Урок-игра по русскому языку в 5-м классе "Правописание корней с чередующимися гласными корня".
Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса. Это первый урок по теме “Правописание корней с чередованием гласных А-О”. Особенность данного урока в том, что в нее используется опорный блок. Задача опорного блока – облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти. Ведь при такой системе обучения работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. Основной элемент – опорного блока, который наглядно представляет сжатую информацию в условном виде, подлежащую усвоению. К блоку предлагается разработанный дидактический материал.
Тема: Правописание корней с чередованием гласных А-О.
Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных а-о в корне слова; формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы “ Буквы а-о в корныя с чередованием -лаг- , -лож-, -кас-, -кос-. -гар-, -гор-, -зар-, -зор-, -раст-. -ращ-, -рос- “ развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Оборудование: опорные конспекты, дидактический материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с дидактическим материалом. Первое задание – разминка.
3. Разминка “Третий лишний”
Растить, зарастать, выросли.
Предложить, сложить, располагать.
Касаться, прикосновение, коснется.
(К доске вызываются учащиеся, которые разбирают лишние слова по составу.)
а) …… – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
б) …… – это самые маленькие значимые части слова.
в) Часть слова без окончания это – ….
г) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение это – …
д) …. – это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.
(Ребята дают название терминам.)
4. Объяснение нового материала.
Работа с блок-схемой: объяснение, повторение, дополнение, закрепление.
– Ребята, откройте учебник на стр. 145 № 51. Внимательно просмотрите его и скажите, все ли орфограммы мы отметили в данном конспекте? Ничего не упустили?
– Дополните свой опорный конспект.
(Работа с учебником)
(Физминутка.)
5. Закрепление нового материала.
– Ребята, а где мы уже встречались с данной орфограммой?
(В разминке.)
– А сейчас я вам даю 1 минуту. Просмотрите еще раз. Кто попробует повторить данный ?
Работа с дидактическим материалом
Птицы, аттестат, касаться, поросль, цыпленок, теннис, кульминация, прикоснуться, отращивать, шоссе, растение, возраст, прилагательное, изложение.
4.
а) Утром пришли загорелые люди с топорами и лопатами.
б) Сильно разрослись и глушили другие деревья тополь и черемуха.
в) Когда топор касался молодых росточков, мне становилось жалко их.
г) Я полагал, что ростки вытягивают сок из старого тополя.
д) Молодые ростки быстро разрастались.
Газ, образующийся при сгорании. (Угарный.)
“Сбежавшее” из кастрюли молоко. (Подгоревшее.)
Образуется от пребывания на солнце. (Загар.)
Пирог только что из печки. (Горячий.)
Птица, поющая на заре. (Зарянка.)
Отл..жить газету, вишенка р..сла, ул..жить куклу, уютно распол..житься, к..саюсь стены, легкое прик..сновение, предл..гать чашку чая, закончить изл..жение, русая к..са.
Какие комн..трые р..стения есть у вас или у ваших р..дных и зн..комых?
Сколько раз в день пол..гается пол..вать эти р..стения?
На сколько сантиметров ты выр..с(выр..сла) за последний год?
У кого среди девочек в кла(с, сс)е самая дли(н,нн)ая к..са?
Прил..гай труд к справедливому делу. (Биас.)
Не отл..гайте до завтраго, что нынче можете сделать. (Б. Франклин)
… ум заключается не только в знании, но и в уменьи прил..гать знание на деле…
(Аристотель)
Испокон века книга р..стит человека. (Пословица.)
6. Рефлексия. Незаметно на доске поставить “5” и написать “ Молодцы!”
– Ребята, обратите внимание на доску. Что нового вы видите? С каким настроением вы уйдете с урока?
7. Домашнее задание.