[Введите текст]
- В
царстве, в 0,3 государстве
Класс 5
Тема: обыкновенные и десятичные дроби.
Актуальная цель: создание условий для обобщения и систематизации ранее изученного материала
Задачи урока:
обучающие: закрепить теоретические знания и практические умения о обыкновенных и десятичных дробях;
развивающие: развить адаптацию учащихся в ходе проведения игры;
воспитательные: формировать навыки анализа и обобщения.
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-игра.
Принципы: научности, наглядности.
Особенности игры: групповое взаимодействие, сказочность, необычность
Обобщающий урок-сказка по теме
«Обыкновенные и десятичные дроби».
Учитель: дорогие ребята, мы сейчас отправляемся в
царство, в 0,3 государство, но попасть туда мы сможем, если отгадаем имя царицы этого царства с помощью кроссворда.

По горизонтали: 1. Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с ее внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют……. 4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам. 5. 

Учитель: отгадали – встречайте Царицу дробь с ее советниками – Числителем и Знаменателем.
Царица: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас в нашем царстве. Без ложной скромности, хочу подчеркнуть свою значимость. Вы думаете, что дробь – это доля, малая часть чего-то, на которую не стоит обращать внимания?
А если бы строя ваш дом,
Тот, в котором вы живете,
Архитектор на малую долю ошибся в расчете,
Что б случилось, ты знаешь едва ли
Дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост – он надежен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен?
Три десятых – и стены возводятся косо,
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптекарь,
Станет ядом лекарство, убьет человека.
Числитель: не случайно еще древнеримский политический деятель, оратор, писатель Марк Туллий Цицерон говорил: «Без знания дроби никто не может признаваться сведущим в арифметике».
Царица: сейчас мы проверим, как вы научились работать с дробями. Мы составим дроби, а вы назовите их и скажите:
какая дробь правильная, а какая неправильная
какая дробь получится после сокращения
каков разряд выделенной цифры

14,8; 3,21; 9,003; 71,083
Учитель: без знания дробей не справиться с такой задачей:
Причиной многих заболевания является неблагоприятная экологическая обстановка – загрязненность воздуха, воды и почвы. Например, загрязнение воздуха над заводом составляет 0,86%,
Над городом – 0,219%
Над селом -
Над лесом –
.
Расположите числа в порядке возрастания. Где самая благоприятная экологическая обстановка?
Царица: ну что ж, с этой работой вы справились, поэтому я могу вам доверить доставку важного донесения, текст которого зашифрован: каждому полученному результату соответствует определенная буква в таблице.
Л | Д | Н | Р | С | У | Т |
13 | 5 | 4,1 | 18 | 19,3 |  | 55,14 |
А | О | К | Г | И | Ж | Ь |
1 |  |  | 4 | 10 | 8 | 0,025 |
Путь себе выбирайте сами, учитывая свои силы.
Прямо пойдешь – короткий путь изберешь.
Направо пойдешь – меньше трудностей найдешь, но к цели быстро не дойдешь.
Налево пойдешь – на легкий, но длинный путь попадешь.
Налево пойдешь:











Должно получиться слово ОКРУЖНОСТЬ
Прямо пойдешь:



При скорости ветра 2,75 м/с чайка летит по ветру со скоростью 18,5 м/с. С какой скоростью чайка будет лететь против ветра?
Должно получиться слово УГОЛ
Направо пойдешь:
-
-
-
-
-
-
Должно получиться слово УГОЛ
Числитель: а знаете ли вы, как и когда появились дроби? По мере развития представлений о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби ,и т.д. которые теперь называются родовыми или основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили еще по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.
Знаменатель: особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: , и т.д. этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до XVI века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута – это часть часа, а одна секунда – это часть часа.
Царица: Римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь - унция. Например, вместо того, чтобы говорить «Я прочитал книги», они говорили «Я прочитал пять унций книги». Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времен правления царя Нумы
Числитель: и в нашей жизни без дробей не обойтись, судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Я зачитаю, а вы запишите встретившиеся дроби в тетрадь и на доске.
Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четвертых пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесить тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в духовку.
Учитель: ну что же, ребята, домашнее задание у вас сегодня необычное: испечь печенье по бабушкиному рецепту. А получится оно у того, кто с дробями справится!
Данная дидактическая игра развивает адаптацию учащихся своими особенностями: групповое взаимодействие, сказочность, необычность, которые, в свою очередь усиливают мотивацию учащихся к изучению и работе на уроке.
-
5