись на себя, оцени сделанный шаг, загляни в будущее».

Цель занятия: осознание роли и места человека в современной экологической обстановке и значимости коллективных действий людей в условиях обострения рассматриваемой современной проблемы; формирование у школьников ключевых компетенций.

Задачи: Сформировать у учащихся активную жизненную позицию.

2. Способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии; формирование у учащихся коммуникативных умений; развитие сообразительности и находчивости путем разработки творческих мини-проектов и их защиты (газета, реклама, листовка, акция).

3. Развивать умения учащихся оценивать характер воздействия человека на окружающую среду.

3. Развивать навыки работы учащихся с картой, анализировать и сопоставлять факты.

Подготовка к уроку. Искусство обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе.

Каждой группе предлагаются репродукции картин известных художников отрывки из произведений писателей и поэтов, высказывания известных людей, философов о природе, деятельности людей в окружающей среде, которые можно использовать при составлении мини-проектов, лозунгов, рекламы. Используются стихи А.Пушкина, С.Есенина, Б.Брехта, М.Дудина, Е.Евтушенко, А.Твардовского, С.Куняева, А.Плотникова; картины В.Васнецова, Сальвадора Дали, Е.Сарана, В.Верещагина. На общем столе лежат: набор маркеров, ножницы, клей, цветная бумага, декоративные кнопки-гвоздики, потолочная плитка, на которой учащиеся, входящие в группу «Активные граждане» и «Общественная организация», помещают свои работы.

Группа «Виртуальное правительство» работает с компьютером.



Ход урока

Учитель: (на фоне музыки) В одном городе жил великий мудрец, слава о его мудрости разнеслась далеко. Но был человек, завидующий его славе. Решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

Он поймал бабочку, зажал ее в ладонях и подумал: «Я спрошу у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник отправился к мудрецу и спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» На что мудрец сказал: «Все в твоих руках…».

О чем эта притча, ребята? (о мудрости, о том, что нельзя завидовать, о жестокости …). Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Давайте посмотрим отрывок из фильма «Дом – свидание с планетой» (на экране фрагмент из фильма «Дом – свидание с планетой»). А теперь вы можете сказать, о чем пойдет речь? (об отношениях человека и природы, об экологических проблемах).

Люди всё больше и больше воздействуют на природу, что не может пройти бесследно. Эта деятельность человека привела к экологическим проблемам глобального масштаба.

Давайте перечислим особенности глобальных проблем (схема 1).


Как вы думаете, кто может решать эти проблемы? Правительство? (появляется слайд с фотографией В.В.Путина и правительства). Общественные организации? (ООН (символ), ЮНЕСКО…).

Учитель подводит к тому, чтобы дети сказали – лично каждый. Чье еще вмешательство требует решения глобальных проблем? Или, как вы думаете, от кого еще зависит решение экологических проблем? (По щелчку на слайде появляется - Лично каждый).

Кто более ответственен за принятие решений экологических проблем? Почему? (правительство, потому что оно формируется из выдающихся деятелей, из представителей общественных организаций, которые были выбраны народом…).

Верно, так как они, прежде всего – личности, от гражданской позиции которых зависит мировоззрение сообществ и социальных групп. Вы тоже личности, а значит и от ваших решений зависит будущее Земли. Поэтому вы должны говорить, влиять и действовать. Вы – это много «Я» (на магнитной доске висит макет планеты, в центре которого большая буква «Я»).

Ребята, назовите всех с кем вы общаетесь. На кого вы можете оказывать влияние? (Семья, одноклассники, друзья, общественные организации, формальные или неформальные объединения (так или иначе, мы входим в них), политические партии, социальные институты, правительство, мировое сообщество (может быть вы когда-то в них войдете).

Эти слова написаны на лепестках ромашки: по мере того, что дети говорят – учитель помещает на доске лепестки вокруг планеты с буквой «Я». Если дети назвали то, что не написано на лепестках ромашки – написать на доске мелом.

Итак, мы определили тему нашего занятия: «Я в окружающем мире», на котором постараемся определить роль и место человека в современной экологической обстановке. А для этого ребята, я предлагаю вам ненадолго побывать в роли:

1 группа. «Виртуальное правительство» (работа за компьютером).

2 группа. «Общественная организация».

3 группа. «Активные граждане».

Ребята, ученые, оценивая последствия деятельности человека в окружающей среде, утверждают, что человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Причем мы с вами определили, что эта катастрофа носит глобальный характер. Из чего складывается любая глобальная проблема, из каких проблем? (Из цепочки локальных и региональных...).

- Спасибо, ребята.

Работа в группах

Задания для группы «Виртуальное правительство»

Многие ученые считают экологическую ситуацию в России кризисной. Что вы, виртуальное правительство, можете сделать для исправления ситуации?

1. Пути решения проблем и форму представления, выбирайте самостоятельно.

2. Подберите статистические данные по рассматриваемой проблеме.

3. В электронном виде разработайте обращение от имени правительства к законодательным органам.

4. Используйте работы художников, писателей, поэтов, высказывания известных людей, философов, как отражение своего мировоззрения. Названия картин можно изменять, согласно вашему восприятию.

  1. Выделите качества современного экокультурного человека.

Уважаемое правительство! Все, что требуется для работы, находится на рабочем столе вашего компьютера. Создайте нечто яркое, наглядное, убедительное, чтобы все поверили в эффективность ваших действий. Фантазируйте, предлагайте, творите!


Задания представителям «Общественной организации»

Существует мнение, что на Ставрополье экологическая ситуация неблагополучна. Внесите свои предложения для решения этой проблемы!

1.Назовите свою общественную организацию.

2. Подберите статистические данные по рассматриваемой проблеме.

3.Составьте экологическую карту Ставрополья.

4. Используйте работы художников, писателей, поэтов, высказывания известных людей, философов, как отражение своего мировоззрения. Названия картин можно изменять, согласно вашему восприятию.

5.Определите качества современного экокультурного человека.

6. Пути решения проблем и форму представления, выбирайте самостоятельно.

Уважаемые представители «Общественной организации»! Все, что требуется для работы лежит у вас на столах. Создайте нечто яркое, наглядное, убедительное, чтобы все поверили в эффективность ваших действий. Фантазируйте, предлагайте, творите!


Задания для группы «Активные граждане»

Общеизвестно, что варварское отношение человека к природе поставило город Ставрополь на грань экологической катастрофы. Перечислите экологические проблемы. Какие меры необходимо предпринять?

1.Пути решения проблем и форму представления, выбирайте самостоятельно.

2. Подберите статистические данные по рассматриваемой проблеме.

3.Используйте работы художников, писателей, поэтов, высказывания известных людей, философов, как отражение своего мировоззрения. Названия картин можно изменять, согласно вашему восприятию.

4.Перечислите качества современного экокультурного человека.

«Активные граждане»! Все, что требуется для работы лежит у вас на столах. Создайте нечто яркое, наглядное, убедительное, чтобы все поверили в эффективность ваших действий. Фантазируйте, предлагайте, творите!

Учитель: Ребята! Время для работы ограничено – 15 минут. Поэтому четко распределите роли в группе, кто за что отвечает. (Звучит музыка, учитель подходит к каждой группе для консультации).

Ребята, время истекло. Посмотрите, пожалуйста, на меня. Если что-то не успели выполнить – не переживайте, вы можете об этом сказать. Давайте проявим, друг к другу уважение и внимательно будем слушать каждого выступающего.

(Учитель комментирует выступление каждой группы).

Друзья мои! Вы молодцы, прекрасно поработали! Мне ваша позиция, как виртуального правительства, общественной организации и активных граждан - понятна!

Рефлексия. Но я хочу, чтобы каждый из вас на этих ладонях (ладони, вырезанные из цветной бумаги, лежат на столах) написал: какова ваша гражданская позиция; какую роль лично вы можете сыграть в решении рассматриваемой проблемы (время – 30 секунд).

На магнитной доске прикреплено изображение нашей планеты. Учащиеся, при помощи магнитиков прикрепляют ладони вокруг (спасем, наведем порядок, будем помнить, будем любить, озеленим, оградим, решаем вместе, задумаемся, наведем порядок, преодолеем, сбережем, обезопасим, сохраним, влиять, действовать).

Дорогие друзья, эпиграфом к сегодняшнему занятию я взяла слова: «Оглянись на себя, оцени сделанный шаг, загляни в будущее». Это моя жизненная позиция! (Учитель прикрепляет ладонь с эпиграфом к рисунку планеты).

Возвращаясь к притче, как вы теперь понимаете ее смысл?

Ребята, необходимо предвидеть последствия каждого своего шага. Потому что история планеты – это ваша история, это моя история, в конце концов – это история всего человечества. Всё в ваших руках!


Литература

1. Белозеров В.С., Магомедов КА. Экономическая и социальная география Ставропольского края. – Ставрополь, 1996. – 221 с.

2. Глобальная экология: Учеб. Для 10 – 11 кл. профил. шк./Н.Ф.Винокурова, В.В.Трушин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

3. Физическая геграфия Ставропольского края: Учебник для 6 – 8 классов общеобразовательных школ / под ред. Н.И.Бутенко, В.В.Савельевой и В.А.Шальнева. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000.

4. Экологическая география России / под ред. Л.Г.Исаченко. – С.-П.б.: Издательство Санкт – Петербургского университета, 2001.

5. Экология Ставропольского края: Учебник для 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края / под ред. В.И.Вишняковой. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

Высказывания известных философов, писателей, публицистов, ученых о природе, об отношении человека к ней, деятельности человека в окружающей среде взяты из учебника Глобальная экология для 10 – 11 кл. профил. шк. / Н.Ф.Винокурова.

Использовались стихи А.Пушкина, С.Есенина, Б.Брехта, М.Дудина, Е.Евтушенко, А.Твардовского, С.Куняева, А.Плотникова; картины В.Васнецова, Сальвадора Дали, Е.Сарана, В.Верещагина.



Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение для всех групп

Озоновая дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как пожар в груди,

Одумайся, беспечный индивидуум,

И в будущее взор обороти!

Великая озонная защита

разорвана отныне навсегда,

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, господа! М.Ножкин



Мы смотрим едва ль не с восторгом,

Отринув и совесть, и страх,

Как наша любимая Волга

Страдает у всех на глазах.

Да что ж это, братцы, такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою,

А с нами со всеми беда. Н.Е.Палькин



И неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые?» -

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствуют омуль, тюлень…

Что б заповедником стало озеро,

Что б его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал!» А.Вознесенский




Неужто берёза-калека,

Склонившись к последней реке,

Последнего человека

Увидит в её кипятке.

Е.Евтушенко


Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё вычерпать до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

разграбить всё богатство,

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

в счёт будущего дня,

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас. М.Дудин



Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только

Берегите

Эту Землю! М.Дудин




Земля на нас тогда не обижается

Когда дома отражены в росе,

А в окнах их ромашки отражаются. О.Дмитриев



Я люблю тебя, большое время,

но прошу – прислушайся ко мне:

не убей последнего тейменя,

пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

загнанного волка пощади,

чтобы на земле осталось что-то,

отчего щемит в моей груди.

С.Куняев





Мудрые мысли

"Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, которые обрушились бы, если бы один не поддерживал другого" (Сенека)


Уничтожьте одного человека – вы уничтожите целое племя, народ, историческую цивилизацию. Р.Бредбери


«Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме как создать объединенный мир, основанный на законности и гуманизме».

Роберт Оппенгеймер, американский физик, «отец атомной бомбы»


«Мы живём в условиях, характеризующихся упадком культуры… Быть личностью становится для нас всё труднее». А. Швейцер

«Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе».

«Новый завет»


«Решение всех экологических проблем должно исходить, прежде всего, из изменений самого человека, его внутренней сущности».

Президент «Римского клуба» А. Печчеи


«Все ответственны за всех»

Н. Бердяев


«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»

А. де Сент-Экзюпери


«Мы не унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли в займы у своих детей» Ли Талбот


«…Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню…»

К. Марк.


«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последст- вия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем дру -гие, непредвиденные последствия, кото- рые очень часто уничтожают значение первых».

Ф. Энгельс


«Идёт работа Сизифа: природа оказывается более сложной, чем разнообразие – бесконечное – символов и моделей, созданных нашим сознанием…»

В. Вернадский


« Человек, освобождая силы

Извечных равновесий вещества,

Сам делается в их руках игрушкой»

М. Волошин


Экология, долго ютившаяся на задворках биологии, вдруг сделалась королевой научного бала. Н.Ф.Реймерс


Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных связей. И.С.Тургенев


Вместо путешествия в отдалённые страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа – растения и животных, её населяющих… К.Ф.Рулье


Если в поле у тебя нет родной былинки, в лесу – родной берёзки, на реке – родного бережка, значит, нет у тебя того священного уголка земли, который мудрые люди называют родиной. Ведь природа и родина имеют один корень. В.Ярошенк.


Если миллионы людей ежедневно выходить на лоно природы только для того, чтобы «позагорать», а не для того, чтобы посадить дерево, укрепить берег реки, подкормить оленёнка, расчистить пруд, - все наши разговоры об охране окружающей природной среды так и останутся разговорами.

И.Бестужев-Лада


Природа действует в согласии со своими законами, а человек - в соответствии со своими представлениями о законе. А.Леш


Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство – чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа – чтобы жить. Н.Ф.Реймерс


Мы должны научиться отказываться от маленьких удобств во имя избежания возможных экологических катастроф. Чтобы покорять природу, надо ей подчиняться. Ф.Бекон


То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли. А.Платонов



Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадёт в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве». А.Платонов.



Мы должны действовать таким образом, чтобы не идти наперекор всеобщим законам природы, но, соблюдая их, следовать вместе с тем своим склонностям. Цицерон.


Единственная надежда человечества на выход из неизбежного экологического кризиса – собственные целенаправленные усилия, причём усилия всего планетарного сообщества. Н.Н.Моисеев


Сегодня мы являемся свидетелями того, как человечества неминуемо идёт к своему концу с помощью тех изобретений, которые появились на свет благодаря его разуму. И.С.Шкловский


Если человечество хочет выжить, ему необходима совершенно новая система мышления. А.Адамович












Работы художников и картинки на экологическую тему

В.Васнецов. Всадники Апокалипсиса Сальвадор Дали.

Геополитический мальчик

наблюдает рождение Нового человека

Е.Саран. Глобальное потепление В. Верещагин Апофеоз войны

В.Васнецов. Витязь на распутье С.Дали. Чаша жизни






Материал для «Общественной организации»

Согласно «критериям оценки экологической обстановки» Став­ропольский край следует отнести к зоне чрезвычайной экологичес­кой ситуации (кризисной).

Главная из всех экологических проблем — проблема сохранения здо­ровья людей. Именно здоровье человека является отражением эколо­гического состояния среды. Официальные данные свидетельствуют о том, что уровень заболеваемости многими болезнями в крае превы­шает средний по России. Это болезни кожи и эндокринной системы, злокачественные новообразования и др. Ежегодно возрастает заболе­ваемость новорожденных и подростков, растет уровень младенчес­кой смертности. Не утешительны данные статистики — за последние 10 лет рождаемость снизилась на 32%, а смертность возросла на 20%. Демографические процессы отрицательно сказываются на экономи­ке Ставропольского края.

За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель. Система интенсивного земледелия, принятая в нашем крае, ведет к деградации и уничтожению почв. Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы «мелиорации» при­водят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек, прудов, водо­хранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель по­чвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодо­родия. Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования и на­рушения закона возврата. Пыльные бури выдувают 4-7, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжелой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произраста­ния культур, снижает урожай на 25-30 %.

Эрозия почв опустынивает земли. Этот процесс особенно прояв­лен в восточных районах края, где к тому же земля исполосована беспорядочными транспортными колеями, нефтетрубами, загрязне­на разливами нефти в местах прорыва нефтепроводов.

Ценные сельскохозяйственные угодья зачастую используются не по назначению.

В связи с этим необходима детальная оценка угодий, сохранение их оставшегося уникального потенциала и восстановление эколо­гического равновесия на основе использования современных науч­ных разработок.

Важнейшей проблемой в крае остается загрязнение природной среды ландшафтов. В воздух, воду, в растения, в организмы живот­ных и людей попадают токсичные газы, твердые частицы, жидкие ядовитые вещества. Источники этих загрязнений многочислен­ны. Вредные и опасные для всего живого вещества имеют наи­большую концентрацию на территориях в радиусе 3-8 км, а иног­да 10-12 км от источников выброса. В Ставропольском крае с характерными «розами ветров», вытянутыми с запада на вос­ток, они распространяются вдоль воздушных коридоров на боль­шие расстояния.

Радиоактивное загрязнение ландшафтов вызвано как естествен­ными, так и антропогенными факторами. К ним относятся: радио­активные отходы, остающиеся после добычи, транспортировки и переработки урановых руд, нефти и газа, а также некоторых строи­тельных материалов, термальных и минеральных вод. Радиационная обстановка в крае по степени экологической опасности изменяется от благоприятной на большей части территории до кризисной в от­дельных районах и населенных пунктах.

Особо опасными оказались пластовые воды, извлекаемые на зем­ную поверхность из глубоких недр при добыче нефти. Эти воды отли­чаются повышенной радиоактивностью.

Радиационная обстановка КMB осложнена наличием отработан­ных урановых месторождений гг. Бештау и Бык. В наиболее опасной зоне находится г. Лермонтов.

Проблема загрязнения атмосферы одна из важнейших в нашем крае. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предпри­ятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, газовая промышленность, хи­мическая и нефтехимическая, машиностроительная, металлообра­ботка. Существенный «вклад» вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ, в том числе канцерогены и тяжелые металлы. Наиболее сильно заг­рязнена атмосфера в городах Невинномысске, Буденновске, Став­рополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.

Проблема воды остро стоит на Ставрополье. Достаточно сказать, что на душу населения в крае приходится 3 тыс. м3 в год — это в 9 раз меньше, чем в среднем по России. Вода в реках нашего края сильно загрязнена, а такие реки, как Калаус, Подкумок, Кума, Мамайка, практически превращены в сточные канавы. В них сбра­сываются неочищенные стоки предприятий, содержащие нефтепро­дукты, соли тяжелых металлов, нитраты, биогенные вещества, ядо­химикаты.

В крае утверждены проекты водоохранных зон по берегам рек и водоемов. Но на практике в этих зонах располагаются склады мине­ральных удобрений, животноводческие комплексы и фермы. Отходы животноводства стали главным загрязнителем грунтовых и поверх­ностных вод. Вырубаются леса на водосборах и, в нарушение всех норм, распахиваются водоохранные зоны, поэтому снижается есте­ственный сток рек. Вместе с тем, в ряде районов края открытые ка­налы служат причиной утечки вод, вызывающей подъем уровня грун­товых вод и подтопление почвогрунтов на больших площадях.

В городах и сельских населенных пунктах ощутим недостаток чис­той питьевой воды.

В городах Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках отмечено сниже­ние дебита минеральных вод в скважинах.

Проблема отходов. В Ставропольском крае накопились миллионы тонн бытовых и промышленных отходов. Это горы мусора в окрест­ностях городов и поселков. Особенно тревожное положение созда­лось в зоне КМВ, где свалки эксплуатируются без технической доку­ментации и без должного санитарного контроля. Каждая неорганизо­ванная свалка — это экологическая бомба, готовая «взорваться» эпидемией, загрязнить почву, воду, воздух. Только в г. Невинномысске действует единственная в крае установка по обезвреживанию содержащих ртуть люминесцентных ламп.

Проблема сохранения флоры и фауны - самая тревожная из всех экологических проблем современности. По сути, это вопрос сохра­нения разнообразия форм жизни. Ведь даже исчезновение всего лишь одного вида растений влечет за собой гибель 10-30 видов насеко­мых. Такая же опасность возникает для некоторых высших и других животных.

Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий существования флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие ве­сенние эфемеры, особенно вблизи городов и зон отдыха населения.

Участились лесные и степные пожары. В их пламени гибнут деревья и кустарники, сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители, раз­рыхлители почвы. В степях на их местах вырастают лишь однолетние растения, беднеет флористический состав степей, ослабляется их устойчивость. Исчезают экологические ниши обитания животных, а с ними сокращается их численность, особенно это касается ценных промысловых видов.

Проблема биологического загрязнения. Большой ущерб земледе­лию, огородам, садам наносят насекомые и растения, завезенные из других стран. Это колорадский жук, клещ варроа, амброзия, вызыва­ющая аллергические реакции у людей. С ростом городов появились живущие вблизи человека звери и птицы (крысы, голуби, вороны), которые разносят болезни, уничтожают продовольствие. Поражены гельминтами рыбы в прудах и водоемах.

Основные пути решения экологических проблем намечены в «Концепции экологической безопасности Российской Федерации». В ней предусмотрена целенаправленная деятельность государства и общественных организаций по обеспечению благоприятных эколо­гических условий в стране. Главная задача этой работы — создание здоровых условий для жизни населения.

Решение экологических проблем края требует разработки и осуществления специальной и конкретной программы, кото­рая будет включать контроль за хозяйственной деятельностью, ох­ранные ограничения в использовании природных ресурсов, соз­дание заповедников и других особо охраняемых территорий в каж­дом типе ландшафтов. Успешность выполнения такой программы во многом зависит от уровня экологических знаний населения края.


Материал для виртуального правительства

Современная экологическая ситуация и причины ее возникновения

Экологическую ситуацию России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой. Эти зоны занимают около 20% территории России, в них проживает пятая часть населения.

Среди причин возникновения эко­логических проблем России ведущее место принадлежит следующим:

В пределах северной части стра­ны с ее легкоранимой природой жи­вет значительное количество населе­ния, расположены крупные города и важные промышленные центры, та­кие, как Норильск — «урбанистичес­кая аномалия посреди тундры», Санкт-Петербург, Архангельск, Пет­розаводск, Мурманск и др.

В России бо­лее половины машин и оборудо­вания требуют модернизации, а не менее четверти подлежат пол­ной замене.

Существующая технология добычи минерального сырья и его переработки, некомплексное использование приводят к зна­чительным потерям ресурсов, которые остаются в отвалах гор­нообогатительных комбинатов, сжигаются в факелах и т.п. Это существенно загрязняет окружаю­щую среду.

Плохая утилизация вторич­ного сырья. Например, доля металлоотходов в сырье для производст­ва черных металлов в стране устой­чиво сохраняется на уровне 1/5, причем основную их часть состав­ляет металлическая стружка.

Значительное количество ре­сурсов добывается для экспорта за
рубеж. Когда в начале 70-х гг. рез­ко пошла на убыль конкурентоспо­собность нашей обрабатывающей продукции на мировом рынке, для поддержания жизнеспособности страна была вынуждена значитель­но увеличить экспорт сырья и энер­гоносителей.

Нерациональное использова­ние возобновляемых природных ресурсов. Так, теряется около 20% заготавливаемой древесины; потери лесов от пожаров ежегодно состав­ляют более 1 млн. га (причем при­чиной пожаров обычно бывает ан­тропогенная деятельность). Ежегод­ные лесопосадки не восполняют вырубок и потерь леса от пожаров.

Нерациональное землепользова­ние приводит к распространению водной и ветровой эрозии. Так, бо­лее 1/4 сельскохозяйственных уго­дий страны затронуты ветровой (20 млн. га) и водной (40 млн. га) эрозией. Практически во всех ре­гионах идет устойчивое снижение гумуса в почве. С целью повыше­ния урожайности на поля страны, 45% которых находятся в зоне рис­кованного и неустойчивого земле­делия, вносят удобрения, пестици­ды и др. Но они не дают желаемых результатов, более того — вызыва­ют сильную токсификацию почв, смываются с почвой в малые реки и другие водоемы, что приводит к их эфтрофии.

Исключительно большие потери воды, особенно при орошении. Загрязнение воды, особенно солями тяжелых металлов, пестицидами, нитратами, фенолами – гибель не только ее флоры и фауны, но и заболевание среди населения.

Значительные отходы и выбросы загрязняющих веществ в результате работы транспорта, промышленных предприятий и аварий на них.





Информация для группы «Активные граждане»

В нарушение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», запрещающего хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на данные территории и реликтовые биоценозы, администрация города, в течение последних лет разрешала вырубку городских лесов и ботанических памятников.

Большой Круглый лес, находящийся на территории парка Победы в районе площади 200-летия, может прекратить своё существование как природный комплекс. И это несмотря на жёсткую и правильную позицию нового мэра, которую застройщики оспаривают в судах, ссылаясь на проект Генплана города. Согласно этому документу здесь предусматривается жилая застройка, а значит – и беспощадная вырубка двадцати гектаров сплошного лесного массива.

Практически все леса лишились опушек, важнейшего элемента экосистемы леса. Родники, стратегические источники пресной питьевой воды, умирают. Санитарное состояние городских лесов удручающее.

Было замечено также, что в городе сформировалась устойчивая тенденция алчного захвата земель с особым правовым режимом их использования. Эколого-правовые основания перевода лесных земель в нелесные и передачи их в частные руки под строительство отсутствуют.

Все мы хотим жить в цветущем, зелёном, ухоженном городе. Чтобы передали его нашим детям и внукам. И при этом не только сохранили, но и по возможности преумножать наши природные богатства.

А ведь они уникальны. Они на виду. Парк Победы, Таманская лесная дача, другие городские леса, Ботанический сад, Сенгилеевское водохранилище… О нашей природе можно говорить долго. Она неповторима. И тем выше наша ответственность за бережное к ней отношение. Но мало просто беречь природу. Нужна система работы.

Мы уже остановили вырубку зелёных насаждений. Мы подвергли ревизии сотни и отменили десятки незаконных постановлений о выделении земельных участков. Но без помощи экологов нам не справиться. Необходим научный подход в решении проблем. Нужен строгий общественный контроль за использованием природных ресурсов. Необходимо учить любить природу с детских лет. Наконец, городу нужна программа в сфере экологической политики. А может быть – и программа экологического оздоровления города Ставрополя.

Только выброса автотранспорта составляют 280 тыс. т/г и имеют тенденцию к ежегодному росту на 5-10 тыс. тонн, за счёт прироста автомобильного парка. При этом в городе не проводятся регулярные мероприятия по усовершенствованию двигателе, внедрению каталитической очистки.

К ведущим загрязнителям относятся предприятия и подразделения, обслуживающие трубопроводы, а также нефтехимическую и нефтегазовую отрасли.

От выхлопных газов болеют деревья и растения. Посмотрите на каштаны: листья больные, скрюченные. А кусты рябины в некоторых городских местах и вовсе пропали.

Бытовые отходы. Другая экологическая проблема – это загрязнение города и окружающих его лесов и полей бытовыми и промышленными отходами.

Каждый из нас не понимает, что выкинув мусор, в первую очередь, портит не только окружающую нас природу, но будущее своих детей! Ведь уже сегодня на детских игровых площадках мы находим склады мусора и кучи пустых бутылок!!! Почему мы не мусорим у себя дома? И регулярно убираем. Раз в неделю делаем генеральные уборки. Если раньше люди устраивали субботники каждую неделю, то сегодня мы это делаем только перед праздниками.

Известный многим жителям родник Серафима Саронского, казалось бы, святое место люди загрязнили. В лесу, окружающем родник, кучи мусора и пустых бутылок.











Просмотр содержимого презентации
«Оглянись на себя, оцени сделанный шаг,»

Оглянись на себя,  оцени сделанный шаг,  загляни в будущее     Барри Коммонер

Оглянись на себя, оцени сделанный шаг, загляни в будущее

Барри Коммонер

Угрожают гибелью всей современной цивилизации Имеют  планетарный характер Особенности глобальных проблем Требуют личного вклада каждого Нуждаются  в неотложных мерах по их преодолению Требуют межгосудар- ственных усилий

Угрожают

гибелью всей

современной

цивилизации

Имеют

планетарный

характер

Особенности

глобальных

проблем

Требуют

личного

вклада каждого

Нуждаются

в неотложных

мерах

по их

преодолению

Требуют

межгосудар-

ственных

усилий

Правительство ? Общественные организации? Я! и Я! Лично каждый?

Правительство ?

Общественные организации?

Я!

и Я!

Лично каждый?

Я

Я

Руководство к выполнению задания

Руководство к выполнению задания

  • Путь решения проблем и формы представления выбирайте самостоятельно
  • Изучите статистические данные по проблеме
  • Используйте работы художников, поэтов, «мудрые мысли», как отражение своего мировоззрения. Названия картин можно менять, согласно вашей идеи
  • Определите качества современного экокультурного человека
Оглянись на себя,  оцени сделанный шаг,  загляни в будущее     Барри Коммонер

Оглянись на себя, оцени сделанный шаг, загляни в будущее

Барри Коммонер


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!