СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- игра "Суд над табаком" по биологии для учащихся 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра по биологии, очень интерессна при изучении курса анатомии и физиолгогии человека, по теме "Дыхательная система человека".Игра не ребует длительной подготовки учителя.

Просмотр содержимого документа
«СУД НАД ТАБАКОМ»

«СУД НАД ТАБАКОМ»


(урок-игра)

Оборудование: столы, кафедра, таблицы по анатомии «Дыхательная система», «Кровеносная система», «Нервная система», «Влияние никотина на организм».

При изучении технических культур можно целый урок отвести изучению растения семейства пасленовые - табаку) Поговорить о полезных свойствах этого растения, но больше всего уделить внимание вредному воздействию табакокурения на организм. 7-8-й класс - это именно тот возраст, когда мальчики, да и девочки тоже, попав в определенную компанию, пробуют курить. Поэтому о вреде курения надо говорить в 7-м классе, а в 9-м при изучении анатомии расширить эти знания. Целесообразнее проводить эту игру на уроке, а не во внеурочное время, потому что на уроке присутствуют все ученики, а после уроков многие могут уйти. Кроме того, при подготовке к игре в каждом классе участвуют много учеников, а если это внеурочное мероприятие, то ученики для подготовки его отбираются со всей параллели.

Подготовка к уроку. Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме.

Состав суда: Судьи, Прокурор, Адвокат.

Потерпевший: Организм.

Обвиняемый: Табак.

Свидетели: Врач, Статистик.

Прочие действующие лица: Англичанин, Француз, Русский, Том Сойер, Джо Гарпер, Гек Финн.

Учитель выполняет роль секретаря суда.

Учитель. Сегодня на заседании суда слушается дело № 306. Организм против Табака. Состав суда: Судья - фамилия, имя, отчество ученика.

Общественный обвинитель - фа­милия, имя, отчество ученика.

Общественный защитник - фамилия, имя, отчество ученика.

Подсудимый Табак, обвиняется в краже в особо круп­ных размерах. Он украл у Организма здоровье. Слово пре­доставляется господину Прокурору.

Прокурор. Для дачи показаний приглашается потерпев­ший. (Входит Организм.) Расскажите суду, как все про­изошло.

Организм. Мое знакомство с обвиняемым произошло, ког­да мне было 12 лет. (Организм вспоминает. Выходят три мальчика - Том, Гек и Джо. Это герои произведения Мар­ка Твена «Том Сойер». Они разыгрывают сценку «Первые трубки» из этой книги. Отрывок берется в сокращении. Вместо сигарет можно использовать в этом эпизоде же­вательные резинки в виде сигарет.) Том (обращаясь к друзьям). А не научится ли нам курить? Те сигары из виноградных листьев, которые мы курили, только щиплют язык, и они недостойны настоящих мужчин. (Рас­саживаются за столом, берут по сигарете и начинают очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым.) Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно бы научился. Джо. И я тоже, плевое дело!

Том. Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу».

Джо. Я думаю, что я мог бы курить сигареты весь день. Меня ничуть не тошнит.

Том. И меня тоже! Я мог бы курить весь день, но держу пари, что Джефф Тэчер не мог бы. Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит, что это такое.

Гек. Само собой не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Он, бедня­га, ни на что не способен. Одна затяжка - и он свалится с ног.

Джо. Если бы наши ребята могли увидеть нас теперь! Вот было бы здорово!

Том. Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота». А ты ответишь как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!

Гек. Вот здорово, Том! Если бы это было прямо сейчас. То-то они будут завидовать вам. (Разговор становится все более вялым. Оба сильно побледнели, и вид у них очень жалкий. У Джо выпала сигарета из ослабевших пальцев, у Тома тоже.)

Джо. Я потерял ножик... Пойду поищу...

Том. (дрожащими губами, запинаясь). Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Организм. С тех пор много воды утекло и все эти годы Та­бак отравлял мою жизнь, а теперь украл самое дорогое, что У меня было, - здоровье.

Судья. Господин Адвокат, у вас есть вопросы к потерпевшему?

Адвокат. Значит, обвиняемый не принуждал вас к знакомству? Вы это сделали добровольно?

Организм. Да. Но потом я уже не мог без него обходиться.

Судья. Пострадавший, займите свое место в зале заседания, Господин Прокурор, у вас есть свидетели по данному делу?

Прокурор. Прошу пригласить Врача. (Входит Врач.) Расскажите, какой вред нанес обвиняемый пострадавшему.

Врач. Наука стала заниматься изучением проблем, связан­ных с курением, сравнительно недавно. Выяснилось:

  1. Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения.

  2. Степень вреда зависит от возраста, в котором чело­век впервые приобщается к курению, а также от того ко­личества сигарет, которое он выкуривает за сутки.

  3. Страдают чаще те, кто начал курить в раннем возрасте.

Рассмотрим влияние курения на три основные систе­мы органов в нашем организме: дыхательную, кровенос­ную и нервную.

Органы дыхания первыми подвергаются табачной ата­ке. Разрушается слизистая оболочка носовой полости, тра­хеи, бронхов. Легочные пузырьки, образующие легкие, те­ряют свою эластичность и не могут участвовать в газооб­мене. Организм страдает от недостатка кислорода, появляется кашель, усиливается слюноотделение. Восемь­десят процентов курящих страдают заболеваниями орга­нов дыхания в той или иной степени. У многих развива­ются раковые опухоли на губе, в горле, в легких. После каждой выкуренной сигареты происходит спазм крове­носных сосудов, который продолжается 25-30 минут. Поэтому у курящего человека сердце все время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, скорее выходит из строя. Это также приводит к тому, что нару­шается снабжение кислородом и питательными вещества­ми самой сердечной мышцы. Возникает омертвение сер­дечного участка - инфаркт. Особенно страдает от куре­ния нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеяны, ленивы, у них ухудшается память, частые головные боли. Почему это происходит?

  1. Никотин и содержащиеся в табачном дыме ядови­тые вещества отравляют организм.

  2. Угарный газ вызывает кислородное голодание не­рвной ткани, снижает интенсивность нервных процессов.

  3. Изменяется поведение курящих, почти каждую пере­мену они проводят в облаках табачного дыма. Те, кто стоят с ними рядом, даже если сами не курят, превращаются в пас­сивных курильщиков, что тоже очень вредно для организма.

Адвокат. Ваши утверждения голословны, нет доказательств тому, что вы говорите.

Врач. Есть. Когда было открыто, что в состав табака кроме никотина входят еще около 80 вредных веществ (бензопирен, синильная кислота, сажа, сероводород, радиоактивные элементы...), два молодых доктора приняли по 2 мг никоти­на, чтобы испытать его воздействие на себе. Есть описание этого опыта: «Возникло жжение в горле, затем появилось ощущение, будто в желудке скребут железной щеткой. Че­рез 10 минут наступила слабость и вялость, руки и ноги ста­ли холодными, как лед. В начале второго часа начались су­дороги во всем теле. Врачи с трудом могли дышать. Послед­ствия эксперимента ощущались даже неделю спустя».

Прокурор. Прошу пригласить Статистика. (Входит Ста­тистик) Что вам известно о взаимоотношениях между Организмом и Табаком?

Статистик. Никотин подстегивает сердце, заставляя его учащенно работать: сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20—25 тысяч раз. Каждая сигарета сокра­щает жизнь человека в среднем на 12 минут! У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. В Ницце (курорт во Франции) проводилось соревнование среди отдыхающих - кто больше выкурит сигарет. Побе­дитель - он выкурил 52 сигареты - похоронен на мест­ном кладбище, второй и третий призеры оказались в кли­нике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.

Судья. Господин Адвокат, у вас есть свидетели?

Адвокат. Господа, давайте выясним, каким образом Табак попал к нам в страну. Как прошли его детство и юность. Кто его родственники. Приглашаются свидетели. (Непри­нужденно беседуя, входят Русский, Англичанин и Француз.)

Англичанин. Джентльмены, а знаете ли вы, как противо­речивы мнения о табаке? У нас в Англии был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а злостным курильщикам отру­бать головы и выставлять на площади для всеобщего обо­зрения».

Француз. Ужас! Казнить! Из-за чего! Из-за табака! Мой друг из Швейцарии прислал великолепный табак и присовокупил к нему рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».

Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье губи­тельно для здоровья. Известный пожар в Москве в 1634 г. произошел по вине курильщиков. После этого случая царь Михаил Романов учинил запрет. Нигде табак у себя не держать и табаком не торговать под страхом смертной казни. А царь Петр Алексеевич именно в Европе пристра­стился к курению и специальным указом отменил этот запрет. Откуда же табак появился в Европе?

Француз. Табак в Европе пришелец. Знаменитый Колумб привез его в Испанию в 1496 г. В Испании табак сначала выращивали как декоративное растение, а потом как ле­карственное.

Англичанин. В Европе в то время свирепствовала чума, лекарств было мало, и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нем исцеление. Но в последнее время стали говорить, что табак вреден для организма.

Француз. Я думаю, что это мнение ошибочно. Вот я курю всю жизнь и, как видите, весел и здоров.

Русский. Курите, курите! Недолго уже осталось. Табак — очень вредная штука, привыкнуть легко, а вот бросить курить очень трудно.

Адвокат. Детство обвиняемого прошло в тропической Аме­рике. Всю свою юность он провел, путешествуя по Евро­пе. Одинокий скиталец, которого то принимали с распро­стертыми объятиями, то гнали прочь. А кто же его род­ственники? Почему никто не позаботился о нем? Семейство пасленовые, к которому он принадлежит, отличается по­вышенной ядовитостью. Достаточно назвать его родных - Белена черная, Дурман вонючий - и становится понят­но, что ничему хорошему от них не научишься. Карто­фель - тоже родственник - сам скитался по Европе, нигде не мог ужиться. Не до племянника ему было. Но, несмотря на это, табак может и пользу приносить. На­стой из его листьев используется для борьбы с сельскохо­зяйственными вредителями, отвар из листьев применяют при чесотке.

Судья. Слово предоставляется подсудимому. Подсудимый, признаете ли вы себя виновным?

Табак. Нет. Не признаю. Да, есть во мне много яда, что же делать, вся семья у меня такая. Но я свою дружбу никому не навязываю. Спросите у Организма, почему он начал курить? Молчит. А я отвечу. Причин несколько, я укажу только основные три.

  1. Стремление к взрослости. Курение, по мнению под­ростков, - символ независимости. Они не просто курят, а курят «шикарно».

  2. Курить в школьном возрасте начинают те ученики, ко­торые ничем не проявили себя ни в учебе, ни в труде. В голо­ве нет интересных мыслей, и ты не занят интересным делом, а выделиться чем-нибудь хочется. Вот и начинают курить.

  3. Если ученик попал в компанию, где все курят, он тоже начинает курить, чтобы не быть белой вороной. Хотя мне совсем не понятно, почему курить, как все, - это про­явить характер, а не курить -значит быть «слабаком». По-моему, все как раз наоборот.

Прокурор. Если послушать обвиняемого, то может пока­заться, что он и вправду ни в чем не виноват. Но преступ­ление налицо — украдено здоровье и 15 лет жизни. Да, дружбу с ним заводят добровольно, но расстаться с ним потом очень тяжело. В приобщении к табаку каждый курильщик обычно проходит три стадии. Первое знаком­ство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впе­чатление, дело может кончиться легким отравлением. Но Табак — наркотик, и постепенно отвращение к нему про­падает, курильщик может даже испытывать удовольствие. Это — вторая стадия и длится она обычно недолго. И тре­тья стадия — курильщик начинает осознавать, что кроме удовольствия Табак приносит много неприятностей. Ка­кой же вывод? ВИНОВЕН.

Судья. Слушание дела закончено. Суд удаляется на сове­щание.

Учитель. Суд закончился, а приговор выносить вам. Вино­вен или нет - решать вашему организму.

О вине табака уже много сказали

Только так ли виновен табак?

Может то, что сейчас

Мы вам здесь показали,

Не пройдет мимо вас

Просто так.

И подумаешь ты,

Сигарету взяв в руку,

Что важнее сейчас для тебя:

Показаться взрослей

И значительней «другу»,

Погубив, может, этим себя?

Или разум сильней,

Чем пустая бравада,

И тогда говори, не робей:

«Я не буду курить,

Мне, ведь, это не надо

Буду я здоровей и умней».

В заключение один из учеников может прочитать стихо­творение В.В. Маяковского «Я счастлив!».


Просмотр содержимого документа
«2937121601»

























Учитель биологии

МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска

Ковалева Г.Е.




Тема: «Путешествие в мир растений»


Цель: познакомить учащихся с многообразием растительного мира, их значением в жизни человека, способствовать развитию кругозора учащихся, интереса к изучению жизни растений, любви к природе, бережному отношению к ней.



Оборудование: выставка научно – популярной и художественной литературы, стенды: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Красная книга», лозунг: «Сохраним родную природу!», диапозитивы, гербарии растений, видеофильм «Экологический альманах», видеоматериалы.


Содержание:


Ведущий:


Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. С древнейших времен человек употреблял растения в пищу, изготовлял из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, лекарства, яды.

Мир растений прекрасен и разнообразен. Одни растения отличаются огромными размерами, другие видны только при сильном увеличении. Одни имеют сложнейшее строение, другие просты и состоят всего из одной клетки. Одни живут на суше, другие обитают в воде. О некоторых из них мы сегодня вам расскажем.


1-й ученик (Сообщение о растениях - индикаторах)

Связь между составом почвы и ростом растений люди заметили очень давно. Еще первые рудознаи с помощью некоторых растений отыскивали залежи полезных ископаемых, находили источники подземных вод. Такие растения называют растения – индикаторы.

Одним из таких растений является маленькая северная орхидея – (венерин башмачок), растущая только на почвах, богатых кальцием.

Поселившись неожиданно на островах Онежского озера, венерин башмачок подсказал ученым месторождение этого вещества.




Ведущий:


Есть растения, которые помогают не только геологам, но и путешественникам. Они определяют время дня, подсказывают погоду и даже стороны света.



2-й ученик (Сообщение о растениях - барометрах)


Около 400 растений – барометров открыто ботаниками. К ним, например, относится маленькая травка мокрица, часто густо разрастающаяся как сорняк на огородах.

Если до 9 часов утра не раскроются венчики её изящных белых цветков, то днем пойдет дождь.



О наступающем ненастье подскажут вам закрывшиеся венчики вьюнка полевого. На лугах много клевера, он перед ненастьем сгибает стебель и опускает листочки.

Акацию знают все. Её цветки перед дождем не закрываются, а усиленно выделяют сок – нектар. Это привлекает насекомых. Поэтому, если на акации много насекомых жди дождя.

А одуванчик складывает свой пушистый шарик, как зонтик перед дождем.


Ведущий:


На Земле известно 10 тыс. видов ядовитых растений. Люди с давних времен старались использовать ядовитые свойства этих растений для охоты на крупных животных, для обороны от врага.


3-й ученик:


В приключенческой литературе нередко упоминается страшный яд кураре, которым индейцы отравляли свои стрелы. Для его приготовления использовались смеси сгущенных экстрактов растений вида стрихнина. Туземцы Центральной Африки приготавливали яд из растертых семян другого растения – кустарника строфанита. Этот яд поражает самых крупных животных.

Большая часть ядовитых растений приходится на тропические страны. В лесах Америки растет марцинелла, настоящее дерево смерти. Оно испускает ядовитые летучие вещества опасные человеку. Достаточно немного постоять около него, как неизбежно наступает тяжелое отравление.

Белладонна Белена Дурман Болиголов


Наиболее опасны ядовитые растения нашей местности: белладонна, дурман, белена, вех ядовитый, болиголов, собачья петрушка.

По преданию, великий греческий философ Сократ приговоренный к смерти, выпил кубок с ядом. Он отравился цикутой, как называют сейчас вех ядовитый.


4-й ученик:

читает стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»


Ведущий:


Страшна сила растительного яда, но человек научился приготовлять из многих коварных растений ценнейшие лекарства.

Наблюдательный земледелец с давних пор подметил, что если вокруг свеклы и гороха посеять коноплю, то это надежное средство от вредных насекомых, а например, соседство полыни пагубно сказывается на посадках льна. Как это объяснить?


5-й ученик:

В тридцатые годы профессором Б. П. Токиным были открыты летучие вещества растений, обладающих способностью убивать болезнетворных микробов. Назвали летучие вещества фитонцидами, в переводе с греческого языка, растения способные убивать. Выделения таких веществ можно увидеть, например,

Если в безветренный день поднести зажженную спичку к кусту ясенца. Вокруг растения вспыхнет мимолетное пламя. Это горит часть летучих веществ, выделяемых растением.

Открыв фитонцидные свойства растений, человек получил помощников в борьбе с болезнями, с вредителями с/х.

Фрагмент видеофильма «Тайны заветных трав».


6-й ученик:


Наиболее противомикробными свойствами обладают сыпучие вещества чеснока, лука, а из деревьев – эвкалипт и хвойные. На Руси с давних времен бытовала поговорка «Лук от семи недуг».

В 1963 году весь мир облетела весть об уникальной археологической находке около Рима. Обнаружен был саркофаг с прекрасно сохранившимся телом девочки, погребенной около 1800 лет назад. По мнению специалистов, основной жидкостью, которую древние применяли для бальзамирования, был экстракт из листьев эвкалипта.


Ведущий:


Природа создала на Земле немало чудо – деревьев.

В тропических лесах растут ротанговые пальмы, толстые лазающие стебли которых тянутся нередко на 300-400 м.

Самые высокие деревья среди прямостоячих – австралийские эвкалипты, их рост достигает 150 метров.

7-й ученик:

На Американском континенте растет другой великан земной флоры, знаменитая гигантская секвойя (мамонтово дерево) Толщина стволов её достигает до 20 метров и более.

В одном из таких гигантов растущем в Америке, ещё в 1881 году проложили тоннель, через который проезжает автобус.

Поражают растения и своим долголетием.


Например, африканские баобабы живут до 5 тыс. лет. Его листья, цветы, плоды, кора используется туземцами в хозяйстве. У жителей саванны существует обычай, по которому каждый должен посадить возле своей хижины семена баобаба.



Ведущий:


У многих народов растения, в том числе и деревья, имеют свою символику.

Вот что символизируют отдельные деревья.


8-й ученик:


Ель исстари считается символом траура. Сосна в древние времена использовалась для костров, на которых сжигались покойники. Сосновые шишки в античном мире служили как навершия для жезлов Вакха, употребляемых участниками праздников по случаю сбора винограда.

У народов Малой Азии сосновые шишки – символ плодородия. В Японии сосну считают символом долголетия, постоянства.

Дуб за свое долголетие и красивую древесину признают символом силы и славы.

Лица, совершившие подвиг, в античное время награждались дубовым венком.


Калина считается символом красоты и любви.

Ясень в античном мире признавали символом войны и наказанья.

Клен символ грусти и разлуки.

Осина – символ горечи.



Ведущий:


Многообразен и удивителен растительный мир нашей планеты. К сожалению бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а как правило, стремятся сорвать их для букета.

За последние годы некоторые широко ранее распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли

Давайте будем бережно относиться к нашим зеленым друзьям.

Просмотр видеофильма «Экологический альманах» и беседа по вопросам к нему:


( фрагмент «Живые страницы)


  • Кем была создана Красная книга?

  • Что означает разный цвет страниц?

  • Какие растения требуют охраны?

9-й ученик:


Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

Не растопчи её полей

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

Нас много, а она одна.



Ведущий:


А сейчас проведем небольшую викторину:

Загадки:


Летом рад я свежей

Ягоде медвежей

А сушеная в запас

От простуды лечит нас

( малина)


Три сестры похожи

Но разные по коже

Одна – белянка

Другая – румянка

Третья – смуглянка

( смородина)


Ягода красна

Ягода вкусна,

Режь да соли!

Ешь да хвали!

( томат)


Стебель усатый

Плод полосатый

( арбуз)


Не бьет, не ругает,

А все от него плачут

(лук)


Шарик бел

Весь мир одел

( хлопок)


Чайнворд «Ботаника»


  1. Кустарник, ближайший родственник известной всем «садовой красавицы».

  2. Ягода, которую можно достать из – под снега.

  3. Земляной орех.

  4. Гриб, встречающийся только весной.

  5. Водное растение.

  6. Сорт яблони.

  7. Кустарник в пустыне.

  8. Лесной цветок с нежным ароматом.













Конкурс: Знатоки русского языка»




Из набора букв составить название растения


( шрамока – ромашка) и т. д.


Литература:


  1. С. Ивченко «Загадки цинхоны».

  2. Д. И. Трайтак «Книга для чтения по ботанике».

  3. Р. Русских «Лесные робинзоны».

  4. М. А. Алексейчик «Путешествие в мир растений».

  5. Верзилин Н. М. «По следам Робинзона».