СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра по мотивам мультфильма "Остров ошибок"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение изученного материала по математике 4 класса (по теме «Натуральные числа»), актуализация знаний, необходимые для дальнейшего изучения курса математики (в частности темы «Натуральные числа»), продолжить работу, начатую в начальной школе, по совершенствованию навыков работы с натуральными числами, решения уравнений, текстовых задач, геометрических заданий, закреплению вычислительных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра по мотивам мультфильма "Остров ошибок"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колодезянская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым









Конкурс



Предмет: математика

Класс: 5

УМК:

С.М. Никольский «Математика, 5 класс»




Урок-игра

по мотивам мультфильма

«ОСТРОВ ОШИБОК»


Тема: Вводный урок: Повторение материала 4 класса по математике









Разработчик:

Учитель математики

Трандах Анна Николаевна




2020 год


Сценарное описание урока.


Тема урока: Урок-игра по мотивам мультфильма «Остров ошибок».

Цели урока:

Образовательнаяповторить изученный материал по математике 4 класса (с наибольшим акцентом на тему «Натуральные числа»), помочь учащимся актуализировать знания, необходимые для дальнейшего изучения курса математики (в частности темы «Натуральные числа»), продолжить работу, начатую в начальной школе, по совершенствованию навыков работы с натуральными числами, решения уравнений, текстовых задач, геометрических заданий, закреплению вычислительных навыков;

Развивающаяразвитие сообразительности, умения работать в команде, коммуникативных навыков, умения обосновывать свой ответ и внимательно выслушивать ответы других участников учебного процесса, ИКТ – компетентности, способствовать развитию математической речи, а также познавательной активности учащихся, творческих способностей (при составлении макета корабля, либо составлении аппликации), начать работу над формированием культуры тестирования;

Воспитательнаявоспитывать интерес к предмету, чувство ответственности перед командой, уважение к сопернику.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Методические средства:

Мультимедийная интерактивная презентация, раздаточные материалы (карта команды, сигнальные знаки, наборы геометрических фигур из бумаги для аппликации кораблей каждой команды, клей, индивидуальные карточки с Д/З).

Тип урока: урок-повторение

Форма проведения урока: игра-соревнование.

Предварительная подготовка: перед началом урока учитель проветривает помещение, выводит презентацию на экран, настраивает интерактивную доску, устанавливая калибровку, проверяет работу звуковых колонок, готовит класс для проведения игры: 4 игровых стола для команд на которые раскладывает карты команды и сигнальные карточки, заранее разбивает класс на равносильные команды с учетом индивидуальных особенностей учащихся, дети перед началом урока садятся за столы согласно распределению по командам.

Используемые технологии: сочетание игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий, ИКТ. Сама по себе данная разработка по своему уровню дидактических задач, временным характеристикам может выступать мини-технологией (подробнее см. Пояснительную записку).

Некоторые используемые технологические приемы при разработке мультимедийной презентации: технологии «горячих зон» (когда по щелчку мыши мы можем вызвать появление текста на том же слайде с применением триггеров в Power Point), прием анимационной ретроспекции (мини-тесты), «Мордашки» (на этапе рефлексии) и др.

Технологическая карта (ход) урока.

№ п/п

Этапы урока

Слайд

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

1.


1 мин

Органи-зацион-ный момент


Приветствует учащихся, спрашивает, как провели каникулы и отдохнули, готовы ли продолжить изучение математики.

Приветствуют учителя, делятся впечатлениями.

С целью положитель-ного эмоцио-нального настроя (прием «коммуни-кативной атаки»)

2.



5 мин

Мобили-зующее начало игры, знаком-ство с прави-лами


С лайд №1






Говорит: « А знаете ли вы, что сегодня у нас с вами будет необычный урок, а урок-игра по мотивам м/ф «Остров ошибок», герой которого – ученик Коля Сорокин, который очень плохо учится, имеет «двойки» по математике. Наверное, кто-то из вас смотрел этот м/ф? Тогда будете мне помогать. Итак, что же произошло с нашим героем… Переходит на новый слайд щелчком по стрелке в нижнем правом углу.

Смотрят на доску, читают название игры, кто-то отвечает, что смотрел этот м/ф

С целью заинтересо-вать деятель-ностью. (Если в классе есть ученик Коля Сорокин, то лучше заменить имя или фамилию героя, либо за основу взять мотив другого м/ф)


Слайд №2









Продолжает: «А случилось так, что попал он на остров ошибок. Как? Смотрите сами. Щелкает по гиперссылке «Как Коля Сорокин попал на остров» - идет демонстрация фильма, составленного из фрагментов м/ф и соответствующим звуковым сопровождением, которая заканчивается словами «Неужели никто не спасет нас?»

Затем учитель в стихотворной форме зачитывает идею игры (написано на слайде)

Задает вопрос: «Что же вы должны сделать?»

«Чтобы его спасти с острова что нужно сделать?»

Затем учитель кратко объясняет правила игры. С призывом «Спасатели, вперед!» переходит к следующему слайду.


Смотрят фрагмент м/ф
















Слушают и читают на слайде стихотворение


Отвечают на вопросы учителя «Спасти Колю»

«Построить корабль»

Слушают правила игры, задают уточняющие вопросы

Выбирают название команды и капитана.

Переходы от слайда к слайду выполняются щелчком по стрелке в нижнем правом углу с целью недопущения случайного перехода на новый слайд незаплани-рованным прикоснове-нием к интерактив-ной доске.

3.


3 мин

Актуализация знаний

Слайд №3

























Слайд №3 после выполнения задания


Говорит: «Любой спасатель для допуска к работе должен продемонстрировать необходимые знания. Поэтому сейчас каждый из вас попробует пройти такой допуск – принять участие в задании «Волшебная цепочка» Почему волшебная? Это мы узнаем, когда доделаем задание до конца.
























По окончании выполнении задания задает вопрос: «Почему же цепочка волшебная?» Приступаем к спасению! Выполняет переход к следующему слайду.

По очереди выходят к доске для выполнения задания. Первый ученик с числом, записанным в первом овале выполняет преобразование, указанное над стрелкой, идущей вслед за числом. Полученный ответ вписывает с первый пустой овал и садится. Следующий ученик выполняет следующее преобразование с тем числом, которое вписал предыдущий ученик, и полученное число вписывает в следующий пустой овал и так по цепочке. Ученик, заполнивший последний пустой овал, нажимает на кнопку «Проверить». В случае совпадения ответов, щелкает по кнопке «Равенство верно».

Отвечают: «Начало и конец совпадают, цепочка замыкается»
































На слайде появляется верный ответ.


На этом же слайде появляется поздравление

4.


25-30 мин


Проведение игры



В среднем по 2 мин на каждое задание

Слайды № 4,5,6,7,8,9, 10,11,12,13,14

(см. детальное описание)


Ведение игры в соответствии с изложенными правилами: читает задание слайда №4, дает 1 мин. на обсуждение. Сообщает, какая команда отвечает первой.

Оценка: в случае верного ответа дает «деталь» для «строительства» корабля. По необходимости коротко подводит итог, по необходимости комментирует ответы учащихся, осуществляет переход к следующему слайду-заданию.







В середине игры осуществляет переход на презентацию с физкультминуткой, ссылка на которую заложена на слайдах 8,9,10,11 (т.е. тех, задания которых будут выполнятся приблизительно в середине урока): данный переход учитель осуществляет в зависимости от конкретного класса, условий проведения игры и т.п.)

Слушают и читают задание, записанное на слайде, обсуждают, по мере готовности капитан показывает сигнальную карточку. Один из учеников команды, поднявшей карточку первой, выходит к доске, щелкает по кнопке с ответом, который его команда считает верным, делает необходимые пояснения.

При выборе ответа на слайде появляется информация о его истинности: либо сообщение «ответ не верный», либо изображение корабля. Работа со слайдами №5, №6 аналогична. Задания, размещенные на слайдах № 7,8,9,10,11,12,13,14 предполага-ют запись

решения с последую-щей проверкой, либо выбором верного ответа.

На слайдах №8,13 содержатся ссылки на кадры из м/ф, чтобы учащиеся могли посмотреть результаты решения задач Колей Сорокиным, а также чтобы не терять нить игры и поддержи-вать интерес к игре

Физкультми-нутка делит игру на 2 этапа, длительность которых определяет ведущий

Физ-минутка



2 мин



Другая презентация

Запускает презентацию «Физкультминутка», щелчком по изображению спортсмена, расположенного над стрелкой перехода к следующему слайду (слайды 8,9,10,11), читает стихотворение, выполняет те действия, о которых в нем говорится. Последняя фраза стихотворения – плавный переход к дальнейшему ходу игры, учитель переходит к следующему слайду

В процессе звучания песенки встают, готовятся к физкультминутке. Выполняют упражнения вместе с учителем

При переходе к слайду начинается песенка «Веселая зарядка» с целью снятия напряжения, улучшения эмоциональ-ного фона, привлечения внимания учащихся, переключе-ния на другой вид деятельности



5.


5 мин

Подведение итогов игры, оценивание,

рефлек-сия, д/з


Слайд № 15










Говорит: «Вот и закончилась игра! Итоги подводить пора!»

Подводит итоги игры, демонстрирует карты команд, выставляет отметки.

Задает вопросы: «Что понравилось на уроке?», «Что вызвало сложности?», «Была ли интересна такая форма игры?» Пожелания на будущее. Предлагает посмотреть м/ф полностью во внеурочное время.

Затем щелкает по картинке с изображением Коли Сорокина и появляется текст, в котором от имени Коли высказываются слова благодарности за спасение и обещание исправить все свои ошибки

Сообщают учителю свое впечатление об уроке, отвечают на вопросы учителя, высказывают пожелания.



Читают текст слайда, просматривают еще один кадр м/ф

Слайд №16 также содержит ссылку на кадр из м/ф


Раздает о карточки с дифференцированным д/з каждому учащемуся, дает пояснения, благодарит за участие в игре







Получают задания, задают уточняющие вопросы

Задания подобны тем, что были в игре. Есть задания обязательные для выполнения и для выполнения по желанию. Обязательная часть Д/з готовит учащихся к

изучению первой темы курса математики 5 класса по уч. Н.Я. Виленкина «Натураль-ные числа»



Слайд №16 (заключительный)

В завершении урока предлагает нарисовать свое настроение.


Прощается с учениками до следующего урока, желает успехов в выполнении д/з, напутствует не быть такими, как «Коля Сорокин»

По очереди подходят к доске и рисуют «мордочку», соответствующую своему настроению.

Щелчок по картинке обеспечивает появление надписи «Нарисуй настроение!»


Правила игры: Формируются 4 команды спасателей, которые будут «спасать» Колю Сорокина (а также в дальнейшем и других учеников, которые не делают домашние задания и не относятся серьезно к изучаемым наукам, поэтому тоже могут попасть на «Остров Ошибок» или в «Страну невыученных уроков», так как планируется проведение серии подобных игр). Эта игра – соревнование команд.

У каждой команды на столе лежит карта (лист сложенный вдвое). В ней записаны фамилии членов команды, нужно придумать и вписать название команды и капитана. На внутреннем обороте карты - номера заданий и пунктирное шаблонное изображение корабля (максимальное количество фрагментов = количеству заданий). Нужно «построить» (формально «закрасить») корабль путем составления аппликации корабля из бумажных разноцветных геометрических фигур (треугольников, квадратов, и др.), приклеивая их на соответствующее место шаблона, либо самостоятельно придумать аппликацию корабля. Получить «детали» можно путем правильного решения математических заданий, которые представлены на слайдах. На обсуждение – 1 мин. (либо чуть больше в зависимости от сложности задания), чья команда первой поднимет сигнальный знак, лежащий на столе, той команде предоставляется право ответить первой. В случае верного ответа на слайде появится изображение корабля, и команда получает «деталь» для своего корабля (вид нужной детали определяет команда) и вклеивает ее в соответствующее место карты команды, а в случае не верного ответа, отвечает следующая команда. Ответ дается у доски, либо путем выбора из предложенных ответов верного, либо с полным написанием решения и последующей проверкой с помощью интерактивной доски. Победит та команда, у которой корабль будет иметь наибольшее количество деталей, будет самым «закрашенным», той команде выставляются «пятерки». Построение корабля означает, что Коля спасен, ведь ему есть на чем уплыть с острова!

Рекомедации ведущему (учителю): По усмотрению ведущего за некоторые задания можно выдавать «детали» для кораблика сразу нескольким командам, одновременно верно решившим задания. Можно выдавать детали в виде дополнительно «бонуса» за выполнение задания раньше отведенного времени, либо за дополнение к ответу другой команды. Даже если корабль победившей команды будет «закрашен» не полностью, то спасение Коли объясняется так: если все спасатели объединят свои усилия (собранные детали), то как раз и получится корабль спасателей. Желательно иметь несколько вопросов для устных ответов на смекалку, в случае разрешения спорных ситуаций, либо более скорого окончания игры, чем планировалось, либо такими заданиями можно заменить слайд №3 - разминку и т.п.

Используемая литература:


  1. Аствацатуров Г.О. «Дизайн мультимедийного урока», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2009

  2. Интернет-ресурсы

  3. Учебники математики Л.Г. Петерсон «Математика 4 класс», «Математика 3 класс»

  4. Учебник математики С. М. Никольский «Математика 5 класс»

  5. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 г.


Приложение:


Пояснительная записка

Презентация к уроку, составленная с помощью Power Point (ориентирована на любую интерактивную доску)

Детальное описание слайдов с заданиями

Раздаточный материал (карта команды, карточки с д/з)

Устные задания на смекалку (дополнительный материал)

Фрагмент м/ф (видеофайл)

Кадры м/ф (графические файлы)

Веселая зарядка (звуковой файл)

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!