Середина урока | Сравни рисунки. Попросите сравнить растения на обеих иллюстрациях. Какова причина различий? Предложите учащимся обсудить этот вопрос в парах, найти с помощью энциклопедий подтверждения своим предположениям. Поляна. Обратите внимание учащихся на рисунок в учебнике, предложите подумать, в каких ещё местах трава растёт редко, а где отличные условия для роста. Почему так происходит? Покажите фотографии елового леса. Предложите описать его, используя полные предложения. Некоторым учащимся можно предложить придумать рассказ по картинке. Учащиеся смогут прийти к выводу о том, что еловый лес тёмный, туда проникает мало света, и поэтому там практически не растут травы. Для сравнения покажите фотографии поляны или лиственного леса. Организуйте процесс таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что свет является важным условием для роста растений. Объясните, что солнечный свет даёт растениям энергию, благодаря которой они могут производить питательные вещества. Пустыня. Продемонстрируйте учащимся фотографии пустыни, леса, попросите сравнить эти фотографии. Спросите: «Почему не все растения могут расти в пустыне?». Попросите обосновать ответы. Задайте вопросы: «Какой длины корень у растений пустыни? Почему?». Продемонстрируйте иллюстрации, на которых в сравнении будут показаны корни растения, растущего в пустыне и корень лесного или садового растения. Исследуй. Организуйте работу в группах. Используйте семена фасоли или гороха, комнатные растения (либо заранее пророщенную фасоль), три банки (пластиковые стаканчики), почву, коробку, таблички с надписями: «Вода», «Свет», «Вода без света», «Свет без воды». Приклеить на банки таблички с надписями. Написать дату и название группы или имена. Положить в банки почву. Посадить по одному семени фасоли в каждую баночку. Желательно замочить семена за сутки до проведения урока. Поставить банки на подоконник. Почву в первой банке полить и оставить открытой. Почву во второй банке полить, накрыть коробкой. Третью банку оставить открытой, не поливать. То же можно выполнить с комнатными растениями или с заранее пророщенными семенами. Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, что должно произойти. Учитывайте переменные и постоянные параметры. Например, поливать все растения необходимо в одно и то же время и одинаковым количеством воды. Сообщите учащимся, что через некоторое время будет необходимо сравнить свои предположения с полученными результатами. Всё ли получилось? Почему? Что помогло или помешало? Данная работа поможет развить умение сравнивать предположения и полученные результаты и объяснять сходство и различия. Так как на данном уроке нельзя сразу получить результаты, необходимо показать, что получится в итоге. | Учебник: Что нужно растениям для жизни, стр. 16-17 Рабочая тетрадь: Рабочий лист 7, «Какие условия нужны растениям для роста», стр. 9 Рабочий лист 8, «Что нужно растениям для роста», стр. 10 Ресурсы |
Конец урока | Проверь. Продолжите работу в группах. Или, в целях дифференциации, предложите выполнить её отдельным учащимся. Нужно проверить условия, в которых растут растения в школе. Раздайте лупы, небольшие палочки, солнцезащитные очки. Определите здоровое ли растение, проверьте влажность почвы, освещение. Разработайте критерии. Например, рассмотреть почву с помощью лупы и определить цвет: тёмный или светлый. Выработайте рекомендации по улучшению условий роста растений. Например, поливать чаще или поставить на более освещённое место и т. д. Знаешь ли ты? Поясните учащимся, что благодаря тому, что в теплицах для растений создаются все условия, они могут расти круглый год. Иногда там выращивают растения не характерные для данной местности. Если есть теплицы в вашей местности, организуйте экскурсию. | |