Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54)
Тип урока: решения частных задач.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, словесный самоконтроль, наглядно-вербальный.
Оборудование и материалы: маршрутные листы
Цели урока:
Систематизировать знания обучающихся об имени существительном;
Повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Формировать способность практического применения теории
Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Задачи:
образовательные: обобщить полученные знания об имени существительном;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;
воспитательные: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.
Планируемые результаты:
предметные: 1.знать общее грамматическое значение, морфологические признаки имён существительных;
2.умение образовывать грамматические формы имен существительных
метапредметные:
- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы),понимать информацию;
- личностные: самоопределение, осознание ответственности за общее дело.
личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Ход урока
1. Оргмомент
Вступительное слово учителя. Психологическая подготовка учащихся, создание проблемной ситуации.
1 Незнайка выполнял домашнюю работу. Ему нужно было сочинить стихотворение, использовав в каждой строке слова ,содержащие одну знакомую вам орфограмму:
В небе кружится пушок,
Это сыплется снежок.
Для подарков сапожок привяжу на нитку я .
Над какой орфограммой работал Незнайка? (о-е после шипящих в суффиксе существительных) .Последняя строка у него не получалась, он обратился за помощью к Знайке, и вот что тот дописал:
Ура, уже каникулы !
Выполнил ли Знайка условие задания? Неужели Знайка ошибся? Кто докажет его правоту? Я знаю, это может сделать ( Выступление ученика с сообщением )
«Каникулой» называлась у древних римлян самая яркая звезда в одном из созвездий, которая появлялась в конце июля и знаменовала собой наступление самого жаркого времени года. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Звезда Каникула находится в созвездии Большого Пса , а слово каникулы в буквальном переводе с латинского языка означает «собачонка».
Действительно «Каникулы» имеют отношение к теме нашего урока?
2. Запись темы, постановка целей урока
Так над какой орфограммой мы продолжим работу? (о-е после шипящих в суффиксе существительных) Подпись листов.
А вы любите каникулы? Уже знаете, как вы их проведете ? Нам тоже хотелось бы это узнать. Предлагаю вам в парах составить диалог, где вы выскажете свое отношение к каникулам, какие какие эмоции у вас связаны с этим понятием, какие у вас планы на каникулы У вас 3 минуты на работу.(Составление диалога в парах)
3 Проверка составленных диалогов .
4. Работа с текстом
Окрыленный своим успехом, Незнайка решил помочь Ромашечке написать ее домашнее сочинение о том, как она провела каникулы. Вот что у него получилось.
1). Выразительное чтение учащимся.
2). Проанализируйте текст. О чем этот текст, какова его тема? (Природа зимой) Подчеркните ключевое предложение , в котором содержится основная мысль текста ( Как волшебно изменилась природа зимой!)
3). Озаглавьте данный текст. Природа зимой)
4).К какому типу речи относится текст?(Повествование с элементами описания)
Задание 1 Сочинение Ромашечки.
В первый день зимних каникул выпал пушистый снег ( снежок ).
Я решила посмотреть, как преобразилась зимняя природа.
Потемневший за осень луг ( лужок ) покрыт пушистым белым покрывалом .
Скрылся под снегом речной берег _(бережок)_
Как волшебно изменилась природа зимой!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Снежная»
Но почему это сочинение не понравилось Ромашечке и Звездочке? ( Не соответствует нежной девчачьей натуре) Давайте исправим сочинение. Что мы должны сделать?
5) (Заменяют существительные,вписывая в скобки) Проверка.Какой суффикс мы использовали? Какое правило применяли?
6) Кого в этом снежном лесу не хватает? Кто бы его оживил? Запишите ответ загадки в лист задание №2
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
( Волк.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
( Заяц.)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком.
( Еж.)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
Но чтоб Ромашечке наши лесные жители понравились, их надо уменьшить.Как? (Превратить в детенышей ). Какой суффикс будем использовать? (ОНОК)
а) волк-волчонок б) заяц-зайчонок в)еж- ежонок в)белка-бельчонок
5. Игра «Собери в поход Незнайку»
Незнайка во время каникул решил сходить в поход. Он составил список вещей .И конечно в записи слов допустил ошибки. Давайте исправим их.
1 вариант-подчеркивает слова со значением « еда»,и исправляет,там,где необходимо,неверное написание.
2 вариант-подчеркивает слова со значением « одежда ,предметы »,и исправляет,там,где необходимо,неверное написание.
Рубашочка, орешек, носочек, ватрушочка, кружечка, хлебушок, мешочек ,горошек, подушочка, лепешечка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветер дует нам в лицо»
Давайте узнаем, когда Незнайка отправится в поход. Вставьте прорущенные буквы,затем запишите вставленные гласные в таблицу под своим номером.
6. Программированный диктант «Проверяю себя»
0. Детский чулоч…к 1. Потайной ящич…к 2. Душистый горош…к 3. Белый воротнич…к 4. Золотой петуш…к 5 Миленький друж…к 6 Чистый роднич…к 7 Снежный комоч…к 8. Ловкий пастуш…к 9. Маленький верблюж…нок 10. Беленький зайч…нок
№ слова | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант ответа | е | е | е | о | о | о | о | о | о | о | о |
Под какими номерами у вас получился ответ гласная « Е»? Составьте цифру.(2017)
7. Подведение итогов урока
Мы помогли Незнайке, и он ушел в поход но на прощание оставил вам подарок. Что же он вам подарил? Допишите строчки, используя изученную орфограмму.
Задание 5 «Допиши словечко»
С неба сыплется пушок
Соберу в руке ___ снежок
Он летит к тебе, __дружок
Часики протикали:
«Ура! Ура! Каникулы__ _!»
Что же к вам прилетело? (Снежок)
8. Домашнее задание
а) уровень Сочинить стихотворение про зиму и каникулы .б) уровень Мини-сочинение про зиму и каникулы, используя изученную орфограмму
9. Аналитическая мотивация.
- Какие трудные моменты были у вас на уроке ?
.
10. Рефлексия. Подчерните в маршрутных листах наречие, отражающее ваше впечатление от урока.
Мне на уроке было: понятно грустно, весело, трудно, радостно, интересно, познавательно. (Спрашивает мнение 5-6 человек.)
А можно ли прожить жизнь Незнайкой? Вот вам материал для раздумья.
Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали как-то письмо пятиклассника: "Я мичтаю снимаца в кино в роли Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский". Евстигнеев ответил : "Никада! "
Думаю, ответ понятен.
Маршрутный лист _(Ф.И)______________________________________________________
Задание 1 « Сочинение Ромашечки»
_______________________________________________________________________________________________
В первый день зимних каникул выпал пушистый снег ( ).
Я решила посмотреть, как преобразилась зимняя природа.
Потемневший за осень луг ( ) покрыт пушистым белым покрывалом.
Скрылся под снегом речной берег_(_________________)___
Как волшебно изменилась природа зимой!
Задание 2 «Оживи лес»
2 а)________________________________ в)_________________________
б)___________________________________ г)_______________________
Задание 3 «Собери в поход Незнайку»
Рубашочка, орешек, носочек, ватрушочка, кружечка, хлебушок, мешочек ,горошек, подушочка, лепешечка.
Задание 4 . Программированный диктант «Проверяю себя»
0. Детский чулоч…к 1. Потайной ящич…к 2. Душистый горош…к 3. Белый воротнич…к
4. Золотой петуш…к 5 Миленький друж…к 6 Чистый роднич…к 7 Снежный комоч…к
8. Ловкий пастуш…к 9. Маленький верблюж…нок 10. Беленький зайч…нок
№ слова | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант ответа | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Задание 5 «Подарок Незнайки»
С неба сыплется пушок.
Соберу в руке ________________
Он летит к тебе, ______________
Часики протикали:
«Ура! Ура! ______________!»
Мне на уроке было:
понятно грустно, весело, трудно, радостно, интересно, познавательно.