СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по информатике "Космическое путешествие" в 5 классе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по информатике "Космическое путешествие" в 5 классе»

Муниципальное Казенное Общеобразовательнное Учреждение "Смугульская Средняя Общеобразовательнная школа имени Аваза Магомедовича Агакишиева"





Урок-игра

по информатике

"Космическое путешествие" в 5 классе


учитель информатики

МКОУ "Смугульская СОШ"

Гаджимурадов Эспендияр Гаджибалаевич

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных процессах, связанных с накоплением и обработкой информации в новой, нестандартной ситуации ролевой игры.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая.

Время проведения: 40-45 минут.

Место проведения: кабинет информатики.

Возрастная категория: 11-12 лет (5 класс).

Формы организации работы обучающихся: работа в группах (по 5-6 человек).

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер;

  • два ноутбука (бортовые компьютеры);

  • презентация «Путешествие в космос»;

Предварительная работа: Создать две команды из 5-6 человек. Командам необходимо придумать название и выбрать капитана.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по космосу. Но чтобы управлять космическим кораблем, надо много уметь и много знать. Особенно хорошо знать информатику.

2. Постановка цели урока

Учитель: Мы с вами закончили изучать главу «Информация вокруг нас» и потому сегодня на уроке должны повторить все, что мы знаем об информации: о методах и средствах её приёма, передачи, обработки и хранения, а также покажем свои умения работать с файлами и папками.

3. Правило игры

Учитель:

  • На каждом этапе путешествия вам будут даваться различные задания, отвечать будет тот экипаж корабля, который выполнит их первым (первыми поднимут сигнальную карточку).

  • Если экипаж корабля дает неверный ответ, то право ответа переходит к другому экипажу.

  • За каждый правильный ответ экипажу корабля присуждается 1 балл.

4. Игра

Задание 1. Начало путешествия

Учитель: Поступил сигнал из космоса! Жители планеты Марс прислали радиограмму. В научной лаборатории не удалось расшифровать послание. Мы должны попытаться его дешифровать.

Задание:

Радиограмма: 

В этой радиограмме содержится последовательность букв: С, П, А, И, Т, Е, Н. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Назовите переданную последовательность букв.

Нужный фрагмент азбуки Морзе:

Ответ: Спасите нас.

Задание 2. Старт

Учитель: Вы молодцы, легко смогли дешифровать послание. Из послания мы поняли, что марсиане просят нас о помощи. А чтобы им помочь нужно отправиться в космос. На чем можно улететь в космическое пространство?

Ответ: На ракете.

Учитель: Правильно! Давайте сконструируем наши космические корабли.

Задание: На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.

Отметьте точки: 1(3;6), 2(3;12), 3(6;16), 4(9;12), 5(9;6), 6(1;0), 7(6;0), 8(11;0).

Соедините точки:

  • 1 - 2 - 3 - 4 - 5.

  • 5 - 6 - 1 - 7 - 5 - 1 - 8 - 5.

Ответ:


Учитель: Наши корабли готовы к старту, можно лететь. Давайте произведем обратный отчет от 5 до 1 (учитель вместе с учениками производит обратный отчет). Полетели!

Задание 3. Пояс астероидов

Учитель: Ура! Мы в космосе!

Но что это там впереди? Неужели на нашем пути пролегает пояс астероидов. Смотрите, они движутся в нашем направлении. Что нам делать?

Ответ: Взорвать или разбить астероид.

Задание: Для того чтобы разбить астероид необходимо выбрать правильный ответ на вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл

  1. Дать полный ответ. Информация это - …

сведенья об окружающем мире;

    1. то, что передают по телевизору, в выпусках новостей;

    2. прогноз погоды;

    3. то, что печатают в газете.

  1. С помощью какого органа чувств, здоровый человек получает большую часть информации:

глаза;

    1. уши;

    2. кожа;

    3. нос;

    4. язык.

  1. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную;

    1. научную, социальную, техническую, производственную;

    2. зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, слуховую.

  1. К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:

запах духов;

    1. графические изображения;

    2. раскаты грома;

    3. вкус яблока.

  1. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

Обыденную, научную, производственную, управленческую;

    1. Зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

    2. Текстовую, числовую, звуковую, графическую, видеоинформацию;

    3. Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.

  1. Тактильную информацию человек получает с помощью …

органа осязания;

    1. термометра;

    2. органа обоняния;

    3. органа слуха.

Учитель: Молодцы! Поздравляю вас! Вы благополучно преодолели пояс астероидов. Корпусы ваших кораблей не повреждены. Можно лететь дальше.

Задание 4. Космический патруль

Учитель: Что случилось!? Нас со всех сторон окружают инопланетные космические корабли. Но бояться их не стоит. Это звездный патруль. Он следит за порядком в космическом пространстве.

Смотрите, они достаточно враждебно к нам настроены. Они думают, что мы космические пираты. Но мы не владеем их языком и не можем объяснить им, что мы друзья и прилетели на помощь. Ребята, мы с вами уже знаем, что передать (сообщить) информацию можно с помощью устрой и письменной речи. А какой еще существует способ передачи информации (менее распространенный)?

Ответ: С помощью языка мимики и жестов.

Учитель: Верно, человек использует мимику и жесты для того, чтобы выразить свои эмоции, чтобы передать сообщение в случае, если это не возможно сделать другими способами.

Задание: Каждому экипажу выдается карточка, в которой словами записано, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку - 3 минуты, после чего каждый экипаж демонстрирует сообщение. Задача другого экипажа догадаться, какое сообщение отправил источник информации. За правильный ответ присуждается - 1 балл.

Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)

Учитель: Молодцы! С этим заданием справились оба экипажа. Но смотрите, инопланетный патруль тоже хочет нам, что-то сообщить. А может быть и предупредить. Давайте попробуем догадаться, какое сообщение они пытаются нам передать.

Задание: Какое сообщение передал инопланетный патруль. За правильный ответ присуждается - 1 балл.

Ответ: Внимание! Впереди ЧЕРНАЯ ДЫРА.

Учитель: Задание было достаточно сложное, но вы справились и с этой задачей.

Учитель: Пока мы летим до следующего испытания, у экипажей кораблей есть хорошая возможность заработать дополнительный балл. Для этого нужно ответить на вопрос по предыдущему заданию.

Задание: Назвать источник, приемник информации и информационный канал.

Ответ:

  • источник информации (мы) - приемник информации (инопланетяне),

  • источник информации (инопланетяне) - приемник информации (мы).

  • Информационный канал - биологический

Физкультминутка

Учитель: Экипажи кораблей должны не только много знать и уметь, но и должны иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте сейчас сделаем небольшую физкультминутку.

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетем до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте Соединить руки над головой
Прыжки на месте
Руки в стороны, покружиться
Руки в стороны, покружиться
Ходьба на месте

Задание 5. Черная дыра

Учитель: Экипажи будьте наготове, мы подлетаем к чёрной дыре. Наша задача облететь её. Но чтобы это сделать, нужно хорошо управлять кораблем и действовать четко по инструкции.

Задание: У каждого экипажа есть бортовой компьютер, с помощью которых вы управляете кораблем. Используя бортовой компьютер и инструкцию в черной капсуле, найдите решение, которое вам поможет облететь черную дыру:

Инструкция для работы с файлами и папками:

  1. На Рабочем столе открыть папку Мои документы;

  2. В папке Мои документы открыть папку Черная_дыра;

  3. Открыть файл Задание_4 и выполнить задание;

  4. Записать ответ в пустую ячейку таблицы;

  5. На Рабочем столе открыть файл Задание_2;

  6. Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;

  7. Скопировать файл Задание_2 и вставить в папку Черная_дыра;

  8. В папке Учебная открыть файл Задание_1;

  9. Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;

  10. Вырезать файл Задание_1 и вставить в папку Черная_дыра;

  11. В папке Рабочая открыть файл ЗАДАНИЕ;

  12. Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;

  13. Переименовать файл Задание_3 и скопировать его в папку Черная _дыра;

  14. В папке Черная_дыра открыть четыре файла: Задания_1, Задание_2, Задание_3, Задание_4;

Выложить четыре файла каскадом, чтобы просмотреть результат выполненной работы.

Ответ: Мы облетели черную дыру.

Учитель: Вы все молодцы! Оба экипажа неплохо справились с этим заданием, и мы благополучно смогли облететь ЧЕРНУЮ ДЫРУ.

6. Подведение итога урока

Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Сегодня нет победителей и нет побежденных. Благодаря слаженной работе обоих экипажей мы смогли спасти планету Марс и её жителей от гибели. Приобрели верных и надежных друзей. Получили силу целого народа планеты Марс. Ведь не зря говорят: «Дружба - это сила».

Стали намного богаче. А богатство это знания, которые вы получили во время своего путешествия.

7. Рефлексия

Оцените урок пальцами одной руки, 5 - если отлично, 4 - хорошо, и т.д.

Спасибо за работу.