МКОУ «Печениченская ОШ»
Урок – игра по литературному чтению
«Знатоки сказок»
для учащихся 2,3 классов.
Подготовила учитель Иванова Светлана Николаевна.
Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме.
Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей. Название команды должно быть связано с какой-нибудь сказкой. Приглашается жюри.
Ход игры:
- Приветствую всех на нашей игре! Сегодня мы определим самых веселых и находчивых знатоков сказок.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
- Представляю наше жюри. (можно привлечь родителей или учащихся других классов)
Конкурс 1. «Назови сказку по подсказке».
(Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ- 1 балл. Если команда отвечает неправильно или не знает ответ, право ответить переходит соперникам.)
1. Жили- были дедушка да бабушка и была у них внучка Машенька. Пошла как-то Маша в лес за грибами, за ягодами. Ходила, ходила да заблудилась. Идет Машенька по лесу, вдруг видит: стоит избушка. Зашла в избушку - никого.
(Русская народная сказка "Маша и медведь".)
2. -Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна -красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
3. -Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.(Русская народная сказка " По щучьему велению".)
4. -Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. (Русская народная сказка" Волк и семеро козлят".)
Конкурс 2. «Литературный портрет»
Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
- Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
«На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна - лягушка». )
Княгиня — диво: Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит, А сама - то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
Девочка. Невысокого роста. Мама сшила ей удивительную шапочку. (Ш.Перро «Красная Шапочка»)
«Из - за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут. . . »
(Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Конкурс 3. Конкурс загадок.
1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка
(Снегурочка)
2. А дорога – далека, а корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок…
(Маша и медведь)
3. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок)
4. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца…
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Колотил да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом.
(Лиса и журавль)
6. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
(колобок)
7. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался…Кто он?
(колобок)
8. Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была:
В доме том в конце концов стало множество жильцов.
(теремок)
9. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок – удивительный конек
По прозванью…
(Горбунок)
10. Столяр Джузеппе – Сизый нос полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.
Кого Джузеппе мастерил?
(Буратино)
11. Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по книжке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно
Он зовется…
(Чипполино)
12. Он весел и незлобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель пятачок.
Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник медвежонок…
(Вини-Пух)
Конкурс 4. « Сказочная песенка»
Необходимо спеть песенку сказочного героя.
1 команда « Песенка колобка», 2 команда « Песенка мамы-козы» из сказки « Волк и 7 козлят». (можно другие)
Конкурс 5. Блиц-опрос.
Нужно быстро ответить на 5 вопросов.
- Вопросы 1 команде.
Назовите средство передвижения Емели в сказке «По щучьему велению»:
Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
Кого величают по отчеству Патрикеевна?
Как называется волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье?
Какое мужское имя чаще других встречается в русских сказках?
- Вопросы 2 команде.
От кого ушёл колобок?
К кому обращался за помощью королевич Елисей?
Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал.
Кто сварил кашу из топора?
Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»?
Подсчёт баллов. Подведение итогов. Награждение.