СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-ярмарка биологи 6кл "Питание. Дыхание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обобщения знаний по основным процессам жизнедеятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок-ярмарка биологи 6кл "Питание. Дыхание"»

Урок биологии 6кл.

"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский.

Учитель: Добрый день дорогие друзья! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

Прием обратной связи "Ладошки".



Презентация.

Спасибо за поддержку, начинаем наш урок. (Слайд 1)

Учитель: Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.

Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой

музыки голосов природы. (Слайд 2).



Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих - наша уникальная планета.

(Параллельно демонстрируются (Слайды 3-9).



А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).

А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников). А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь. (Слайд 10).



Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)

Приём "Зеркало".

Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений нам подарила Природа! Вот только некоторые из них:

-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 11)

  • самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 12)

  • самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд13 )

  • самым быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд14)

  • самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд15)

  • самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 16)

Приём "Самый-самый".



Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

  • 2.Камень - гриб-вода-облако

  • 4.Гладиолус-клён - пшеница-крокодил

  • 1.Бактерии - вода-воздух-снег

  • 3.Иголка - книга-мимоза-шкаф.

Приём "Четвёртый - лишний".



Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии. (Слайд: 17).

Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология. ( Слайд18).



Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"

(Демонстрация слайдов:19-22).

  • 19-папоротник

  • 20-лишайник

  • 21-палочник

  • 22-плоды финиковой пальмы).

Приём "Что бы это значило?"



Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).

Признаки живых организмов:

  • растут

  • размножаются

  • питаются

  • дышат

  • состоят из клеток (Слайд 23)







Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука Биология.

"Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"





Учитель: Мы с вами собрались, чтобы повторить сегодня на уроке «Питание и дыхание в организме». Она была очень сложная, но вы с ней справились. В последующих классах и на выпускных  экзаменах  вы вновь с ней встретитесь, поэтому сегодня мы обобщим и приведем в систему полученные знания.



Но мне кажется, всегда немного скучно,  просто писать проверочную работу или отвечать на вопросы. Не правда ли? Поэтому, я приглашаю вас посетить ярмарку знаний.

(Звучит песня «Ярмарка»)



Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова. Итак, слово «Ярмарка» означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и то же время».

    Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я покупатель, а вы - купцы. Ваш товар - знания, и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в очень надежном месте - в банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.

(раздаются каждой команде стеклянные банки с надписями 1, 2, 3, 4)

И валюта тоже самая надежная, очень твердая, достаточно зеленая.

(достается коробка с семенами фасоли).

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами, которые мы обязательно посетим, (показать схему торговых рядов на доске)

А напутственными словами нам станет изречение академика А. Яблокова: «Все, что вы говорите, любое ваше предположение- это этап познания, поэтому оно правомерно»































Тема урока: Урок-ярмарка

«Процессы жизнедеятельности организма.

Питание и дыхание.»



Предметные: а) Обобщение и систематизация знаний по теме: «Питание и дыхание в организме».

б) учащиеся дают характеристику основных процессов жизнедеятельности в

игровой форме;

в) развивают навыки мыслительной деятельности и интеллектуальных

способностей через решение проблем;

г) по каждому этапу ведут записи ответов в зачётном листе.

Метапредметные: а) познавательные: расширяют кругозор, обогащают знания карты,

изучая место нахождения растений и животных, названных на уроке;

б) регулятивные: самостоятельно работают, делают записи, выводы;

в) коммуникативные: работают в группах, участвуют в дискуссии,

что способствует воспитанию навыков самостоятельной работы

(самоконтроль, самоанализ, взаимоконтроль), развитию трудолюбия,

коммуникативности, развивают речь.

Личностные: бережное отношение к природе; изучение её многообразия.





Тип урока: обобщающий урок.



Форма урока: Ярмарка знаний.



Технология: КОНОП (контрольный опрос с использованием игровых элементов).



Оборудование: 4 стеклянные банки, семена фасоли, изображение торговых рядов, конверты с сигнальными карточками, карточки – задания, мультимедиа,  экран.

Девиз  урока:

«Всё, что вы говорите,

любое ваше предположение-

это этап познания,

поэтому оно правомерно».

А. Яблоков.

II. Операционно-исполнительный этап. (30 мин)

                               

Торговый ряд «Светофор». (слайд №24)

 

 - Из архивных данных известно, что ярмарки всегда устраивались на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев происходящих  событий или покупателей. Так как наша тема повторения «Питание и дыхание в организме», нам просто очень необходим светофор, чтобы направить нас на верный путь. Тогда мы не заблудимся при изучении следующих процессов жизнедеятельности. Вот он уже и подмигивает.

Я буду задавать вам вопросы, вы должны будете поднять сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу. За каждый правильный ответ – 1фасолина. Командир подсчитает количество правильных ответов, за которые я вам заплачу звонкой монетой.

( При помощи мультимедиа демонстрируется тест, ученики поднимают сигнальные карточки. Учитель называет правильные ответы, командир подсчитывает. Время проведения теста 7  минут)

 

1. Тест.


1 вариант.

Выпишите правильный ответ.

  1. (слайд №25) Питание - это процесс: а) переваривания пищи; б) поступление в организм питательных веществ и энергии; в) образование кислорода и углекислого газа.

  2. (слайд №26) Мертвыми организмами и их остатками питаются: а) змеи; б) осины; в) гиены; г) мыши

  3. (слайд №27) К паразитам относятся: а) амеба; б) блоха; в) росянка; г) таракан

  4. (слайд №28) Растениями питаются : а) белки; б)клещи; в) совы; г) божья коровка

  5. (слайд №29) К хищникам относится: а) дождевой червь; б) клещ; в) лиса; г) мышь


2 вариант.

Закончите предложение.

  1. (слайд №30) Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии, называют -___________.

  2. (слайд №31) Животное, питающееся плодами, семенами и другими органами растений, называется _____________.

  3. (слайд №32) Организмы, питающиеся сообща, называются _____________.

  4. (слайд №33) Лисы, волки, совы по способу питания ___________.

5. (слайд №34) Организмы, существующие за счет другого организма – хозяина, называется

Итог: (слайд №35) подсчитайте полученные баллы.

- Вы показали просто отличные знания по теме: «Питание животных», но нас с вами ждет еще много интересного на ярмарке.

А пока давайте отдохнём и проведём небольшую физминутку. Пусть отдохнут глаза.

И так, внимание!

Физминутка.



Торговый ряд «Веселая карусель». (слайд №36)

 

Цель: показать детям, что они могут мыслить творчески.

 На ярмарке помимо торгов были и развлечения, давайте прокатимся с вами на веселой карусели и разгадаем загадки.  За правильный ответ я вам дам семя фасоли

Загадки. (слайд №37)

Чем больше колец,

Тем старше жилец.

                         (сосуды древесины)

Много рук, а нога одна.

                                (стебель, крона)

На березе что надето?

Нет на дереве берета,

То не шапка, не корона-

Из листвы и веток…….

                            (крона)

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью летят.

                           (листья)

Он кажется с виду-

Соседу не в обиду,

А под землей - подкопы

И тайные тропы.

                           (корень)



Определить группу животных по способу добывания пищи.


Много ягод свиристелям Встрепенется сокол,

Заготовил можжевельник… Крылья развернет,

Есть крушина и калина, Рея невысоко,

А в колхозе у овина В трепете замрет,

Стынет в инее рябина. Видит зорким оком -

Как пришла пора метелей, Вдруг не уследишь,

Налетели свиристели, Как шмыгнет из норки

Заскрипели, засвистели… Полевая мышь. (Хищники)

Все до ягодки поели. (Растительноядные)


В яркой шапке пестрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мерзлый ствол:

- Эй, компания, – за стол!

Подбирайте для почина

Кто жуков, а кто личинок-

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой! (Хищники)


- Молодцы! Вы все хорошо поработали, но в загадках были ответы не только по кровеносной системе животных, там встретились такие отгадки как ствол, крона, листья, корень. Поэтому нам осталось повторить тему: «Транспорт веществ у растений».

Я приглашаю вас посетить торговый ряд Винегрет.

 

Торговый ряд «Винегрет» (слайд №38)

 

Цель: обобщить и систематизировать знания  учащихся по теме «Питание у растений».

 -Вот перед нами и торговый ряд Винегрет. Здесь мы вкусно пообедаем знаниями о растениях, но, как и везде на ярмарке, вы их должны продать. Я буду называть вам слова, а вы по данным определениям отгадайте многозначное слово. Кто даст ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим. Каждой команде я заплачу, при этом ответы нужно записать. (Время выполнения 7  мин)

(слайды №39-46)

1.Лестничная, шахматная, грудная, растительная, нервная, мышечная, птичья,звериная………………………………………………………(клетка).

2. Нарезной, гладкоствольный, разведочный, эксплуатационный, лафетный, пожарный, тонкий, толстый, гладкий, шершавый, прямостоячий…………………………(ствол)

3. Математический, искомый, вещественный, мнимый, лингвистический, съедобный, главный, боковой, придаточный, воздушный……………………………………(корень)

4. Земная, ледяная, шершавая, гладкая, березовая, сосновая……………………(кора).

5.Чистый, белый, одинарный, двойной, обходной, похвальный, опросный, экзаменационный, прямоугольный, простой, сложный, осенний, березовый……..(лист)

6.Автомобильный, водный, воздушный, веществ…………………………(транспорт)

7. Студеная, горячая, замерзшая, болотная, свежая, ключевая…………….(вода)

8. Химические, твердые, минеральные, органические…………………….(вещества)

-         Молодцы, вы просто отлично справились, хорошо и плотно перекусили, продав мне свои знания о растениях. А не пора ли двигаться дальше? Вон впереди, скопление народа у торгового ряда Аукцион.





Торговый ряд «Аукцион» (слайд №47)



Цель: контроль и коррекция  знаний учащихся по пройденной теме «Транспорт веществ в организме».

- Аукцион или по другому публичная распродажа, в этом торговом ряду продаются настоящие произведения искусств, антикварные вопросы. Но купит этот антиквариат только тот, кто предложит более высокую цену. Команда может купить только один вопрос, если вы на него не  ответите, то его перекупит другая команда, валюта достанется лишь тому, кто покажет свои накопленные знания по пройденной теме. (Время проведения 8  мин)



(слайд №48)



1. Автотрофы

2. Гетеротрофы

3. Продуценты

4. Консументы

5. Почвенное питание

6. Фотосинтез

7. Аэробы

8. Анаэробы

9. Устьица

10. Чечевички

11. Типы дыхания у животных

Первоначальная стоимость вопроса 5семян фасоли. (Идет торг). Продано!



Лабиринт « Питание». (слайд №49)


Ц Растения производят органическое вещество





Да

Е Животные потребляют готовые органические вещества



Нет

А Только среди животных встречаются паразиты

Нет


Да

нет

Да

К Корневые волоски поглощают из почвы воду и минеральные вещества



Нет

Д Питание – процесс приобретения пищи и энергии


да

О При фотосинтезе выделяется углекислый газ

Да


Нет

да

Нет

М Фотосинтез протекает днем





Нет



О Росянка – растение –хищник


Нет



Л Волк – трупоед

Да


Нет

да

Да

Н Грибы – симбионты

Да

И Растительноядные животные питаются плодами и семенами


Да

М У растений есть почвенное и воздушное питание


Молодцы, вы ответили на самые сложные вопросы, продали мне самые свежие знания, теперь я знаю, что вы без труда сдадите экзамены, и вам будет легко учиться в старших классах, ведь тему «Транспорт веществ в организме» мы с вами хорошо изучили и сегодня повторили.







Торговый ряд «Сюрприз». (слайд №50)



      

 Все мы любим сюрпризы. Пусть для вас сюрпризом станет приз зрительских симпатий. Посовещавшись, напишите на листочке, какая, по вашему мнению, команда была самая дружная и находчивая? Ей мы добавим 5 семян фасоли (Время проведения 3 мин, подводят итоги).





III. Рефлексивно-оценочный этап.



 

Путь домой.

 

Всему наступает конец, также и нам пора заканчивать свою ярмарку знаний. Весь товар продан, мы с вами много заработали. Наша тема пройдена и повторена. Теперь давайте подсчитаем, кто же из нас хорошо торговал, у кого много валюты в банке.

1 место- все члены команды получают оценку «5».

2 место- 50%- «5», 50%- «4». Решайте сами.

3 место - всем «4».







                                                                   Рефлексия. (слайд №51)

(Упражнение дыхательной гимнастики Ушу)

Хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Но сделаем мы это с вами необычно, тому, у кого хорошее настроение и на уроке понравилось, по моему сигналу крикнет ку- ка- ре-ку, а кому было плохо и не понравилось, закричит « му-му».  Раз, сделаем глубокий вдох, выдохнем, два, глубокий вдох. Начали. 

( дыхательная гимнастика ушу)

  Молодцы, всем спасибо, встретимся с вами на следующем уроке. (слайд №52-№53)




8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!