Урок-игра «Что? Где? Когда?» по теме
«Древнерусское государство IX-XII веке».(Повторение пройденного материала) 6 класс.
Цели и задачи:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древнерусское государство»; развивать познавательную активность учеников; определить степень усвоения изученного материала.
Планируемые результаты:
предметные: актуализировать и обобщить знания по истории России в IX — начале XIII в.; соотносить события истории России по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризовать существенные признаки русской культуры; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносим, и систематизировать информацию из различных исторических источников;
метапредметные УУД
1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории;
личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважать культурные достижения своего народа.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Участники игры: 3 команды из учащихся 6 классов; жюри (ученики 9 класса).
Правила игры: для проведения игры образуют 3 команды из учеников 6 классов. Игра строится в форме вопросов и ответов, складывают пазлы, дать определение историческим словам.
Всего будет 3 задания. Каждая команда получает одинаковые по смыслу задания одновременно. После выполнения заданий ответ называют и задание проверяется.
Литература:1. Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов. История России. 6 класс. Учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. Контрольно-измерительные материалы. История России. 6класс./Сост. КВ. Волкова. М.: ВАКО, 2016.
3 История России в картах, схемах, таблицах. М.: Олма-Пресс, 2001.
4. Сурмина О.И., Шилънова Н.И. Открытые уроки по истории России. 6-9 классы. М.: ВАКО, 2011.
5. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. М.: ВАКО, 2012.
Тип урока: урок развивающего контроля в форме игры.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы закончили изучать тему «Древнерусское государство в IX-XII веке». Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Тема нашего урока «Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме " Древнерусское государство в IX-XII веке "».
— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)
-III. Работа по теме урока
Урок сегодня проведем в форме игры «Что?Где?Когда». В этом нам помогут наши гости - ребята 9 класса.
Раунд1. Ответить на вопросы:.
1.Основное занятие восточных славян.
2. Собирание мёда у восточных славян – это:
3. Бог грома и молнии у восточных славян.
4. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о котором идёт речь.
«И сел [князь] в Киеве, и сказал: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот князь начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам…»
5. Бог солнца у восточных славян.
6.
7.
8. Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ | ГОДЫ |
А) разгром половцев Владимиром Мономахом Б) принятие Русью христианства В) принятие «Правды Ярославичей» Г) разгром печенегов Ярославом Мудрым Д) призвание варягов на Русь | 1) 862 год 2) 882 год 3) 988 год 4) 1072 год 5) 1036 год 6) 1111 год |
Б. Ликвидировал самостоятельность Пскова, присоединил к Москве рязанские земли
В. Присоединил к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества
Г. Разорвал ханскую грамоту с требованием дани
6. Расположите события в хронологической последовательности.
А. Заключение группировкой Борецких договора с великим литовским князем Казимиром IV
Б. Конец междоусобной войны между Василием II и его соперниками на московский престол
В. Ликвидация самостоятельности Пскова
Г. Первый поход Улу-Мухаммеда на Русь, захват Нижнего Новгорода
Д. Присоединение к Москве рязанских земель
Е. Поход хана Большой Орды Ахмата на Русь
Раунд 2. Пазл.
Командам выдают портрет князя (Ольги, Владимира, Ярослава Мудрого)
Задача собрать портрет и имя князя. 2мин совещаются и капитан рассказывает о князе.
Раунд 3. Словарные слова.
Учитель показывает историческое слово ,а команда должна дать определение:
погост
вече
люди
холоп
смерд
вотчина
полюдье
закуп
митрополит
рядович
(Проверка выполнения заданий.)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Поделитесь своими впечатлениями от урока. (Ответы учеников.)
- Продолжите следующие фразы.
• Я научился(ась)...
• Я смог(ла)...
• Я выполнил(а) задания...
• Было трудно...
• Было интересно...
• У меня получилось...
Награждение команды победительницы.
Приложение:
Княгиня Ольга
Князь Владимир
Ярослав Мудрый
7