Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством поэтов; выделить основные направления и темы творчества; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи
Познавательные УУД: расширить знания учащихся о биографиях поэтов М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова;
показать своеобразие творчества поэтов;
определить основные темы творчества.
Коммуникативные УУД: развитие речи и творческою мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание).
Личностные УУД: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль: развивать художественно - творческие и познавательные способности; навыки анализа текста, выразительного чтения, а также живого интереса к изучаемому; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
Форма проведения урока: урок с элементами эвристической беседы, групповой работы.
Материалы: мультимедийный проектор, головные уборы(каракулевая шапка и кивер),карандаши цветные, листы с нарисованными свечами.
Ход урока
Организационный момент
Слайд №1
На столе лежат головные уборы. Звучит музыка (хъисын фандыр) Учащиеся входят в класс, достают из головных уборов номер команды (2 команды), в которой будут работать, садятся на выбранные места.
- Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок, будем работать в командах.
Обратите внимание на доску, прочитайте высказывания и скажите, каким великим людям будет посещён наш урок?
Слайд№2
(Портреты Коста и М.Ю.Лермонтова)
Слайд №3
- Действительно, мы сегодня закрепим наши знания и продолжим знакомиться с творчеством этих великих людей.
-Предложите тему урока.
(Ответы детей)
-Как мы уже сказали, у нас командная работа, каждый правильный ответ приносит команде шанс на победу.
Правила игры:
На столах лежат сигнальные кнопки, после того как прозвучит вопрос ,у вас есть минута на размышление. Как будете готовы дать ответ на поставленный вопрос, нажимаете на кнопку. Какая команда первым нажимает кнопку и дает правильный ответ, та и получает балл. Команды могут дополнить ответы друг друга.
-Итак, первый вопрос:
-Сколько лет исполнилось в этом году со дня рождения Коста?
(165)
Второй вопрос:
-Сколько лет он прожил?
(43)
-Сколько лет исполнилось Лермонтову?
(210)
-Сколько лет он прожил?
(27)
- И самое первое, что объединяет этих великих людей?
(Самое первое то, что они родились 15 октября)
-Лермонтов и Коста. Многое объединяет этих поэтов. На уроке мы проследим эти связи, обозначим их соприкосновения. Коста учился мастерству стихосложения на произведениях Лермонтова и других классиков русской литературы.
-Изучив их творчество, назовите что еще между ними было еще общего ?
(Они остро чувствовали и переживали несовершенство мира. Как и Лермонтов, Коста пропускал через себя людскую неправду, коварство.
Лермонтова вдохновляли идеи безответного служения родине и борьба за счастье своего народа.)
-В каком году и где на Северном Кавказе открыли первый памятник Лермонтову?
(1889 году,в Пятигорске)
Слайд№4
-На открытии памятника присутствовал Коста.
Процитируйте, какие слова набросал Коста на обратной стороне программы?
(«Великий, торжествующий гений! Подрастающее поколение моей родины приветствует тебя как друга и учителя, как путеводную звезду в новом своем движений к храму искусств, наук и просвещения.»)
-Назовите и прочитайте стихотворение Коста посвященный Лермонтову.
(«Памяти М.Ю.Лермонтова»)
- Помимо того, что оба поэта ориентировались на романтизм, мечты о свободе для всего человечества, они в своем творчестве воспевали красоту Кавказа. В чем это выражалось?
(В стихах, рисунках, ведь они были еще и художниками)
Слайд№5
-Перед вами картины великих поэтов.
-Как называются картины и распределите эти картины по авторам.
( Природный мост, Тибердинское ущелье, Перевал Зикара- Коста; Вид Пятигорска, Вид Крестовой горы из Коби, Крестовая гора- Лермонтов)
- Надев головные уборы, прочитайте отрывки произведений, где воспевают красоту Кавказской природы.
( « Мцыри» (Я видел горные хребты) «Фатима»(Проснулся царственный Казбек))
Звучит отрывок стихотворения Коста «Утес»(читает учитель)
Слайд№6
-О чем эти строки?
( О природе)
- А какова история создания этого стихотворения?
Исследователь творчества Коста ,Гутнов пишет: « Стихотворение вызвано воспоминаниями об Анне Цаликовой.
-Кто такая Анна Цаликова?
(Любимая женщина,муза Коста)
-Так можно ли тогда это стихотворение отнести к любовной лирике?
(Да)
-А теперь вспомним с каким одноименным стихотворением русской классической литературы перекликается «Утес»Коста?
( «Утес» М.Ю.Лермонтова)
- Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес».
(Чтение стихотворения)
-Конечно стихотворение Коста нельзя назвать подражанием Лермонтову, однако это лишний раз доказывает влияние русской литературы на творчество Коста.
-В основе стихотворения Лермонтова тоже лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой. Человеческие переживания переносятся на старый утес и золотую тучку. Герои обозначены существительными мужского и женского рода.
-Подводя итог сегодняшнего занятия скажите, узнали ли что то новое на уроке?
(Ответы детей)
-Перед каждым из вас листы с нарисованными свечами. Ваша задача дорисовать пламя на свечках.
-Если задания выполнялись легко, то пламя у свечи рисуется большим, если задания вызывали затруднения, то пламя у свечи маленькое, если задания не удалось выполнить, то пламя не зажигается.
Оценка работы команд.
ДЗ. (Прочитать стихотворение М.Ю Лермонтова «Казачья колыбельная и Коста «А-лол-лай» ,указать сходства и различия)
Слайд№ 7