СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по литературе «Русские народные сказки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по литературе «Русские народные сказки»»

МБОУ «Мичуринская СОШ»









Урок-игра по литературе

«Русские народные сказки»

5 класс.

                               







     Учитель русского языка и

литературы

Бибалаева Зубайдат Курбановна











Урок - игра  

«Русские народные сказки»

5 класс.

Цели – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач, обобщение и систематизация знаний по теме, развитие творческого воображения.


Описание: 
игра для трех команд (заранее дается задание продумать название для команды), отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает, то вопрос переходит следующей команде, которая готова ответить.


Оборудование: 

-рисунки учеников по мотивам русских народных сказок (разрезанные на 6 произвольных частей)

-карточки с типами сказок (волшебные, бытовые, о животных)

-цифровое поле для выставления баллов командам


Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает путешествие по сказкам. Дома вы должны были придумать названия для своей команды. Предлагаю познакомить нас с ними и выбрать капитана команды.


1. Разминка

Перед началом игры предлагаю размяться в угадывании сказок! За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Отвечает команда, первая поднявшая руку.

1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась? (гуси-лебеди)

2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку? (в козлёночка)


3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»? (от злой мачехи)


4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота? (петух)


5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит? (на курьих)


6. У петушка красивый гребешок. Какой он? (золотой)


7. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (репку)


8. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить? (вёдра)


9.Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»? (медведь)



2. «Энциклопедия волшебных предметов»

Ребята, в волшебных сказках героям помогают необычные предметы! Ваша задача по описанию предмета догадаться, о чем идет речь! За каждый верный ответ в этом туре назначается по 2 балла!


-Растение, используемое героями европейских сказок, как стремянка, по которой они забираются на довольно большую высоту. Растет быстро, но требует обильного полива. (Боб)

-Под корнями этого сказочного дерева обычно хранятся полезные для богатырей и царевичей предметы: мечи-кладенцы, сундуки, яйца с Кощеевой смертью, бутылки с живой и мертвой водой и прочее. (Дуб)

-Сказочное лекарство, а также тонизирующее средство, способное  оживить кого угодно. Незаменимо для путников, странников, богатырей и других. Находится за тридевять земель в источнике, откуда обычно его доставляет либо ворон, либо серый волк. (Живая вода)

-Чаще всего применяется сказочными героинями для того, чтобы «всю правду рассказать» про их, героинь, красоту. Время от времени, разочаровывает. (Зеркало)

-Сказочный прототип навигатора. Способен привести вас к ожидаемой цели и не даст заблудиться. (Клубок)

-Повседневный атрибут Бабы Яги, неотъемлемая часть ступы, служащая для управления полетом летательного аппарата. С виду неказиста. В просторечье носит название «помело». (Метла)

-Необходимый предмет обстановки и вид транспорта русских народных сказок и былин. На ней многие годы лежат и дед с бабой, и Илья Муромец, и Баба Яга, и Емеля и многие другие. (Печка)

-Это и вместилище несметных сокровищ, где иногда лежат некоторые из перечисленных здесь сказочных предметов, и летательный аппарат, сев в который герои могут улететь куда пожелают. Маленькие называются ларцами, крохотные – шкатулками. (Сундук)

-Бывает простое и золотое. В простом обычно хранится игла, на конце которой смерть Кащея. Само оно - в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук – под корнями дуба. (Яйцо)


3. Конкурс капитанов.

Ребята, вспоминаем, что народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Задача капитана команды вытянуть листок с названием того или иного типа сказок и дать краткую характеристику: в чем особенность, каких героев мы можем встретить в этих сказках.

Первое право выбора получает капитан команды, набравшей большее количество баллов за игру.


Задание было сложное, но капитаны достойно справились!


4. «Собери пазл»

Следующий тур нашей игры будет командный. Ваша задача – собрать кусочки рисунка в целое и угадать проиллюстрированную сказку. Здесь ваша задача – оказаться быстрее! Кто первый соберет и отгадает сказку – получит максимальное количество баллов – 3. Вторя команда получает 2 балла и третья – 1.


5. «Набери баллы»

Ребята, подведем промежуточный итог игры (Объявление баллов). Сейчас вы можете набрать для своей команды за каждый верный ответ по баллу. Кто первый поднимает руку, того и выслушиваем.

Задача – подобрать постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках к следующим словам:

Леса

Чудо-юдо

Девица

Молодец

Дорожка

Море
Поле
Тучи



Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги нашей игры. Благодарю вас за подготовку к уроку!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!