СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Сера и её соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился после изучения химического элемента - сера и её соединений. Учащимся предлагалось в игровой форме ответить на вопросы  различной направленности. Это   вопросы из литературных произведений, вопросы  из биологии, исторические факты.  Все задания  перекликаются с темой игры.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Сера и её соединения"»










УРОК- ИГРА

ПО ХИМИИ

«СЧАСТЛИВЫЙ

СЛУЧАЙ»

по теме

«СЕРА И ЕЁ СОЕДИНЕНИЯ»

9-й класс









Урок-игра проводился в 9-х классах по теме «Сера и её соединения». Форма игры «Счастливый случай». Учащиеся класса проходят жеребьевку. Листочки, которые они выбирают, содержат различные надписи.

  1. «Если выиграл-радуйся, но не зазнавайся» - получение за урок гарантированной пятёрки;

  2. «Право первого хода» - выбирает вопрос первым;

  3. «Отвечаю я один» - отвечает на вопрос игрок самостоятельно, без помощи команды;

  4. «Право на одну ошибку» - команда имеет две попытки ответить на один вопрос;

  5. «Помощь друга» - команда может выбрать любого игрока из другой команды для оказания помощи при ответе;

  6. «Замена» - игрок может вызвать другого члена команды, если не знает ответа;

  7. «счастливый случай» - можно выбрать открытый вопрос»;

  8. «Темная лошадка» - вопрос выбирает учитель;

  9. «У тебя все впереди» - без бонусов;

  10. «Шанс есть всегда» - без бонусов;

  11. «Улыбнись»- без бонусов.



Далее учащиеся делятся на 4 команды: все учащиеся, у кого жребий без бонусов объединяются в одну команду - у них преимущество численность.

Остальные учащиеся делятся поровну на 3 команды. Команды совещаются, каким бонусом они хотят воспользоваться.

Затем команды по очереди выбирают вопросы и на них отвечают. За каждый правильный ответ - 1балл.

Подведение итогов: выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

















1.Оно имеет жуткий запах и обладает удушающим действием на человека. Жрецы использовали ее для проведения разных обрядов и священных курений, а военные добавляли в состав различных горючих смесей.


2.В провинции Индонезии существует вулкан, полностью заполненный веществом, который носит название Кава Иджен. Оно оседает на трубах, после чего рабочие сбивают его арматурой и несут на взвешивание. Там таким образом они зарабатывают себе на жизнь.

3.Ушная сера, которую нас приучили удалять еще с детства ватными тампонами, "отравляет" нашу жизнь с благородными намерениями. В ней содержатся особые ферменты лизозимы; именно они "не пускают" в наш организм ……..


4.Когда мы режем лук и "плачем" - должны сказать "спасибо" именно этому веществу, которое впитывается в почву, где лук и растет. Отгадайте вещество.

5. Есть так называемые серобактерии, которым вообще не нужна органическая пища. Они питаются некоторым веществом, и в их организмах в результате реакции между H2S, CO2 и O2 образуются углеводы и элементарная сера. О каком веществе говорится?

6.Элемент составляет почти 3% от массы Земли. Если вы думаете, что это не так много, в следующий раз, когда вы посмотрите на небо и увидите Луну, подумайте об этом: земля содержит достаточно этого элемента, чтобы вместить в себя не одну Луну, а две!

7.Чистая сера не имеет запаха, но многие из ее соединений очень мерзко пахнут! Например, соединения серы дают возможность скунсам продемонстрировать их ужасный запах. Тухлые яйца (и большинство источающих дурной запах бомб) пахнут так благодаря запаху ……

8.Где содержится гораздо больше серы в ядре Земли или в ее коре? Примерно во сколько раз больше?

9.Детский конструктор «Lego» сделан из пластмассы в составе, которого присутствует соль бария, содержащая серу.

Эта соль абсолютно безвредна для организма и не растворяется в воде. Мало того, ее хорошо определяют рентгеновские лучи, поэтому проглоченную малышом деталь, можно будет легко найти, сделав снимок. Определите указанную соль.

в жару и не становится хрупкой на морозе. Он по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите (по другой версии, оставил образец резины у печи). Этот процесс получил н


10.Среди вещей, окружающих нас, мало таких, для изготовления которых не нужны были бы сера и ее соединения. Бумага и резина, эбонит и спички, ткани и лекарства, косметика и пластмассы, взрывчатка и краска, удобрения и ядохимикаты — вот далеко не полный перечень вещей и веществ, для производства которых нужно это вещество. Для того чтобы изготовить, автомобиль, нужно израсходовать около 14 кг этого вещества. О чем идет речь?

11.Когда в конце 19 века начали производить первые спички с серой, рабочие, обычно молоденькие девушки, облизывали кончик каждой из них, чтобы сделать его жестким после погружения в химический раствор. Раствор содержал сульфид цинка, который поражал …….. Никто не знает, сколько тысяч молодых девушек умерло от радиоактивного отравления, так и не дожив до тридцати.






15.Алхимики изображали его в виде огнедышащего дракона, а китайцы начали использовать его в VIIIв. в пиротехнических целях. О каком химическом элементе идет речь?

13. В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» Фариа симулировал кожную болезнь и ему для ее лечения дали серу, которую он использовал для изготовления …….


14.В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. При этом погибло 2 тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие из них не успели даже покинуть свои дома. Одной из причин гибели людей стало удушающее действие газов, обильно выделявшиеся из жерла вулкана.  Назовите эти вещества.

16.Как известно, выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 79 г. н.э. при извержении вулкана. Его племянник в письме историку Тациту писал: «...Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные серные пары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохся». Объясните причину гибели Плиния Старшего.



17.«На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек - веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это не золото, а …….». (К.Паустовский «Бросок на юг»). Назовите вещество.

18.Книга Э.Штерха «Охотники на мамонтов» «Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек…вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился…Насколько тверд этот блестящий камень? Кремень скользнул по камню…светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте…Появление светящихся искр в темной пещере тотчас заинтересовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающие искры.-Огненный камень! У него есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все! О каком соединении идёт речь?


19.Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие – «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из «пифонов» - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к корпусам судов и одежде людей. В 941 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. Строки летописи в переводе на современный язык звучат так: «Словно молнию, которая в небе, греки имеют у себя и пускают ее, сжигая нас, поэтому мы не одолели их». В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл. О чем идёт речь?



12.В 2006-м году экспедиция по изучению подводных вулканов в Марианской дуге сделала несколько удивительных открытий. Одной из наиболее интересных находок стал бассейн расплавленным веществом. В этом негостеприимном месте температура достигает 180°C и извергается это вещество и токсичные тяжёлые металлы. Но именно это место любит вид рыб под названием морской язык.
Оказалось, что эти плоские, как камбала, рыбы процветают в этой среде. Плотность населения рыб здесь в 100 раз больше, чем обычно на континентальном шельфе. Учёные не знают, как рыбы могут жить прямо у бассейна кипящего ядовитого вещества. Более того, некоторых рыб видели лежащими прямо в этом бассейне, просто плавающими по поверхности кипящего вещества, как ни в чём не бывало. То, что вы назвали бы Адом, морские языки называют своим домом. Назовите вещество.

















Счастливый

случай

Право на

1 ошибку





6 вопросов

на выбор


«Отвечаю я один»


«Отвечаю я один»




«Отвечаю я один»


«Темная лошадка»

«Темная лошадка»




«Темная лошадка»

Право на

1 ошибку



Право на

1 ошибку


Помощь

друга

«Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся»


Право

первого хода


Счастливый

случай


Замена

Заморочки

из бочки



Замена







У тебя все впереди


У тебя все впереди



У тебя все впереди

Шанс есть всегда


Шанс есть всегда



Шанс есть всегда




Улыбнись


Улыбнись


Улыбнись




Ответы на вопросы:

1 вопрос: сера

2 вопрос: сера

3 вопрос: не пускать в организм все инородно-бактериальное

4 вопрос: сера

5 вопрос: сероводород

6 вопрос: сера

7 вопрос: сероводород

8 вопрос: в ядре больше в 100 раз

9 вопрос: сульфат бария

10 вопрос: сера

11 вопрос: зубы, челюсти, а затем и все тело.

12 вопрос: сера

13 вопрос: изготовление пороха

14 вопрос: сернистый газ, сероводород.

15 вопрос: сера

16 вопрос: сернистый газ

17 вопрос: серный колчедан

18 вопрос: пирит

19 вопрос: сера