СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра в 7 классе по теме "Закрепление и обобщение тем: «Союзы» и « Предлоги».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока в форме игры позволит повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения,развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра в 7 классе по теме "Закрепление и обобщение тем: «Союзы» и « Предлоги».»


Конспект урока-игры по русскому языку в 7-а классе

Закрепление и обобщение по темам: «Союзы» и «Предлоги»


Тема: «Закрепление и обобщение тем: «Союзы» и « Предлоги».


Цели урока:

Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения.

Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы.

Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, слайды с презентацией к уроку, тесты.


Ход урока:

Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, итак начнем, все соберитесь, улыбнитесь друг другу и с этим позитивным настроением начнем урок. Мы с вами закончили изучение двух тем, «Союзы» и «Предлоги». Давайте теперь сформулируем и назовём тему нашего сегодняшнего урока

Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему урока.

У нас сегодня необычный урок. Урок - игра. Игра - командная. Чтобы сэкономить время, на прошлом уроке мы разделились на две команды: «Предлоги» и «Союзы». Выбрали и капитанов команд.

Приветствие. Начнем с представления.

Приветствие “Предлогов”:

С союзом мы в дружбе,

С союзом мы в мире.

Такие хорошие а, но, и, или.

И с ними стихи сочиняем, былины,

Нет лучше союза в писательском мире

Да здравствует русский язык и союз!

Приветствие “Союзов”:

Наш “Союз” – большой и нужный,

Вас приветствует сейчас

И желает эту встречу

Начинать нам в сей же час!

Вы, предлоги, – от, за, после,

Знаем точно – хороши!

Вам сегодня предлагаем

Поработать от души.


У каждой команды было домашнее задание: написать сочинение-сказку по соответствующим темам, сопровождаемым критериями, чтобы в ваших сказках отражались значения, функции и признаки этих частей речи. На данном уроке мы не сможем все прочесть сказки. Прочтут по одной сказке из каждой команды, по усмотрению капитана, а остальные работы будут проверены и оценены на следующем уроке. (Дети читают свои сочинения-сказки)


Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

А теперь переходим к следующему конкурсу: «Составление синквейна».

Давайте прочитаем определение синквейна, которое вы можете увидеть на экране. (Слайд 4)

Попрошу выйти капитанов команд и написать синквейны на тему названия их команд. (Капитаны представляют свои синквейны)

Ребята, объясните, что у вас получилось. (Капитаны объясняют)

Спасибо, ребята, за работу. Пройдите на свои места.


Настало время четвертого конкурса: «Словарный диктант»

В течение минуты, каждая команды должна выписать предлоги и союзы по группам из словосочетаний. Их вы можете увидеть на экране (Слайд 5). Приступайте.

Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; отложить из-за непогоды; банка из-под варенья; тоже поедет на стадион, если выучить наизусть.

Молодцы ребята! Справились и с этим заданием.


Переходим к пятому конкурсу: «Комментированное письмо»

На экране показан отрывок из произведения (Слайд 7)

У вас два задания:

1. Определите, из какого произведения взят отрывок.

2. Каждая из команд должна определить, в каком предложении используются сложносочиненные и сложноподчиненные союзы в соответствии с выбранными карточками. Выпишите номера предложений. На выполнение дается 2 минуты. Время пошло.

(1)Я видела по его лицу, что он груб и сердит. (2)Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. (3)И он стал говорить: - "Мне, милая, это больше не выгодно.(4) Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут". ...(5) Он говорил еще много чего, но я все перепутала и забыла.(6) Должно быть, он сжалился надо мной, так как посоветовал сходить в "Детский Базар" и "Аладинову Лампу".

(По истечении 2 минут)

Ответы вы видите на экране (Слайд 8) Поздравляю, вы успешно справились и с эти конкурсом.

А давайте проверим, как вы умеете разгадывать шарады. Представляю вам шестой конкурс «Шарады». (На экране появляются шарады и дети разгадывают их).

1) Две ноты, союз, всё вместе игра,

В которую любит играть детвора. (Домино)

2) Союз, предлог и падежная форма личного местоимения

Дают вкусный плод южноамериканского растения. (Ананас)

3) Мой первый слог на дереве, второй мой слог – союз,

А в целом я материя и на костюм гожусь. (Сукно)

4) В конце какого предлога стоит сотня? (Вместо).


И вот мы подходим к конкурсу: «Конструирование»

Трижды используя данное простое предложение, составить сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами.

Слышу трель соловья. Составить схемы полученных предложений.


Переходим к более серьезному конкурсу «Вопросы-ответы». Сейчас вам я раздам по карточке с вопросом, и вы устно ответите на заданный вопрос. (Учитель подходит к каждому ученику, и они выбирают карточку и отвечают на вопрос).

Вопросы:

Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?

Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?

Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?

Какие предлоги называются производными? Приведите примеры.

Какие предлоги называются непроизводными? Приведите примеры.

Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?

Как отличить на письме союз также от наречия с частицей?

Как отличить на письме союз тоже от местоимения с частицей?

Расскажите о слитном и раздельном написание предлогов.

Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис.

Как отличите предлоги «в течение», «в продолжение», «вследствие» от существительных с предлогом.

На какие группы по значению делятся сочинительные союзы.

На какие группы по значению делятся подчинительные союзы.


Переходим к следующему заданию. Вставить вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Дать им характеристику (Слайд 15) (Дети отвечают)

Молодцы. И вот настал финальный конкурс нашего урока. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. (Слайды 16-17) (Дети отвечают)

Поздравляю с успешным финалом.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Спасибо вам, вы отлично поработали на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Один в поле не воин», используя подчинительные, сочинительные союзы и предлоги.




В городе Морфологии проживали предлоги, были они драчуны, забияки и задиры, и всегда они старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в Книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно”.

В некотором царстве в некотором морфологическом государстве жила одна семья Союзов. В округе они слыли благосостоятельной и дружной семьей .Было у них два сына. Одного звали .Сочинитель. Он был фантазером ,выдумщиком .Все время что-нибудь выдумывал и всем рассказывал, а затем и сам начинал верить своей выдумке .А другого звали Подчинитель Он был очень властным ,но честным и дисциплинированным Он командовал над братом .Чтобы не делал младший брат, всегда требовал у него цель, причину, условия .А младший брат по своей доброте ,смиренности все время выполнял его желания и ни капельки не обижался . По сей день они живут мирно и дружно. А все соседи с почтением и уважением относятся к ним .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!