СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра "Этот долгий путь к Победе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе сценария урока можно разработать внеклассное мероприятие для всех учащихся

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "Этот долгий путь к Победе"»

Этот долгий путь к победе…

Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое Великой Победе.

Авторы: Максимова Игорь Юрьевич, Максимова Елена Владимировна

Цель: осмысление героических подвигов советского народа в тылу и на фронте через игровые сюжеты.

Направление внеклассного мероприятия: духовно - нравственное

Вид деятельности:игровая с проблемно – ценностным общением

Форма проведения: деловая игра КТД

Участники: 5-11 классы

Результаты: личностные, метапредметные, предметные



I Организационный момент – начало мероприятия (приветственное слово учителя)

II Актуализация опорных знаний с элементами проблемно – ценностного общения:

  • Длина этого пути высчитывалась не километрами расстояний, а днями и бессонными ночами, количеством похоронок, которые за время войны пришли почти в каждую семью, количеством мирных жертв- погибших, если не от обстрелов и взрывов, то от голодной смерти. Этот путь составляет 1418 дней и ночей, а в этих днях горечь отступлений и радость побед, беспощадность боёв и короткие минуты отдыха, в которые бойцы спешили отправить весточку домой.



  • Это дни безвозвратных потерь Красной Армии в количестве- одиннадцать миллионов девятьсот сорок четыре тысячи сто человек, в том числе погибшими–восемьсот восемьдесят пять тысяч; пропавшими без вести и пленёнными – четыре миллиона пятьсот пятьдесят девять тысяч.





  • Это дни разрушений одной тысячи семисот десяти городов и более семидесяти тысяч деревень, тридцати двух тысяч заводов и фабрик



  • Это тяжёлые дни беспрерывного производства оружия с трёхчасовым перерывом на сон; ста двадцати тысяч самолётов; девяноста тысяч танков, триста шестидесяти тысяч пушек и трёхсот тысяч миномётов.



  • Это дни мировой истории; это дни - российской истории, это дни из истории наших семей



  • Это дни долгого пути к Великой Победе – Победе советского народа над мировым фашизмом, германским нацизмом и японским милитаризмом



  • Этот путь очень трудный, но по этому пути одинаково героически прошли и взрослые, и дети. Это были наши предки, и это у нас сейчас есть право на гордость за наших близких, которые смогли выстоять и победить!



  • А есть ли у нас право на забвение? Можем ли мы забыть о трудностях этого пути, о горе, которое настигло каждую семью? Забыть – это значит повторить прошлое, а нужна ли нам снова Война? «Нет» - таков будет наш всеобщий ответ!!!



  • Чтобы не повторить ошибок прошлого, о них нужно помнить всегда.Сегодня мы предлагаем проверить, насколько хорошо мы помним о тех печальных событиях, о трудностях этого пути….



  • Мы предлагаем сыграть в войну…………

III Знакомство с правилами и ходом игры.

  1. По ходу игры будет объявлена мобилизация (учащиеся 7,8,9, 10 класса) формируют три батальона. Командиры батальонов – учащиеся 11 класса. В каждом батальоне необходимо выбрать военного корреспондента, задача, которого представить вести с фронта с фотохроникой.

  2. Каждый батальон получает боевое задание и выполняет командысогласно боевому листу.

  3. Учащиеся с 5 по 6 класс делятся на 2 группы и представляют тружеников тыла.

Задача: 1 группе- вооружить бойцов; 2 группе - подарить подарки бойцам.



IV Игра. (Игра начинается со знакомства с интересными фактами Великой Отечественной войны, чтобы показать на какой героический подвиг одинаково смело шли люди.)

Интересные факты Великой отечественной войны.

1 ведущий: А знаете ли Вы, что 46- й гвардейский Таманский полк состоял из молодых девушек 18 - 20 лет, которые летали на самолетах У- 2. Немецкие солдатыочень боялись налётов этого гвардейского полка и называли их "Ночными ведьмами". Еще бы, из этих девчонок 23 стали Героями Советского Союза.

2 ведущий:Конечно, это очень интересный факт, а вот знаете ли Вы, чтосамая результативная женщина-снайпер Великой Отечественной Войны – Людмила Павличенко – была хорошо известна в Соединенных Штатах Америки и о ней была даже написана песня.Людмила Павличенко добровольцем пошла на фронт в июне 1941 года и участвовала в оборонительных боях в Молдавии, на юге Украины, в обороне Севастополя и других операциях. Уже к июлю 1942 года Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев, включая 36 снайперов, что было очень сложной задачей). Также она была прекрасным педагогом и воспитала десятки хороших снайперов, которые истребили не одну сотню врагов.После ранения в июне 1942 года Людмилу Павличенко отозвали с передовой и направили с делегацией в Соединенные Штаты и Канаду. В ходе поездки она была на приеме у Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране, где Людмила выступала перед американцами с лекциями. А американский кантри-певец Вуди Гатри написал про нее песню «MissPavlichenko»

3 ведущий: А знаете ли вы, что во время Великой отечественной войны, в 1942 году, крестьянин Матвей Кузьминповторил подвиг другого крестьянина – Ивана Сусанина, но совершил подвиг в возрасте 83-х лет, который зимой 1613 года завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото.

В Куракино, родной деревне Матвея Кузьмина, квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии (всем известная «Эдельвейс»), перед которым в феврале 1942 года была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот. Командир батальона потребовал у Кузьмина выступить проводником, пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился.
Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Матвей Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец вывел вражеский отряд к засаде в деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Немецкий отряд был уничтожен, но сам Кузьмин был убит немецким командиром.

Звучит гимн Великой Отечественной войны «Священная война».

Учитель: Объявляется мобилизация. Уважаемые новобранцы просим выстроиться в три шеренги: 9 класс,8 класс, 7 класс. Командирам батальонов принять командование на себя.

Внимание!У всех батальонов одна цель: спасти и водрузить Знамя батальона на Берлинской высоте. Комбатам получить боевые задания.

(Раздаются боевые листы с описанием боевых заданий).

Учитель:уважаемые жители, давайте, проводим бойцов и будем ждать их возвращения с победой.

Ведущий: Братья и сёстры, в нашей стране объявляется чрезвычайное положение, вызванное началом военных действий гитлеровской Германии против нашей страны. Наша задача бросить все силы в тылу на достижение великой победы. Объявляется двенадцатичасовой рабочий день, остановка производства будет считаться саботажем, виновные будут наказаны. (Звучит речь Молотова)

Учитель: уважаемые мирные жители, перед вами тоже стоит нелёгкая задача. В тылу вам необходимо будет наладить военное производство и вооружить наши батальоны, сделать и отправить на фронт подарки. Начальники производственных отделов ждут вас на заводах и фабриках. (Учащиеся 5-6 классов работают с конструкторами)

Дальше игра разворачивается по двум сюжетным линиям: ФРОНТ и ТЫЛ.

ФРОНТ. У всех батальонов одна цель: водрузить Знамя батальона на Берлинской высоте.Батальоны выполняют боевые задания согласно полученным боевым листам. Проходят три этапа: фронтовой привал; Генеральный штаб, спасение Знамени батальона. Задания усложняются наличием в батальоне немецкого диверсанта, который пытается сорвать задание. В случае, допущения ошибок при выполнении заданий, в батальоне появляются раненные, которых необходимо доставить в санчасть.

ТЫЛ.В тылу работает фабрика по изготовлению подарков на фронт и завод по изготовлению военной техники. Мирные жители представлены учащимися 5-6 класса. Девочки на фабрике, мальчики на заводе.

Окончание игры.Игра заканчивается выходом батальонов к берлинской высоте строевым шагом, с исполнением батальонной песни. Комбаты закрепляют знамёна своих батальонов на условной берлинской высоте.

Учитель: этот долгий военный путь был днями ожиданий, ожиданий Великой Победы, а для многих этот путь стал началом переосмысления жизненных ценностей. Ольга Берггольц в «Ленинградской поэме» писала:

В грязи, во мраке, в голоде, печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

О, да, мы счастье страшное открыли –

Достойно не воспетое пока, -

Когда последней коркою делились,

Последнею щепоткой табака;

Когда вели полночные беседы

У бедного и дымного огня,

Как будем жить, когда придёт победа,

Всю нашу жизнь по – новому ценя.
























Боевой листок I батальона

Цель: спасти и водрузить Знамя батальона на Берлинской высоте.

Совершенно секретно:по разведданным в вашем батальоне находится немецкий дезертир, он будет Вас провоцировать на принятие непрофессиональных военных решений. Чем раньше Вы его обнаружите и доставите в Генеральный штаб, тембыстрее сумеете справиться с поставленной целью.

Памятка по выполнению боевого задания: при выполнении заданий, если вы допустите ошибки, то они превратятся в раненных, которых вам нужно будет доставить в санчасть. Так же в вашем батальоне обязательно должен быть фотокорреспондент, который постоянно должен вести фотохронику или снимать военное кино. Без фотохроники батальон будет считаться без вести пропавшим или пленённым. Окончанием выполнения боевых заданий будет считаться сбор всех батальонов на фронтовом привале.


этапа

Боевая задача

Маршрут выполнения

Количество раненных и подпись генерала

I

Фронтовой привал. Вам нужно доказать, что Вы фронтовики, поэтому перед началом решающего сражения, Вы, как и другие бойцы в минуты затишья исполняете полюбившиеся Вам песни военных лет. Одну из них Вам надо сделать своей батальонной песней и исполнить её.

Ориентир на табличку - Фронтовой привал.

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.

II

Операция «Стяг». Ваше батальонное знамя спаспартизан. Однако партизанам пришлось срочно отступать, знамя было спрятано у красного кирпичного дома, на котором имеется рисунок спасшего это знамя бойца.

С.С.Пароль 22 июня 1941 года. Ответ: 9 мая 1945 –го года.

Прямо – налево – прямо.

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.

III

Генеральный штаб. Вот Вы вернулись с тяжёлого боевого задания, необходимо пройти тщательную проверку в Генштабе.

Дата

Событие

1941 год, 5 декабря

Приказ№ 227 «Ни шагу назад»

1942 год, 28 июля

Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом

1942,19 декабря

Начало Курской битвы

1943, 5 июля

Начало контрнаступления советских войск под Москвой





Ориентир на табличку – Генеральный штаб

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.





Боевой листок II батальона

Цель: спасти и водрузить Знамя батальона на Берлинской высоте.

Совершенно секретно:по разведданным в вашем батальоне находится немецкий дезертир, он будет Вас провоцировать на принятие непрофессиональных военных решений. Чем раньше Вы его обнаружите и доставите в Генеральный штаб, тембыстрее сумеете справиться с поставленной целью.

Памятка по выполнению боевого задания: при выполнении заданий, если вы допустите ошибки, то они превратятся в раненных, которых вам нужно будет доставить в санчасть. Так же в вашем батальоне обязательно должен быть фотокорреспондент, который постоянно должен вести фотохронику или снимать военное кино. Без фотохроники батальон будет считаться без вести пропавшим или пленённым. Окончанием выполнения боевых заданий будет считаться сбор всех батальонов на фронтовом привале.

этапа

Боевая задача

Маршрут выполнения

Количество раненных и подпись генерала

I

Генеральный штаб. Вам предстоит выполнение тяжёлого боевого задания, нужно, чтоб Вы знали точно и чётко название проводимых как советским, так и германским генералитетом, название операций.

  1. В качестве направления главного удара был избран Сталинградский фронт. План разгрома немцев под Сталинградом получил условное наименование ______________

  2. Гитлер обескуражен военными поражениями, он объявляет тотальную мобилизацию, призвав 2 миллиона солдат и офицеров. Танковыеармии получили новые виды вооружения. Назовите эту операцию и перечислите новые виды вооружения германских войск________

_________________________


Ориентир на табличку – Генеральный штаб

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.

II

Фронтовой привал. Вам нужно доказать, что Вы фронтовики, поэтому перед началом решающего сражения, Вы, как и другие бойцы в минуты затишья исполняете полюбившиеся Вам песни военных лет. Одну из них Вам надо сделать своей батальонной песней и исполнить её.

Ориентир на табличку - Фронтовой привал.

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.

III

Операция «Стяг». Ваше батальонное знамя спаспартизан. Однако партизанам пришлось срочно отступать, знамя было спрятано на территории трёх домов – близнецов. Возможно, до войны они не предназначались для жилья С.С.Вход в первую от школы калитку.


Прямо – направо -прямо

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.







Боевой листок III батальона

Цель: спасти и водрузить Знамя батальона на Берлинской высоте.

Совершенно секретно:по разведданным в вашем батальоне находится немецкий дезертир, он будет Вас провоцировать на принятие непрофессиональных военных решений. Чем раньше Вы его обнаружите и доставите в Генеральный штаб, тембыстрее сумеете справиться с поставленной целью.

Памятка по выполнению боевого задания: при выполнении заданий, если вы допустите ошибки, то они превратятся в раненных, которых вам нужно будет доставить в санчасть. Так же в вашем батальоне обязательно должен быть фотокорреспондент, который постоянно должен вести фотохронику или снимать военное кино. Без фотохроники батальон будет считаться без вести пропавшим или пленённым.Окончанием выполнения боевых заданий будет считаться сбор всех батальонов на фронтовом привале.



этапа

Боевая задача

Маршрут выполнения

Количество раненных и подпись генерала

I

Операция «Стяг». Ваше батальонное знамя спаспартизан. Однако партизанам пришлось срочно отступать, знамя было передано в надёжные руки. Вам необходимо найти этого человека по ул. Почтовой.

С.С.Пароль: 1 сентября 1939 год. Отзыв 2 сентября 1945 год

Прямо – направо – прямо.

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.

II

Генеральный штаб. Если Знамя батальона у вас,то Вам необходимо явиться в Генштаб.

Укажите название операций:

  1. Самым мощным наступлением стало наступление наших войск в Белорусси под кодовым названием: ______________

  2. Союзники затягивали открытие второго фронта, но всё таки это случилось: название операции____

________________________

Когда__________________

Где_________________. Укажите фамилию командующего союзными войсками_____________

Ориентир на табличку - Генеральный штаб.

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.

III

Фронтовой привал. Вам нужно доказать, что Вы фронтовики, поэтому после решающего сражения, Вы, как и другие бойцы в минуты затишья исполняете полюбившиеся Вам песни военных лет. Одну из них Вам надо сделать своей батальонной песней и исполнить её.

Ориентир на табличку - Фронтовой привал.

Раненные соответствуют количеству допущенных ошибок.





Задания и ответы для Генерального штаба.

Боевой листок I батальона




Дата

Событие

1941 год, 5 декабря

Начало контрнаступления советских войск под Москвой

1942 год, 28 июля

Приказ№ 227 «Ни шагу назад»

1942,19 декабря

Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом

1943, 5 июля

Начало Курской битвы



Боевой листок II батальона





  1. В качестве направления главного удара был избран Сталинградский фронт. План разгрома немцев под Сталинградом получил условное наименование ___УРАН___________

  2. Гитлер обескуражен военными поражениями, он объявляет тотальную мобилизацию, призвав 2 миллиона солдат и офицеров. Танковыеармии получили новые виды вооружения. Назовите эту операцию и перечислите новые виды вооружения германских войск танки «пантера», «тигр», штурмовые орудия «фердинанд».





Боевой листок III батальона

Укажите название операций:

  1. Самым мощным наступлением стало наступление наших войск в Белоруссии под кодовым названием: Багратион

  2. Союзники затягивали открытие второго фронта, но всё - таки это случилось: название операции Оверлорд

Когда 6 июня 1944

Где Нормандия, Северная Франция.

Укажите фамилию командующего союзными войсками: Дуайт Эйзенхауэр.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!