СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра на тему "Формы размножения. Бесполое размножения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра на тему "Формы размножения. Бесполое размножения"»

МКОУ «Левашиеская СОШ»








Открытый урок - игра

по биологии

для учащихся 9 класса

на тему: «Формы размножения. Бесполое размножение»



















Разработала: уч-ль био-хим

Кулибекова А.А.




202

Открытый урок - игра по биологии для учащихся 9 класса

на тему: «Формы размножения. Бесполое размножение»


Автор:Кулибекова Айзанат Асадуллаевна, учитель биологии и химии МКОУ «Левашинская СОШ» Левашинского района.


Цель урока:

1. Сформировать  теоретические  знания о формах размножения организмов. Дать сравнительную характеристику  способам бесполого размножения как у растений, так и у животных. Закрепить знания о споровом и вегетативном размножении растений.

2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

3. Воспитывать интерес к урокам биологии.


Тип урока: изучение нового материала.


Методы: словесный, наглядный, практический.


Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах.


Материалы и оборудование:

1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;

2. Презентация «Вегетативное размножение растений»


Натуральные объекты: комнатные растения: сенполия, гибискус, сансевьера, хлорофитум, фиалка.


Раздаточный материал:

- контрольные карты,

- инструкция для практической работы,

- этикетки для цветов,

- цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки)

- материал из СМИ «Клонирование овцы Долли», схемы для заполнения   

«Формы размножения организмов» (на каждого ученика).


Оборудование для практической работы:


- небольшие горшочки, заполненные грунтом – (по количеству учеников)

- палочки для пикировки

- салфетки;

- посадочный материал: стеблевые черенки гибискуса, листовые черенки сенполии, фиалки, побеги хлорофитума (отделённые от усов), корневые черенки сансевьеры, луковицы; гладиолуса, тюльпана, клубни георгин

- вода для полива растений.


Ход урока:

  1. Организационный момент:


Учитель: Здравствуйте, ребята!


2. Изучение

- О том, какую сегодня будем изучать тему урока, вы должны угадать сами, прочитав на слайде слова американского биолога Меллера и ответив на вопрос:

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

 Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью  которого Жизнь   умудряется обвести вокруг пальца Время».

- Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (размножение)

- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению. А что такое размножение? (воспроизведение себе подобных)  Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

- Запишите число и  тему урока в тетради: «Формы размножения. Бесполое размножение»

- Благодаря этому свойству,  жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. 

- Что лежит в основе размножения организмов?  (деление клеток)

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

Я предлагаю вам, в ходе урока заполнить левую часть  таблицы, которая лежит перед вами, а правую мы заполним на следующем уроке.

- Учитель: Какое размножение называют бесполым?

Ученики: Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

Осуществляется без участия половых клеток;

В основе размножения лежит митоз;

Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

Преимущество – быстрое увеличение численности.

Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

- Учитель:  Какое размножение называется половым?

Ученики: Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть  в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

Происходит с образованием гамет.

Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

Недостаток: риск остаться без потомства.

Обсуждение: в чем минусы и плюсы бесполого размножения.

Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате  полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

- У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

- В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете?

Ученики: Деление клетки, спорообразование, вегетативный….

Учитель: Правильно! Запишите в схему первый способ бесполого размножения: деление клетки. Какие организмы размножаются этим способом? (бактерии, амёбы, простейшие…)(слайд)

Учитель: Второй способ бесполого размножения, который вы назвали – спорами. Перед вами на столах лежат гербарии различных растений. Выберите только те, которые размножаются спорами. ( Работа в группах: выбирают мхи, хвощи, плауны, папоротники). Проверяется правильность выполненного задания. Записывают в схему.

- Запишите третий способ бесполого размножения, который вы назвали вначале урока – вегетативное размножение.

Учитель: Что значит вегетативное размножение?

Ученики: Частями организма.

Учитель: Правильно. Назовите эти части растений. (….) Перед вами на слайде изображение трёх растений. Ваша задача: угадать их и назвать какими частями размножается каждое из них. (на слайде: картофель - клубнями, виноград - черенками, клубника – усами)

Обратите внимание на следующий слайд: Какие растения изображены? (фиалка, тюльпан, пырей ползучий, вишня). Ребята, перепутались названия способа размножения этих растений. Ваша задача, всё расставить на свои места. Итак, вишня размножается (вылетают на слайде стрелки)-корнем, фиалка – листом, пырей ползучий – корневищем, тюльпан – луковицей). Запишите в схему.

- Скажите, а бесполым путём размножаются только растения? (….)

(на слайде изображены: гидра, дождевой червь, медуза и дрожжи)

Учитель: Назовите эти организмы. Что их объединяет?

Ученики: Гидра и дрожжи размножаются почкованием, дождевой червь и медуза – могут размножаться фрагментацией. Что произойдет с дождевым червём или медузой, если мы их нечаянно разделили. (восстановление утраченных частей тела – регенерация)

Запомните:

Можем резать гидру смело

Восстановит свое тело

Это не сенсация,

А регенерация.

У животных в силу высокой специализации клеток организма вегетативное размножение встречается значительно реже. Кроме кишечнополостных, оно встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей. У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма.

Учитель: Ребята, а как будет называться вегетативное размножение зародышей? (полиэмбриония)

- У отдельных видов млекопитающих (южноамериканский броненосец) (слайд) встречается вегетативное размножение зародышей, когда в ранний период эмбрионального развития зародышевый диск дает начало нескольким особям (от 4до 8). Подобное явление можно наблюдать и у человека – однояйцевые близнецы. (слайд)

- А что произойдёт с однояйцевыми близнецами, если произойдёт нарушение в цитокенезе и зигота не полностью разделится на 2 части?) (сиамские близнецы- слайд)

- Как называется искусственный способ бесполого размножения животных? (клонирование)

При любой форме бесполого  размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

- Что такое клонирование?

Дети: Клонирование – это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма.

Учитель: Ребята! Вам наверняка  известен случай с появлением на свет овцы Долли. О её клонировании  нам сейчас расскажет… (на предыдущем этапе, одному из сильных учеников даю распечатку материала об овце Долли, и он рассказывает то, что понял)

- Итак, ваша схема заполнена. Проверьте её правильность (слайд). Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите.


  1. Закрепление

дрожжи. (учитель достаёт баночку с дрожжами, показывает). Каким способом размножаются дрожжи? (почкованием)

- Молодцы! Перед вами на парте тестовое задание «Характеристика бесполого размножения». Ваша задача, выбрать правильный ответ на каждый вопрос.

(Работа в парах, взаимопроверка. На слайде – правильно заполненная таблица). Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки!(…) Вы получаете «5»,одна ошибка?(…)-«4», две ошибки? (…) «3». Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием!


- Учитель: Итак, я  приглашаю вас принять участие в телеигре «Кто хочет стать биологом?» У вас есть две  подсказки: 50/50, помощь друга.


Вопросы:

1. Что такое размножение?

А) увеличение числа особей

Б) Деление клеток

В) Воспроизведение себе подобных

Г) Образование новых видов

2. Пресноводная гидра размножается:

А) регенерацией

Б) фрагментацией

В) почкованием

Г) делением клетки пополам

3) Клонирование-…

А) способ полового размножения

Б) Способ искусственного бесполого размножения

В) Способ селекции организмов

Г) способ гибридизации

Молодцы! Вы настоящие биологи!

  1. Практическая часть.


Учитель: Я с удовольствием приглашаю вас принять

 участие в игре «Огород-круглый год» (в ходе всей пр. работы звучат разные голоса птиц) Учитель приглашает по группам подойти к первым партам, на которых стоят маленькие горшочки с землёй с приклеенными фамилиями, именами учеников, сосуды с водой,  лежат инструкции по выполнению практической работы «Вегетативное размножение растений», луковицы тюльпанов, гладиолусов, клубни георгин, различные отростки комнатных растений).


- Помните, вначале урока я вам сказала, что каждый из вас сегодня уйдёт с урока с новым другом? Вот его то вы сейчас и обретёте, посадив одним из способов вегетативного размножения понравившееся вам растение. Нового «друга» заберёте домой и будете ухаживать за ним.  Приступайте.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ»


1. Выберите посадочный материал: луковица, стеблевой черенок, листовой черенок, корневище с побегом.

2. В почве с помощью палочки сделайте углубление.

3. В углубление поместите луковицу, корневище или 1/3 часть черешка листа или стебля. Луковица и корневище должны полностью находиться в почве.

4. Присыпьте почвой и слегка придавите.

5. Проверьте правильность посадки: слегка потяните надземную часть, если растение не вытаскивается из почвы, то посажено правильно.

Обязательно полейте растение


  1. Подведение итогов урока и задание на дом


 Д/З: выучить таблицу, которую заполнили на уроке, реферат «Клонирование: «за» и «против»


  1. Рефлексия.


Учитель: Ребята, перед вами лежат картинки комнатных цветов: фиалки и кактусы. Я подарила вам по другу, поэтому и вы выходя из класса поставьте на подоконник моего «окна» (магнитная доска искусственно преобразована в окно, штора и т.д.) фиалку, если вам было интересно на уроке и тема вами понята, и кактус, если вы что-то из нового материала не усвоили, и ещё хотели бы вернуться к нему.


- Спасибо за урок . До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!