Урок-игра в 10-м классе «Учись быть корректором»
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…
А.И. Куприн
Ход урока
Учитель. В начале было Слово… Так будет сегодня и на нашем уроке. Начнём его со слова о Слове, о великой его силе и красоте.
(Учащиеся читают стихотворения: И.С. Тургенев «Русский язык», И. Бунин «Слово», Н. Гумилёв «Слово»)
Учитель.
- Да, русский язык богат и могуч, в его лексике тысячи прекрасных, точных и нужных нам слов. Но при этом наша речь бывает бедна и невыразительна, засорена жаргонизмами. И причина тому – наше неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное, которое наиболее точно передаёт нашу мысль.
Насколько внимательно вы относитесь к слову, покажет сегодняшний урок, посвящённый повторению лексических и грамматических норм.
Представьте себя в роли корректора самого популярного и престижного журнала. Что же от вас потребуется? Богатейший словарный запас, который, к сожалению, сокращается у нас катастрофически. Не дойдём ли мы в скором времени до 30 слов, которых хватало Эллочке Людоедке, чтобы общаться со знакомыми и с незнакомыми людьми?
Сегодня на уроке моими помощниками будут знающие ассистенты, которые и помогут выявить лидеров конкурса.
Мы очень надеемся, что участники не имеют ничего общего с героями рассказа М. Зощенко «Обезьяний язык» и делом докажут, что они предпочитают изъясняться на правильном русском языке.
Итак, 1-е задание (очень простое) для тех, кто мечтает работать в журнале.
Вам необходимо:
Найти «лишнее» слово в ряду синонимов: распутица, бездорожье, перекрёсток.
Заменить иностранное слово русским синонимом: аргумент
Учитель. Задание усложняется. Представьте себе, что вам предстоит отредактировать текст, правильно выбрать нужное слово, но вас торопят:
материал нужно срочно сдать в набор. Этот конкурс проверит, как быстро вы умеете работать в команде.
Итак, этот конкурс называется «Эстафета». Учащиеся ряда, справившиеся первыми, получают дополнительно 1 балл.
Вариант задания
I вариант
НЫНЕ а) теперь
б) впредь
в) прежде
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
НЫНЧЕ а) сегодня
б) теперь
в) накануне
Да нынче смех страшит и держит
стыд в узде.
ДАР а) подарок
б) сюрприз
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
ГРЯДУЩЕЕ а) будущее
б) настоящее
в) прошлое
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
ОТСЕЛЬ а) отсюда
б) здесь
И думал он: отсель грозить
Мы будем шведу.
2 вариант
Выбрать правильный вариант
1.ХВОСТ соболиный, соболий
2. СЕМЕЙСТВО дельфиньих, дельфиновых
3. СЫН вдовий, вдовый
4. ПАСТЬ крокодилья, крокодиловая
5.ЗАПАХ рыбий, рыбный
Образовать 1 лицо ед. числа глаголов
1. ПОБЕДИТЬ
2.УБЕДИТЬ
3. очутиться
4. пылесосить
5. дерзить
Пока идёт подготовка к конкурсу, ассистенты объявляют результаты работы вариант 1-го задания.
После завершения конкурса «Эстафета» ассистенты собирают с последнего стола листки с заданием по вариантам.
Учитель. А теперь вам предстоит серьёзное испытание.
Готовы ли вы к нему, мы сейчас проверим. Какие вы знаете случаи неправильного словоупотребления? (Учащиеся называют лексические речевые ошибки).
КОНКУРС «СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Учитель. Сегодня наша задача – записать предложения правильно, определив характер речевой ошибки.
Диктант
В класс вошёл экскурсант и предложил нам идти в типографию. Смелые люди смело защищали свою Родину. Вдали виднелись остатки войны. Соседский дом – это наша школа. Старый ветеран энергетики продолжал работать. Показалось злое облако дыма. Речь главного героя играет огромное значение.
(Ассистенты подводят итоги «Эстафеты». Затем идёт работа над диктантом).
Учитель. Закрепляем лидерство! Предлагаю выполнить следующее задание.
Итак, определить, чем являются данные пары словосочетаний
1. СИНОНИМЫ
2. АНТОНИМЫ
3. ОМОНИМЫ
4. ПАРОНИМЫ
1) запустить спутник – запустить учёбу
2) длинный день – длинный отпуск
3) пленять (взять в плен) – пленять (очаровывать)
4) практическое занятие – практичный человек
5) лихие времена – лихой наездник
6) работать спустя рукава – работать засучив рукава.
Ассистенты подводят итоги урока-конкурса.
Учитель. Не будем отнимать надежду у проигравших. Сегодня была только игра. У вас всё ещё впереди, настоящие серьёзные испытания – на ЕГЭ, в жизни. Думаю, вы их выдержите с честью.
На дом: отредактировать текст сочинения ученика.