Урок – игра «Пожарная безопасность»
Цель:
Закреплять и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности.
Прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Формировать навыки детей пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях.
стимулировать мышление у учащихся, побуждать высказывать мысли и идеи, приходящие на ум,
учить находить ответы на вопросы опираясь на свои собственные знания, анализировать вновь полученную информацию,
учить правильно вести себя при пожаре.
Оборудование:
1.Плакаты
Ход урока
Организационный момент
Ведущий: Ребята, сегодня наш урок посвящен правилам пожарной безопасности.
Огонь – давний друг человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве.Приручив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость
1)Давайте разгадаем кроссворд
1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/
2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/
3. Возникает при горении. /Огонь/
4. Вьется над костром. /Дым/
5. Детям не игрушка. /Спички/
6. Средство для тушения пожара. /Огнетушитель/
7. Каким естественным веществом можно тушит костер зимой? /Снегом/
8. Тип пожара, охватывающий кроны деревьев. /Верховой/
В выделенном столбце получим ПРОМЕТЕЙ.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась – огонь стал надежным товарищем и помощником человеку. Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Но неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот почему нам надо знать правила безопасного поведения с огнем.
ПОЖАР. Какие ассоциации у вас вызвало это слово ?

2) Краткая история пожарного дела.
1. В « Судебнике Иоанна III», введенном в 1498 году, сказано: «Зажигальщику живота не давать, казнить его смертной казнью».
2. С 1689 года Петр I приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
3. В 1803 году Александр подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
4. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны. В ДНР день пожарной охраны также отмечается 30 апреля, а день МЧС – 27 декабря
3)Дети разделяются на две команды и выбирают капитана.
Каждой команде придумать название и выбрать капитана.
Конкурс №1 «Разминка»
1.Обожженное место на теле.
2.Сыпучее вещество для тушения пожара.
3.Что может взорваться при пожаре.
4.Им тушат пожар.
5.Человек, который тушит пожар.
6.Жидкость для тушения пожара,
7.Средство тушения огня.
8.Отравляющий газ, выделяющийся при пожаре.
9. Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения.
10.Защищает голову пожарного.
Конкурс № 2 «Отгадай»
Каждой команде предлагается одинаковый набор пословиц. Кто быстрее и правильно дополнит пословицы.
На воре и шапка…
Нет дыма без …
Из огня…
Спички детям …
И днем с…не найдешь
Один с огнем – другой с…
Конкурс № 3 «Загадки»
1.Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (Огонь)
2.Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет (Пожар)
3.Дым увидел, не зевай,
Нас скорее вызывай (Пожарные)
4.Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (Молния)
5.Летела мошка, осиновая ножка
На стог села, все сено съела (Спичка)
6.То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море (Утюг)
7.Серое сукно
Тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (Дым)
8.Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Конкурс №4 «Капитаны»
За одну минуту надо составить больше слов из слова «Огнетушитель» и записать их.
Конкурс №5 «Решение задачи»
Раздаются листочки с заданиями, нужно за 3 минуты подготовить ответ
1.Ваши действия при загорании телевизора.
Мы считаем необходимо: 1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.
2.Ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
1. Позвонить в службу спасения «01».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.
Звучат 3 длинных звонка. Что это означает?
Сигнал к эвакуации.
Сигнал о возникновении пожара
Ваши действия?
Закрыть окна. Быстро, без паники построиться. Не толкать друг друга.
Необходимо запомнить, кто стоит с вами рядом, кто позади, кто впереди. Очень важно не потерять никого.
Не одевая верхней одежды, организованно выходим по плану эвакуации через запасные выходы
Конкурс №6 «Вопрос – ответ»
Как называется профессия людей, борющихся с огнем? Пожарные
Почему пожарных вызывают по телефону именно «101»? «101» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте на ощупь.
Почему пожарная машина красная?
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.
Как одеваются пожарные? Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
Чем опасны пожары? При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом, Но главное, что при пожаре могу погибнуть люди.
Чем еще опасен пожар, кроме огня? Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудится и не найти выход. Трудно дышать.
Чем можно тушить начинающийся пожар?Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
Игры со спичками и зажигалками являются причинами пожара.
От чего бывают пожары? Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.
Что надо делать, если в квартире много дыма?
Необходимо смочить водой одежде, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
Чем можно тушить, начинающийся пожар?
Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
Лифт может остановиться, лифтовая шахта – это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
Какой пожар нельзя тушить водой?
Если горят электроприборы, горючие вещества.
Можно ли бить стекла в доме или в квартире во время пожара?
Нет, т.к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
На сковороде горит масло. Ваши действия?
Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.
Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет?
Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.
Что самое страшное при пожаре для людей?
Паника.
Конкурс №7 «Вопрос-ответ» для капитанов.
В этом конкурсе капитаны команд получают вопросы, на которые нужно ответить. (на листочках записаны вопросы, вытягивают)
Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему?
Что входит в первичные средства пожаротушения?
Как тушить загоревшуюся одежду на человеке?
Может ли загореться искусственная елка?
4) Подведение итогов, определение победителей.
5.Сообщение учителя.
Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Особенно при пожаре . Чаще всего людям мешает страх и незнание простых вещей, о которых вы сегодня узнали. Это и вызывает страх. Вообще, учась безопасности, очень важно заранее подумать, как будешь действовать именно ты и именно на своём месте. Ведь ни одна книжка не может предусмотреть, как всё точно будет.
Поэтому, если ты решил бороться с огнём, помни, что времени у тебя гораздо меньше, чем кажется. Действуй решительно и умело. Очень опасна паника при пожаре в людном здании. Не зная, что точно делать, люди просто мечутся и мешают друг другу. Издавна боялись, например, пожаров в театрах. Поэтому за кулисами и сейчас во время спектаклей обязательно дежурит пожарный. Для каждого здания, где бывает много людей / театр, гостиница, поликлиника, магазин, школа/,пожарные разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться и в какие двери выбегать. Может быть, вы видели его на стене кинотеатра или поликлиники. Он называется "план эвакуации". Такой план есть и в нашей школе (учитель знакомит детей с этим планом).
Некоторые дети просто не понимают, как опасно играть с огнём. На пример зажигают спички в лифте. А ведь если загорится пластмасса, из которой сделаны стенки кабины, то сразу появится ядовитый дым, смертельно опасный для человека. Поэтому, заканчивая разговор о пожаре, ещё раз вспомним важнейшее правило для любой опасной ситуации: никогда не становитесь сами причиной опасной ситуации.
С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Огонь наш друг. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным, тогда он становится нашим врагом. Помните правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
Сегодня, ребята, вы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И самое главное для вас, это когда вы свои знания сможете применить в окружающем мире.
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет)