У р о к 98
ПРИБАВЛЕНИЕ ПО ЧАСТЯМ
Цели: рассмотреть правило прибавления по частям; учить выполнять сложение удобным способом; закреплять умение решать текстовые задачи арифметическим способом; совершенствовать умения записывать решение задачи; развивать логическое мышление и умение анализировать.
Ход урока
Организационный момент. (СЛАЙД 1)
У:Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними нашим хорошим настроение. Улыбнитесь присутствующим.
У: Молодцы! Ой, ребята, я совсем забыла! Сегодня утром у двери нашего класса я нашла письмо. Очень хочется узнать кто это письмо прислал. А вам?
Д: Да!
У: Посмотрите, нам пишут из глубин океана. Наверное у них что-то случилось. (СЛАЙД 2)
Здравствуйте, ребята!
Пишет вам из океана Марлин, отец того самого сорванца Немо. У меня снова случилось несчастье. Потерялся мой сынулечка Немо. Я с Дори и остальными друзьями прошерстили весь океан, но ничего не получилось. Злодеи акулы дали моим друзьям сложные задания, которые они должны выполнить. И только после этого мой Немо вернется домой. Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Выручайте, пожалуйста.
Марлин из глубин океана.
У: Ребята, оказывается, в океане нужна наша помощь! Вы согласны помочь?
Д: Да!
У: А морских обитателей не испугаетесь?
Д: Нет!
У: Скажите, а как мы сможем добраться до глубин океана? На чем?
Д: На подводной лодке. (СЛАЙД 3)
У: Именно подводная лодка (Батискаф) нас уже ждет! Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и заведем моторы. И так, полный вперед, погружаемся (звучит шум двигателя подводной лодки).
У: (СЛАЙД 4) Ребята, посмотрите как красота под водой! Для того, чтобы найти малыша Немо, нам нужно помочь друзьям Марлина выполнить задания и большой, дружной командой победить злых акул.
А теперь давайте искать первого друга. Поплыли (дети имитируют плытие по воде).
У: Ой, нас кто-то встречает! Кто это, ребята? (СЛАЙД 5)
Д: Морская звезда
У:Давайте узнаем, какое же задания дали Персику.
Устный счет.
Необходимо быстро и устно вычислить примеры.
5 + 5 = 10 8 + 2 = 10 4 + 6 = 10
7 + 3 = 10 1 + 9 = 10
6 + 4 = 10 3 + 7 = 10 2 + 8 = 10
У: Молодцы! Быстро справились. Ну что ж, отправляемся дальше (снова поплыли). Ого, а это кто? (СЛАЙД 6)
Д: Креветка
У: Какое же задание нужно выполнить креветке Жаку, давай те посмотрим.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.
5 +
– Составьте к рисунку математическую запись, используя схему:
+ З а п и с ь: 5 + 8 5 + (5 + 3)
- Что мы с вами сейчас сделали? (Представили число 8 в виде суммы 5+3). То есть разложили число 8 на части.
– Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Прибавление по частям) (СЛАЙД 7)
– Какие цели поставим перед собой? (Будем учиться прибавлять по частям)
Сегодня на уроке рассмотрим (СЛАЙД 8) правило прибавления по частям. (КЛ 1)
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
З а д а н и е.
– Рассмотрите предложенный способ вычисления значения суммы
7 + 5.
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12.
– Назовите второе слагаемое.
– Давайте разложим число 5 таким образом, чтобы было удобно дополнить первое слагаемое до десятка, давайте вспомним состав числа 5.(3+2)
– Чем удобно такое представление числа 5? (Первое слагаемое 7 можно дополнить до десятка: 7 + 3 = 10.)(КЛ 2)
(КЛ 3) Такое представление числа называют р а з л о ж е н и е м н а у д о б н ы е с л а г а е м ы е, а такой способ сложения – п р и б а в л е н и е м п о ч а с т я м.
У: Поплыли дальше! Смотрите, нас уже поджидает еще один друг. А что это за животное? (СЛАЙД 9)
Д: Морской конек
У: Правда, это же морской конек Шельфик! Интересно, что же злодеи придумали для него.
– Дополните запись так, чтобы значение суммы 4 + 8 было найдено способом прибавления по частям с разложением на удобные слагаемые.
4 + 8 = 4 + (6 + 2) = (4 + 6) + 2 = 10 + 2 = 12.
– Назовите первое слагаемое. (4.)
– Каким числом можно дополнить до десятка слагаемое 4? (Число 6.)
– На какие удобные слагаемые можно разложить число 8 = 6 + ? (8 = 6 + 2.)
У: Молодцы! Все у нас вами получилось. А вы слышите, нас кто-то зовет? Мне кажется это черепашка Прыск. (СЛАЙД 10) Он говорит, что с друзьями решили спасти Немо от вредных акул и защекотать их. Но акулы нарушили панцири черепашек и они не могут плыть. Поэтому им нужна наша помощь.
У: Но, для того, чтобы приступить к работе, нам с вами нужно немного отдохнуть.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Гимнастика для глаз
VI. Работа в письменных тетрадях.
З а д а н и е № 1. (СЛАЙД 11)
– Прочитайте задачу.
– Назовите условие этой задачи. (В спортивном зале занимались 5 девочек и 2 мальчика. Пришли еще 3 мальчика.)
– Сформулируйте требование задачи. (Сколько детей в спортивном зале?)
– Приступаем к решению данной задачи. Составим схему, краткую запись, решении и запишем ответ.
З а п и с ь: (5 + 2) + 3.
– (СЛАЙД 12)Как вы думаете какое из этих решений на подойдет? Каким способом нам будет легче решить данную задачу?
(5 + 2) + 3 = 7 + 3 = 10 (д.)
(5 + 2) + 3 = 5 + (2 + 3) = 5 + 5 = 10 (д.)
(5 + 2) + 3 = (5 + 3) + 2 = 8 + 2 = 10 (д.)
– Какое правило вы использовали? (Правило прибавления числа к сумме.)
З а д а н и е № 2. (СЛАЙД 13)
– Вычислите удобным способом.
З а п и с ь: 4 + (6 + 8) = (4 + 6) + 8 = 10 + 8 = 18
3 + (7 + 9) = (3 + 7) + 9 = 10 + 9 = 19
2 + (6 + 8) = (2 + 8) + 6 = 10 + 6 =16
– Какие знания помогли вам выполнить это задание? (Правила прибавления суммы к числу и знание состава числа 10.)
VII. Итог урока.
У: Молодцы! У нас получилось преодолеть все препятствия.
У: (СЛАЙД 14)Посмотрите папа с сыном снова вместе благодаря вам, вашей помощи. А нам пора возвращаться в класс. Поэтому заняли свои места, закрыли глаза и завели моторы. Всплываем.
Чему научились? Какое новое правило изучили?
(СЛАЙД 15)На этом все ребята, спасибо за урок?