Урок – игра по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.С. Пушкина
Данный урок игра предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины, взаимопонимания, через организацию групповой работы.
Цель: развитие познавательной активности учащихся, интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Основные задачи мероприятия
Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин;
Способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Развивать речь, мыслительные операции и память.
Воспитывать умение прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Мультимедийная презентация; портрет А.С. Пушкина, рисунки детей на тему «Мой любимый Пушкин», выставка книг с произведениями Пушкина.
Участники: учитель, две команды школьников, жюри.
Подготовка к мероприятию:
1. Перечитать произведения А.С. Пушкина.
2.Нарисовать иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина.
3.Подготовить инсценировку отрывка из произведения Пушкина…
Учитель
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
(А. Плещеев)
Как вы думаете, кому посвятил Алексей Плещеев эти строки?(А.С. Пушкину)
Верно. Молодцы ребята. Значит о ком мы сегодня будем говорить на нашем мероприятии?
(О творчестве Поэта и писателя.)
Приветствую всех любителей пушкинской поэзии, прозы и драматургии!
220 лет прошло со дня рождения Великого поэта.
Александр Сергеевич Пушкин на все времена, для всех народов, говорящих на русском языке, останется поэтом №1, «солнцем русской поэзии».
Приглашаю вас принять участие в литературном конкурсе «Наш Пушкин».
Итак, сегодня у нас соревнуются 2 команды, которые, я думаю, хорошо подготовились к уроку по творчеству А.С. Пушкина. Готовились? Все его произведения перечитали?
Приглашаю обеих команд на свои места за приготовленными столами и объявляю первый конкурс.
«ЗНАКОМСТВО КОМАНД»: придумать название команды, приветствие.(4 балла).
«Лицеисты»
Приветствие:
Мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
«Пушкинисты»
Приветствие:
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
Так написал когда-то пушкинист Ф.И. Тютчев о великом поэте и мы с ним полностью согласны
Все те же мы, нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское Село.
Кто ответит правильно на вопрос, тот и начнет игру: «Когда и где родился А.С. Пушкин?»
2.БЛИЦ –ТУРНИР (за каждый правильный ответ 1 балл)
Вопросы к команде «Лицеисты»
1. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Яблоком).
2. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
(Соколко).
3. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был; мед, пиво пил
- И усы лишь обмочил»?
(«Сказка о царе Салтане»).
4.Герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир?
( «Метель» и «Дубровский»)
Чей портрет вы видите на экране (Натальи Николаевны Гончаровой)
Вопросы к команде «Пушкинисты»
1. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой?
(30 лет и 3 года).
2. В каком произведении «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился»? (В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»).
3. Что кричал золотой петушок с высокой спицы при приближении врага? (« Кири- ку – ку. Царствуй лежа на боку»).
4. Что объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка»? («Повести Белкина»).
5. Чьи это портреты? (родителей А.С. Пушкина Надежды Осиповны и Сергея Львовича )
Учитель
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
(А. С. Пушкин)
3. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС»
«Продолжи строки» (Вопрос командам по очереди. 1 балл за правильный ответ)
1)Буря мглою небо кроет…
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя…
2) Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увяданье
в багрец и золото одетые леса…
3) У лукоморья дуб зелёный…
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи кругом…
4) Я помню чудное мгновенье…
Передо мной явилась ты
Как мимолетное видение
Как гений чистой красоты…
Учитель
…Отдельные надежды
Тревожат сердце иногда:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил мне единый звук.
( А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
4.«ДЕРЕВО ПУШКИНА»
Оторвать яблочко и по отрывку из произведения Пушкина отгадать название. (Команды по очереди. 1 балл за правильный ответ)
1.Повесть « Выстрел»
2.Повесть «Барышня-крестьянка»
3. Стихотворение «Зимнее утро»
4. Стихотворение « Узник»
5. Стихотворение «Полтава»
6. Повесть «Станционный смотритель»
5.Творческое задание – составить даймонд на слова :
детство и зрелость А.С. Пушкина
Детство
Интересное, увлеченное
Существует, заканчивается, сменяется
Детство временно. Зрелость неминуема.
Сохраняет, оправдывает, носит
Эмоциональная, творческая
Зрелость
Детство
Беззаботное, прекрасное
Уходит, роднит, не забывается
Детство незабываемо. Зрелость требовательна.
Возникает, приносит, требует
Духовная, многоопытная
Зрелость
6.«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». ВСТРЕЧА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ГЕРОЯМИ ПУШКИНА.
Инсценирование выбранных эпизодов из пушкинских произведений. (Инсценировка до
3-х минут. Оценивание до 5-ти баллов).
«Лицеисты»
Эпизод разговора царицы с волшебным зеркалом из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Пушкинисты»
Эпизод из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке».
Молодцы, ребята. С домашним заданием вы справились на «отлично»!
Итак, предлагаю подсчитать свои заработанные баллы и определить победителя!
Пока команда подсчитывает свои баллы, мне хотелось бы сказать:
За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой.
37 было отпущено судьбой Пушкину. За эти 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.
Пленительные его стихи завораживают нас колдовскими строчками – он поэт.
Стихотворение читает ученик.
Игорь Северянин «Пушкин».
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Но понимает ли моя страна —
Все эти старцы, юноши и дети, —
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?
Его хвалить! — пугаюсь повторений...
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Убив его, кому все наши вздохи?
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять...
Учитель: 182 года назад прогремел роковой выстрел, а мы до сих пор не можем примириться с этим. 27 января 1837 года, в среду, в 11 часов, А. С. Пушкин последний раз занимался литературной работой, а вечером, надев фрак, уехал на дуэль. Всю Россию облетела черная весть: «Погиб поэт невольник чести, пал оклеветанной молвой….».
Но живы и будут вечно жить его творения. Память о нем вечна!
Награждение за лучшие иллюстрации и команду-победителя.