СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме «Словари. Лексика и фразеология».6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся в игровой форме повторяют тему "Лексика".

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме «Словари. Лексика и фразеология».6 класс.»

Урок-игра по теме «Словари. Лексика и фразеология».6 класс.


Цели: 1. В игровой форме обобщить знания детей по теме «Лексика и фразеология»

2. Познакомить с лингвистическими словарями.

3. Привить навык работы со словарями.


Оборудование: 1. Комплект словарей (фразеологический, толковый, В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», сл.ин.слов, электорнный словарь В.И.Даля)

2. Презентация

3. Выставка творческих работ уч-ся (Словарики)

4.Кроссворд, рисунки с фразеологизмами, бочонок, цветная бумага и др.


Ребята разделены на группы (4). Разделение можно произвести, предложив выбрать листочек бумаги с определенным цветом (сформировать группы).


Ход урока:


I. «Спрятанное слово».


У: Чтобы узнать тему сегодняшней встречи, необходимо разгадать кроссворд. Ключевое слово в кроссворде – тема занятия.

Командам предлагается самостоятельно в группе разгадать кроссворд.


1.

2.

3.


4.

5.


6.

7.


Игра началась. Чья команда первой разгадает кроссворд, зарабатывает поощрительный балл.

В результате разгадывания – ключевое слово. Объявляется тема урока.


Тема занятия – «Словари. Лексика и фразеология». Можно записать на доске. Открыть слайд №1.


У: Предлагаю придумать название своей команде. Оно должно быть связано с темой урока (ребята предлагают названия, учитель записывает на доске в таблицу результатов).

Вступительное слово:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).

Сколько же должно быть слов в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский?!

В: Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (варианты ответов)

У: Ученые предполагают, что в РЯ более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.

Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей.



Школьный библиотекарь: рассказывает об имеющихся в школе словарях.


У: Сегодня мы поиграем, но игра наша – серьезная, потому что вы должны показать умение работать со словарями.


Демонстрация слайда №2 – «Игровое поле»



«Какого роду – племени?»




«Берись дружно – не будет

грузно!»


«Заморочки из бочки»

«Полминутки для шутки»





«Сказано – сделано!»


«Это интересно?! Слова – пришельцы».

Ребята выбирают поле. Право хода предоставляется той команде, которая быстро и правильно ответит на вопрос (вопросы не должны быть сложными).

Вопросы:

  1. Что в толковом словаре означает помета высок.?спец.?разг.?

  2. Кто такие лексикографы? Назови фамилии известных лексикографов.

  3. Каково значение фразеологизма «С гулькин нос»?

  4. Каким русским словом можно заменить заимствованное «консенсус»?

  5. Что означает ромбик в толковом словаре?

  6. Можно ли в толковом словаре узнать, на что падает ударение в слове?


Выбор поля командой. Переход по гиперссылке.


1. Поле «Какого роду-племени»?

Задание командам (предлагаются листки с одинаковым заданием):

Определить происхождение слов. Воспользуйтесь нужным словарем.

август

штраф

партер

кастрюля

карандаш

Время на выполнение 3 минуты. Ответы собираются. За каждое праильное – 1 балл.


2. «Берись дружно – не будет грузно!»

Задание: В стихотворении «Родное слово» Я.Вохменцева найди диалектные слова, дай толкование. Используй в работе словарь В.И.Даля.


Кладь, медунка, подполозок, соты,-

С детства мил мне этот лексикон.

Чувства меры нету у кого-то –

Говорили: «Обудоха он».


Из какого древнего запечья

Это слово вышло за порог?

Даже Даль, подвижник русской речи,

Натакаться не него не смог…







Розыгрыш права работать с электронным словарем В.И.Даля.

Вопрос: Что такое ланиты? глаголить?

Команда, которая правильно отвечает, работает с эл. словарем.


Работа на 5-7 минут.

За каждое правильно отмеченное слово и его толкование – 1 балл.


  1. «Полминутки для шутки»

Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так произошло с маленьким Андрейкой. Услышанные им выражения он понял по-своему и нарисовал их.

Задание: Какие фразеологизмы изображены на рисунке? Подпиши.

(ребята получают рисунки, работают).

За каждый правильно названный фразеологизм – 1 балл.


  1. «Сказано – сделано!»

Расскажите о происхождении фразеологизмов. Используйте нужный словарь.


1 гр. – Семь пятниц на неделе.

2гр.- Родиться в сорочке

3 гр.- Ахиллесова пята.

4 гр. – На воре шапка горит.

Дается время 5 минут. Прослушиваются сообщения. Оценивается конкурс по 5 балл. системе.


  1. «Это интересно».

Если дети выбирают это поле, то учитель рассказывает что-то интересное для детей, н-р, о словах-пришельцах.


6. «Заморочки из бочки».

Представитель команды вытягивает из бочонка номер. Педагог читает вопрос с соответствующим номером. Команда может посоветоваться и дать ответ. Если ответа нет, то его может дать др.команда, при этом она зарабатывает доп.балл.


  1. В какой сказке А.С.Пушкина есть выражения: «в путь-дорожку снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, спору нет, делать нечего»?

  2. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы. Назови автора:

«есть разгуляться где на воле, ушки на макушке, тут как тут, постоять головою, сдержать клятву, стоять до конца»?

  1. Я – синоним луны и омоним 12-й части года.

  2. Я у человека, животного, растений; могу быть гусиной и чертовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь угодить.


  1. Практическая работа.

Задание: Узнайте все о слове из словарей (толковый, этимологический, фразеологический, словарь В.И.Даля, сл.иностранных слов)

  1. голова

  2. глаза

  3. руки

  4. нос

Прослушивание сообщений. Оценивать по 5 балл.системе. Оценивается полнота, четкость.

Итоги.

Награждение.

Домашнее задание: мини-сочинение «Что я узнал о слове…из словарей»


«Какого роду-племени»?

Определите происхождение слов. Воспользуйтесь нужным словарем.

август

штраф

партер

кастрюля

карандаш




«Какого роду-племени»?

Определите происхождение слов. Воспользуйтесь нужным словарем.

август

штраф

партер

кастрюля

карандаш




«Какого роду-племени»?

Определите происхождение слов. Воспользуйтесь нужным словарем.

август

штраф

партер

кастрюля

карандаш






«Какого роду-племени»?

Определите происхождение слов. Воспользуйтесь нужным словарем.

август

штраф

партер

кастрюля

карандаш





«Какого роду-племени»?

Определите происхождение слов. Воспользуйтесь нужным словарем.

август

штраф

партер

кастрюля

карандаш









«Берись дружно – не будет грузно!»

Задание: В стихотворении «Родное слово» Я.Вохменцева найди диалектные слова, дай толкование. Используй в работе словарь В.И.Даля.


Кладь, медунка, подполозок, соты,-

С детства мил мне этот лексикон.

Чувства меры нету у кого-то –

Говорили: «Обудоха он».


Из какого древнего запечья

Это слово вышло за порог?

Даже Даль, подвижник русской речи,

Натакаться не него не смог…



«Берись дружно – не будет грузно!»

Задание: В стихотворении «Родное слово» Я.Вохменцева найди диалектные слова, дай толкование. Используй в работе словарь В.И.Даля.


Кладь, медунка, подполозок, соты,-

С детства мил мне этот лексикон.

Чувства меры нету у кого-то –

Говорили: «Обудоха он».


Из какого древнего запечья

Это слово вышло за порог?

Даже Даль, подвижник русской речи,

Натакаться не него не смог…



«Берись дружно – не будет грузно!»

Задание: В стихотворении «Родное слово» Я.Вохменцева найди диалектные слова, дай толкование. Используй в работе словарь В.И.Даля.


Кладь, медунка, подполозок, соты,-

С детства мил мне этот лексикон.

Чувства меры нету у кого-то –

Говорили: «Обудоха он».


Из какого древнего запечья

Это слово вышло за порог?

Даже Даль, подвижник русской речи,

Натакаться не него не смог…


«Берись дружно – не будет грузно!»

Задание: В стихотворении «Родное слово» Я.Вохменцева найди диалектные слова, дай толкование. Используй в работе словарь В.И.Даля.


Кладь, медунка, подполозок, соты,-

С детства мил мне этот лексикон.

Чувства меры нету у кого-то –

Говорили: «Обудоха он».

Из какого древнего запечья

Это слово вышло за порог?

Даже Даль, подвижник русской речи,

Натакаться не него не смог…

Расскажите о происхождении фразеологизма. Используйте нужный словарь.


Семь пятниц на неделе.



Расскажите о происхождении фразеологизма. Используйте нужный словарь.


Родиться в сорочке


Расскажите о происхождении фразеологизма. Используйте нужный словарь.


Ахиллесова пята.




Расскажите о происхождении фразеологизма. Используйте нужный словарь.


На воре шапка горит.




  1. В какой сказке А.С.Пушкина есть выражения: «в путь-дорожку снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, спору нет, делать нечего»?





  1. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы. Назови автора:

«есть разгуляться где на воле, ушки на макушке, тут как тут, постоять головою, сдержать клятву, стоять до конца»?




  1. Я – синоним луны и омоним 12-й части года.




  1. Я у человека, животного, растений; могу быть гусиной и чертовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь угодить.



Задание: Узнайте все о слове голова из словарей:


Толковый –


этимологический –


фразеологический –


словарь В.И.Даля –


сл.иностранных слов -





Задание: Узнайте все о слове глаза из словарей:


Толковый –


этимологический –


фразеологический –


словарь В.И.Даля –


сл.иностранных слов -








Задание: Узнайте все о слове рука из словарей:


Толковый –


этимологический –


фразеологический –


словарь В.И.Даля –


сл.иностранных слов -







Задание: Узнайте все о слове нос из словарей:


Толковый –


этимологический –


фразеологический –


словарь В.И.Даля –


сл.иностранных слов -


Итоги урока.