СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра в 5 классе "Лингвистический турнир знатоков русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в форме игры для 5 класса в соответствии с ФГОС «Лингвистический турнир знатоков русского языка». Цели: проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка; способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра в 5 классе "Лингвистический турнир знатоков русского языка"»

Лингвистический турнир «Знатоки русского языка»

Класс: 5

Тип урока: урок-игра

Цель проведения:

- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;

- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

УУД:

  • Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)     

  • Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

  • Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни

  • Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, грамоты для награждения.


ХОД ИГРЫ

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами проведем лингвистический турнир знатоков русского языка. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между командами учащихся 5 –ых классов.
- Представляем наши команды. (представление команд)
- Жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

3. Игра

Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)

Второй тур «Разминка».

Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.

1 команда:

В каком слове сорок а? (сорока)

Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

2 команда.

Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)

Сколько слогов в слове да? (1)

Эта часть речи обозначает признак предмета.

Название этого месяца рифмуется со словом «капель».

3 КОМАНДА

Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)

Как можно превратить слово семя в слово семья?

Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)

В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

Слово жюри.

Третий тур «Фразеологический»

Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.

(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)

чуть свет - рано на ночь глядя - поздно

жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь

куры не клюют - много кот наплакал - мало

у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко

спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно

бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно

сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко

хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться

набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно

возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать

водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно

Слово жюри.

Четвёртый тур «Орфоэпический»

Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.

Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Купи соли и соли капусту.

На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Огородное пугало всех пугало.

Сорваться в пропасть – значит пропасть.

Пятый тур «Словообразовательный»

Игра «Собери словечко»


рпи

(пир)

пра

(пар)

опл

(пол)

кушпа

(пушка)

тухпе

(петух)

кугенру

(кенгуру)

длеп

(плед)

плеча

(пчела)

тышкамар

(мартышка)

сылесоп

(пылесос)

биьилундк

(будильник)

дашкаран

(карандаш)


Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:

Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

[ж] звонкий или глухой? (звонкий)

В начале слова буква ё обозначает? (два звука)

Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

Назовите первую букву алфавита (а)

Чем кончается день и ночь? (ь)

Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)

Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)

Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)

Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)

Шестой тур «Морфология»

Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать

другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.

С - числительное Н - наречие

Т – местоимение Е - прилагательное

Р – глагол Д - числительное

А – прилагательное Е - существительное

Н – наречие Л - глагол

А – существительное Я - местоимение

Слово жюри.

Седьмой тур «Загадочный»

Задание: отгадать загадки.

1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)

2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).

3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).

4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).

5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)

6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)

Слово жюри

Восьмой тур «Скороговорочный».

Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.

1 команда:

Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

карамель на мели ели.

2 КОМАНДА:

Знают Рома и Егор

Не съедобен мухомор.

Не смотря на красоту

Не годится он в еде.

3 КОМАНДА:

В сале у кота усы

Кот наелся колбасы.

Сидит на стуле сытый кот

И серой лапкой ротик трёт.

Девятый тур «Конкурс капитанов»

Кто больше за одну минуту придумает слова – существительные, состоящие из трёх букв.


  1. Подведение итогов

Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.


  1. Итог. Рефлексия

Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,

- Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!