Муниципальное Казенное Общеобразовательнное Учреждение "Смугульская Средняя Общеобразовательнная школа имени Аваза Магомедовича Агакишиева"
Урок-игра
по информатике
"Космическое путешествие" в 5 классе
учитель информатики
МКОУ "Смугульская СОШ"
Гаджимурадов Эспендияр Гаджибалаевич
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных процессах, связанных с накоплением и обработкой информации в новой, нестандартной ситуации ролевой игры.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений.
Вид урока: урок-игра.
Технология: игровая.
Время проведения: 40-45 минут.
Место проведения: кабинет информатики.
Возрастная категория: 11-12 лет (5 класс).
Формы организации работы обучающихся: работа в группах (по 5-6 человек).
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер;
два ноутбука (бортовые компьютеры);
презентация «Путешествие в космос»;
Предварительная работа: Создать две команды из 5-6 человек. Командам необходимо придумать название и выбрать капитана.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по космосу. Но чтобы управлять космическим кораблем, надо много уметь и много знать. Особенно хорошо знать информатику.
2. Постановка цели урока
Учитель: Мы с вами закончили изучать главу «Информация вокруг нас» и потому сегодня на уроке должны повторить все, что мы знаем об информации: о методах и средствах её приёма, передачи, обработки и хранения, а также покажем свои умения работать с файлами и папками.
3. Правило игры
Учитель:
На каждом этапе путешествия вам будут даваться различные задания, отвечать будет тот экипаж корабля, который выполнит их первым (первыми поднимут сигнальную карточку).
Если экипаж корабля дает неверный ответ, то право ответа переходит к другому экипажу.
За каждый правильный ответ экипажу корабля присуждается 1 балл.
4. Игра
Задание 1. Начало путешествия
Учитель: Поступил сигнал из космоса! Жители планеты Марс прислали радиограмму. В научной лаборатории не удалось расшифровать послание. Мы должны попытаться его дешифровать.
Задание:
Радиограмма:
В этой радиограмме содержится последовательность букв: С, П, А, И, Т, Е, Н. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Назовите переданную последовательность букв.
Нужный фрагмент азбуки Морзе:
Ответ: Спасите нас.
Задание 2. Старт
Учитель: Вы молодцы, легко смогли дешифровать послание. Из послания мы поняли, что марсиане просят нас о помощи. А чтобы им помочь нужно отправиться в космос. На чем можно улететь в космическое пространство?
Ответ: На ракете.
Учитель: Правильно! Давайте сконструируем наши космические корабли.
Задание: На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.
Отметьте точки: 1(3;6), 2(3;12), 3(6;16), 4(9;12), 5(9;6), 6(1;0), 7(6;0), 8(11;0).
Соедините точки:
Ответ:
Учитель: Наши корабли готовы к старту, можно лететь. Давайте произведем обратный отчет от 5 до 1 (учитель вместе с учениками производит обратный отчет). Полетели!
Задание 3. Пояс астероидов
Учитель: Ура! Мы в космосе!
Но что это там впереди? Неужели на нашем пути пролегает пояс астероидов. Смотрите, они движутся в нашем направлении. Что нам делать?
Ответ: Взорвать или разбить астероид.
Задание: Для того чтобы разбить астероид необходимо выбрать правильный ответ на вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл
Дать полный ответ. Информация это - …
сведенья об окружающем мире;
то, что передают по телевизору, в выпусках новостей;
прогноз погоды;
то, что печатают в газете.
С помощью какого органа чувств, здоровый человек получает большую часть информации:
глаза;
уши;
кожа;
нос;
язык.
По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:
текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную;
научную, социальную, техническую, производственную;
зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, слуховую.
К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:
запах духов;
графические изображения;
раскаты грома;
вкус яблока.
По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:
Обыденную, научную, производственную, управленческую;
Зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
Текстовую, числовую, звуковую, графическую, видеоинформацию;
Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.
Тактильную информацию человек получает с помощью …
органа осязания;
термометра;
органа обоняния;
органа слуха.
Учитель: Молодцы! Поздравляю вас! Вы благополучно преодолели пояс астероидов. Корпусы ваших кораблей не повреждены. Можно лететь дальше.
Задание 4. Космический патруль
Учитель: Что случилось!? Нас со всех сторон окружают инопланетные космические корабли. Но бояться их не стоит. Это звездный патруль. Он следит за порядком в космическом пространстве.
Смотрите, они достаточно враждебно к нам настроены. Они думают, что мы космические пираты. Но мы не владеем их языком и не можем объяснить им, что мы друзья и прилетели на помощь. Ребята, мы с вами уже знаем, что передать (сообщить) информацию можно с помощью устрой и письменной речи. А какой еще существует способ передачи информации (менее распространенный)?
Ответ: С помощью языка мимики и жестов.
Учитель: Верно, человек использует мимику и жесты для того, чтобы выразить свои эмоции, чтобы передать сообщение в случае, если это не возможно сделать другими способами.
Задание: Каждому экипажу выдается карточка, в которой словами записано, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку - 3 минуты, после чего каждый экипаж демонстрирует сообщение. Задача другого экипажа догадаться, какое сообщение отправил источник информации. За правильный ответ присуждается - 1 балл.
Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)
Учитель: Молодцы! С этим заданием справились оба экипажа. Но смотрите, инопланетный патруль тоже хочет нам, что-то сообщить. А может быть и предупредить. Давайте попробуем догадаться, какое сообщение они пытаются нам передать.
Задание: Какое сообщение передал инопланетный патруль. За правильный ответ присуждается - 1 балл.
Ответ: Внимание! Впереди ЧЕРНАЯ ДЫРА.
Учитель: Задание было достаточно сложное, но вы справились и с этой задачей.
Учитель: Пока мы летим до следующего испытания, у экипажей кораблей есть хорошая возможность заработать дополнительный балл. Для этого нужно ответить на вопрос по предыдущему заданию.
Задание: Назвать источник, приемник информации и информационный канал.
Ответ:
источник информации (мы) - приемник информации (инопланетяне),
источник информации (инопланетяне) - приемник информации (мы).
Информационный канал - биологический
Физкультминутка
Учитель: Экипажи кораблей должны не только много знать и уметь, но и должны иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте сейчас сделаем небольшую физкультминутку.
Один, два, три, четыре, пять В космос мы летим опять Отрываюсь от земли Долетем до луны На орбите повисим И опять домой спешим | Ходьба на месте Соединить руки над головой Прыжки на месте Руки в стороны, покружиться Руки в стороны, покружиться Ходьба на месте |
Задание 5. Черная дыра
Учитель: Экипажи будьте наготове, мы подлетаем к чёрной дыре. Наша задача облететь её. Но чтобы это сделать, нужно хорошо управлять кораблем и действовать четко по инструкции.
Задание: У каждого экипажа есть бортовой компьютер, с помощью которых вы управляете кораблем. Используя бортовой компьютер и инструкцию в черной капсуле, найдите решение, которое вам поможет облететь черную дыру:
Инструкция для работы с файлами и папками:
На Рабочем столе открыть папку Мои документы;
В папке Мои документы открыть папку Черная_дыра;
Открыть файл Задание_4 и выполнить задание;
Записать ответ в пустую ячейку таблицы;
На Рабочем столе открыть файл Задание_2;
Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
Скопировать файл Задание_2 и вставить в папку Черная_дыра;
В папке Учебная открыть файл Задание_1;
Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
Вырезать файл Задание_1 и вставить в папку Черная_дыра;
В папке Рабочая открыть файл ЗАДАНИЕ;
Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
Переименовать файл Задание_3 и скопировать его в папку Черная _дыра;
В папке Черная_дыра открыть четыре файла: Задания_1, Задание_2, Задание_3, Задание_4;
Выложить четыре файла каскадом, чтобы просмотреть результат выполненной работы.
Ответ: Мы облетели черную дыру.
Учитель: Вы все молодцы! Оба экипажа неплохо справились с этим заданием, и мы благополучно смогли облететь ЧЕРНУЮ ДЫРУ.
6. Подведение итога урока
Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Сегодня нет победителей и нет побежденных. Благодаря слаженной работе обоих экипажей мы смогли спасти планету Марс и её жителей от гибели. Приобрели верных и надежных друзей. Получили силу целого народа планеты Марс. Ведь не зря говорят: «Дружба - это сила».
Стали намного богаче. А богатство это знания, которые вы получили во время своего путешествия.
7. Рефлексия
Оцените урок пальцами одной руки, 5 - если отлично, 4 - хорошо, и т.д.
Спасибо за работу.