СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра «Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный час направлен на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и закрепление знаний учащихся в обращении с эектрическими приборами и спичками.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить»»

Урок-игра

«Легче, чем пожар тушить,  нам  его  предупредить»

Цели:

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

  • научить соблюдать правила пожарной безопасности;

  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

  • научить учащихся действовать во время  пожара,

  • закрепить знания учащихся в обращении с электрическими приборами и спичками;

  • повторить единый номер службы спасения 101.
    Ход урока:

I. Организационный момент разминка

– Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от огня?

Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

– Так о чём мы будем говорить?

О безопасном обращении с огнём.

II. Вступительная беседа учителя

Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд.

1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/

2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/

3. Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.

/Огонь/

4. Вьется над костром. /Дым/

5. Голова огнем пылает, 
Тело тает и сгорает. 
Я полезной быть хочу: 
Лампы нет – я посвечу. /свеча/

6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/

7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снег/

8. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… /Пожарный/


В выделенном столбике получим ПРОМЕТЕЙ

А как вы думаете, почему ключевое слово Прометей. Послушаем ученика.

Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у Олимпийцев соперников, кроме более древних властителей - титанов, порожденных Землей и Небом.

Посланцем мира между богами и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета. Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов.

Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Но однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Зевс, вызвал к себе своих слуг Силу и Власть. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Вместе с ними отрядил он бога кователя Гефеста.

Очень не хотел Гефест выполнять свое поручение, но Сила и Власть были неумолимы и следили за каждым движением бога-кузнеца. С тяжкими вздохами Гефест приковал цепями к скале своего друга.

Веками длились страдания Прометея. Но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества.

Пришел час освобождения Прометея вместе с великим героем Эллады Гераклом. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и о том, какие великие подвиги предстоит герою совершить. С ужасом смотрит он на мученья Прометея, и сострадание овладевает им.

Геракл разбил своей тяжелой палицей оковы Прометея и вырвал из груди его острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его.

От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.

Учитель. Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Прометей – это в некотором смысле древний бог Земли, бог плодородия и творец человечества. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.

Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась – огонь стал надежным товарищем и помощником человеку. Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Огонь приносить пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но небрежное обращение с огнём может привести к пожару. В 90 – 97% случаев виновником возникновения пожаров оказывается человек.

Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот почему нам надо знать правила пожарной безопасности.

– Значительную  часть своей  жизни вы проводите в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной   безопасности. Но  это  не  всегда  так.

Выступления учащихся.

Огонь — в узком смысле — совокупность раскалённых газов, выделяющихся в результате:

-произвольного или непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки;

-химической реакции;

-соприкосновения тока высокого напряжения с горючим материалом.                                                

 Из-за чрезвычайно важного значения огня различные способы его добывания изобрели еще первобытные люди, использовавшие его для освещения, согревания, приготовления пищи, защиты от диких животных и подачи условных сигналов. Первым способом, по-видимому, стал метод получения из произвольного источника нагревания, такого как молния (хотя молнии, учитывая различные природные условия и погоду, ударяли в деревья достаточно редко). Повышающая трение, но малоэффективная палочка, вращающаяся в куске дерева, была заменена на трут, который делали из грибных наростов на дубе или ясене.

Традиционной формой поддержания огня тогда и ныне, при прохождении курса выживания, был костёр. Огонь был и остаётся одним из первых помощников человека. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло.                                                                                   

Пожар – это горение вне специального очага, которое не контролируется и может  привести к массовому поражению и гибели людей, а также к нанесению экологического, материального и другого вреда.                                                                                                                       Часто причиной пожара становятся:

  • неосторожное обращение с огнём;

  • нарушение правил эксплуатации и неисправность электроприборов и печного отопления;

  • детская шалость с огнём;

  • курение; 

  • нарушение правил хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;                  

  • беспечность при пользовании огнем;                                                 

  • неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

III. Игровые ситуации.

Ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Опишите их, используя  предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло.

Ответ:

1.     обесточить телевизор;

2.     накрыть влажной тканью;

3.     позвонить по “101”.

Ситуация №2

Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни попеть.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Опишите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

Ответ:

1.     выключить газ;

2.     накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

Ответ:

1.     надо упасть на пол;

2.     накрыться влажной тканью;

3.     бежать нельзя!

IV.  Викторина: Собрать пословицы и поговорки об огне, пожаре

  • Против огня и камень треснет.

  • От искры пожар разгорается.

  • Дыма без огня не бывает.

  • Там не загорится, где огня нет.

  • И сырые дрова загораются.

  • Огонь не вода — охватит, не выплывешь.

  • Спички не игрушка, огонь не забава.

  • Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять.

  • Не имей привычки носить в кармане спички.

  • Огонь – друг и враг человека.

  • Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

  • Один на пожаре не боец.

  • Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

  • Пожарному делу учиться – вперед пригодится.

  • При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

  • С огнем воюют, а без огня горюют.

  • Слёзы пожара не тушат.

  • Спички не игрушка, огонь не забава.

  • Спички не тронь – в них огонь.

  • Упустишь огонь – не потушишь.

  • Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.

  • Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.

  • Огонь, который бежит поверху, быстро потухнет.

  • Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.

  • Человек без огня не живет ни единого дня.

  • При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

  • Как бы мал огонек не был, всегда от него есть дым.

  • Маленькая спичка большой лес сжигает.

  • Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.

  • Огонь - беда и вода — беда; а без огня и воды пуще беды.

  • Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.

  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

V. Правила поведения во время пожара.

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее. 
Выступления учащихся.
Если выйти из помещения невозможно:
 
• Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит. 
• Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери. 
• Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара. 
• Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки. 
При выходе через задымлённый коридор: 
• Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом. 
• Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду. 
• Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше. 
При пожаре в доме: 
• Вернись, плотно закрой входную дверь. 
• Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками. 
• Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком. 
• При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь. 

Вопрос – ответ

  • Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил пожарной безопасности.

  • Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.

  • Почему пожарных вызывают по телефону именно “101”? Легко запомнить.

  • Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.

  • Чем опасен пожар, кроме огня?  Дым, угарный газ.

  • Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.

  • Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта - это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.

  • Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.

  • Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.

  • Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нет, т.к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.

  • Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.

  • На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.

  • Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет? Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.

  • Что самое страшное при пожаре для людей? Паника.

VI. Тест.

Проверка теста осуществляется на уроке.

1. Как позвонить в пожарную службу?

2. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?

  • приступить к ее тушению водой, песком;

  • обесточить электропроводку в квартире

  • включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?

  • Водой;

  • песком;

  • землей.

4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?

  • Переползти в другую комнату и плотно закрыть за собой дверь

  • попытаться спуститься вниз;

  • убежать в дальнюю комнату;

5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?

  • можно, чтобы быстрее покинуть дом;

  • можно, если лифт остановился на вашем этаже;

  • ни в коем случае нельзя;

6.Что нужно делать при ожоге?

    • Охладить обожжённое место под струёй холодной воды;

    • смазать жиром;

    • проколоть образовавшийся пузырь.

7. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?

  • открыть дверь и посмотреть;

  • позвать маму или папу посмотреть;

  • потрогать дверь ладонью;

8. Для костра следует выбирать место:

  • на лесосеках;

  • на торфяниках;

  • на открытой поляне;

9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?

  • в полный рост;

  • пригнувшись;

  • ползком, держа голову ближе к полу;

VII. Подведение итогов урока

Послушайте старинную русскую легенду «Два огня»

     Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.

- Ох, брат, и погуляю я на той неделе, - говорит один огонь. – Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.

- Чего это ты надумал своих хозяев обижать? – удивляется второй.

- Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, до утра не укроет.

- Ну, гуляй, коли задумал. Только вот что: на  вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.

Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо – лежало оно целым целёхонькое.

Да, действительно огонь бывает добрым и злым, но это зависит от нас с вами.

Будьте внимательны. Соблюдайте правила пожарной безопасности.


Спасибо за урок.