Тема «Бактерии». Урок-игра
Щербина И.В. учитель биологии
МБОУ гимназия №5, г. Хабаровск
Задача: в ходе игры закрепить у учащихся знание определений следующих понятий: прокариоты, бактерии; автотрофы, фототрофы, сапротрофы, паразиты; кокки, бациллы, спириллы, вибрионы; анаэробы, аэробы; болезнетворные бактерии, неболезнетворные бактерии, жгутиковые бактерии, споры.
Оборудование: таблицы по теме «Бактерии», карточки с терминами понятий по теме (размещены на доске в 3 вертикальных столбца и закрыты), 3 горизонтальных колонки с цифрами 1-8 (на доске); на столах учащихся
- по одному комплекту карточек с терминами понятий,
- 4 листа с номерами 1-8, содержащими вопросы теста,
- задания для капитанов команд,,
- карточки с №1, ручки, фломастеры, большие карточки с цифрами.
Учащиеся заранее объединяются в три команды и выбирают капитанов.
Ход урока
После приветствия учитель объявляет очередной раунд заседания клуба знатоков биологии. Тема: «Что мы знаем о мире бактерий». Эпиргаф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Для участия в конкурсе каждый ученик заполняет визитную карточку (указывает фамилию, имя, класс), в которой будут фиксироваться оценки в баллах. Чтобы получить оценку «5», надо набрать10 баллов, «4» - 8-9 баллов, а «3» - 6-7 баллов. На доске учет баллов ведет учитель.
Конкурс «Эстафета понятий»
Слово эстафета имеет несколько толкований, по одному из них - это срочное сообщение, известие, передаваемое сменяющими друг друга нарочными. Ваша задача в этом конкурсе: поочередно, по командам правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми находятся на столе каждой команды. Выигрывает та команда, которая за 1 минуту даст правильные определения большего количества понятий.
1-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: прокариоты, автотрофы, сапротрофы, бациллы, анаэробы, болезнетворные бактерии.
2-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: бактерии, гетеротрофы, паразиты, кокки, симбионты, жгутиковые бактерии.
3-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: фототрофы, спириллы, вибрионы, аэробы, неболезнетворные бактерии, споры.
Конкурс «Кто первый»
Участники каждой команды берут на столе листы с №1-8, что соответствует вопросам теста. На листе находится 8 вопросов теста с тремя вариантами ответов, обозначенными буквами (см. таблицу). Прочитав вопрос теста, ученик должен определить букву правильного ответа и написать её на карточке, находящейся в конверте. В результате выполнения задания всей командой на доске должен получиться термин одного из понятий урока. Кто быстрее правильно составит это слово, тот и победит в этом конкурсе.
В результате выполнения задания должно получиться:
У 1-й команды - вибрионы,
У 2-й команды - анаэробы,
У 3-й команды - спириллы.
(Приложение №1)
Игра «Третий - лишний»
Учитель предлагает командам прочитать понятия, появившиеся на доске после предыдущего конкурса, определить среди них «лишнее» и поднять карточку с номером этого «лишнего» понятия. По этому типу учитель может предложить выполнить ещё несколько заданий. Например:
1- вибрионы, 2- анаэробы, 3- спириллы;
1-сапрофиты, 2-паразиты, 3-кокки;
1-гермафродиты, 2-автотрофы, 3-гетеротрофы;
1-аэробы, 2-анаэробы, 3-симбионты;
1-бациллы, 2- кокки, 3- эукариоты;
1-слизь, 2-капсула, 3-оболочка.
Конкурс капитанов
Капитаны берут берут конверты с надписью «Конкурс капитанов», в которых предлагается, решив кроссворд, определить его центральное понятие. Затем найти это понятие на карточке и прикрепить его на доску. Работают капитаны за отдельными столами.
(Ответы к кроссворду: 1-бациллы, 2-анаэробы, 3-кокки, 4-автотрофы, 5-гетеротрофы, 6-спора, 7-вибриллы; центральное слово «БАКТЕРИЯ»)
(Приложение №2)
Игра «А знаете ли вы, что…»
Пока капитаны выполняют задание, конкурс продолжается. Пользуясь карточкой №1, участники команд предлагают как можно больше сравнений бактерий с растениями. Каждое сравнение должно начинаться со слов карточки-подсказки. Например: «А знаете ли вы, что по сравнению с растениями бактерии относят к прокариотам?», «А знаете ли вы, что как растения, так и бактерии относятся к живым организмам?». Побеждает та команда, которая назовёт последнее сравнение.
Карточка №1
По сравнению с…
Так же, как и…
Как…, так и…
Сравнивая…и…, можно сказать…
Кроме…еще…
Помимо…
Больше чем…
Не только…, но и…
Наряду с…
Если…, то…
В отличие от…
Перед следующим конкурсом подводится итог состязания капитанов. Если они успешно завершили работу, то в кроссворде у них получилось слово «бактерия».
Конкурс «Обобщи и уточни»
Использую карточки, на которых записаны термины, учащимся предлагается обобщить и конкретизировать то или иное понятие, например, понятие «бактерия».
В результате выполнения этого задания может появиться один из следующих вариантов: прокариоты - бактерия - кокки.
Доядерные - бактерия - спириллы.
При выполнении этого задания с понятием «автотрофы» может получиться вариант: организм - автотрофы - растения.
Конкурс «Продолжить»
1. Питаются органическими веществами мёртвых организмов и их выделениями - ….
2.Питаются органическими веществами живых организмов….
3.Используют энергию солнца…
4.Живут внутри других организмов и часто приносят пользу…
5.Сасая древняя группа организмов…
После завершения конкурсов команды подводят итоги по индивидуальным карточкам учащихся. Участники в командах, занявших 1-е место, прибавляют себе два балла, 2-е место - один балл [1,2,3].
Визитная карточка (Ф.И. класс)…………………………..
1.Конкурс «Эстафета понятий»………………………………………
2. Конкурс «Кто первый?»……………………………………………
3.Игра «Третий - лишний»……………………………………………
4.Конкурс капитанов………………………………………………….
5.Игра «А знаете ли вы, что…»………………………………………
6.Конкурс «Обобщи и уточни»………………………………………
7.Конкурс «Продолжить»…………………………………………….
Приложение №1
Тестовое задание
Номера команд | Вопросы |
1 | 2 | 3 |
| | | 1. Бактерии: |
В | А | С | Одноклеточные живые организмы, не имеющие четко выраженного ядра. |
А | В | А | Одноклеточные живые организмы, имеющие оболочку, цитоплазму. |
С | С | В | Многоклеточные организмы, имеющие четко оформленное ядро. |
| | | 2. Кокки - бактерии, имеющие форму: |
А | А | А | спиральную |
И | Н | П | шаровидную |
В | В | В | изогнутую |
Н | И | С | палочковидную |
| | | 3. Бациллы - бактерии, имеющие форму: |
К | С | Б | шаровидную |
С | К | С | спиральную |
И | И | К | изогнутую |
Б | А | И | палочковидную |
| | | 4. Гетеротрофы - живые организмы, использующие для питания: |
Р | Э | Р | готовые органические вещества |
К | С | Б | неорганические вещества, из которых синтезируют органические. |
| | | 5.Сапротрофы - бактерии, питающиеся: |
Р | О | С | готовой органикой живых организмов |
Н | Н | О | органическими веществами |
И | Р | И | готовой органикой отмерших организмов |
| | | 6. Анаэробы - живые организмы, которые могут жить: |
Р | Н | К | в кислородной среде |
О | О | О | в бескислородной среде |
Н | Р | О | как в кислородной, так и в бескислородной среде. |
| | | 7. Бактерии, которые используют для жизнедеятельности энергию солнца, называются: |
Б | Н | А | хемотрофы |
Н | Б | Л | фототрофы |
Л | Л | Б | паразиты |
О | К | Н | сапрофиты |
| | | 8. Споры бактерии необходимы для: |
Я | Э | Ю | размножения |
Ы | Ы | Ы | выживания в неблагоприятных условиях |
Ю | Я | Э | распространения |
Конкурс капитанов
Приложение №2
Кроссворд
1 - бактерии, имеющие палочковидную форму;
2 - группа организмов, для жизнедеятельности которых не нужен кислород;
3 - бактерии, имеющие шаровидную форму;
4 - организмы, используемые для своей жизнедеятельности энергию неорганических веществ;
5 - организмы, использующие для своей жизнедеятельности органические вещества;
6 - клетка бактерии с плотной оболочкой, приспособленная для перенесения неблагоприятных условий;
7 - бактерии, имеющие извитую форму.
Использованная литература и Интернет-Ресурсы:
"Урок-игра "Бактерии" // Биология в школе .- 2005.- № 2.- С. 49.
Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8
Бактерии. http://woodyman.ru/publ/104-1-0-2929