Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колодезянская школа»
Красногвардейского района
Республики Крым
Конкурс
Предмет: математика
Класс: 5
УМК:
С.М. Никольский «Математика, 5 класс»
Урок-игра
по мотивам мультфильма
«ОСТРОВ ОШИБОК»
Тема: Вводный урок: Повторение материала 4 класса по математике
Разработчик:
Учитель математики
Трандах Анна Николаевна
2020 год
Сценарное описание урока.
Тема урока: Урок-игра по мотивам мультфильма «Остров ошибок».
Цели урока:
Образовательная – повторить изученный материал по математике 4 класса (с наибольшим акцентом на тему «Натуральные числа»), помочь учащимся актуализировать знания, необходимые для дальнейшего изучения курса математики (в частности темы «Натуральные числа»), продолжить работу, начатую в начальной школе, по совершенствованию навыков работы с натуральными числами, решения уравнений, текстовых задач, геометрических заданий, закреплению вычислительных навыков;
Развивающая – развитие сообразительности, умения работать в команде, коммуникативных навыков, умения обосновывать свой ответ и внимательно выслушивать ответы других участников учебного процесса, ИКТ – компетентности, способствовать развитию математической речи, а также познавательной активности учащихся, творческих способностей (при составлении макета корабля, либо составлении аппликации), начать работу над формированием культуры тестирования;
Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности перед командой, уважение к сопернику.
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Методические средства:
Мультимедийная интерактивная презентация, раздаточные материалы (карта команды, сигнальные знаки, наборы геометрических фигур из бумаги для аппликации кораблей каждой команды, клей, индивидуальные карточки с Д/З).
Тип урока: урок-повторение
Форма проведения урока: игра-соревнование.
Предварительная подготовка: перед началом урока учитель проветривает помещение, выводит презентацию на экран, настраивает интерактивную доску, устанавливая калибровку, проверяет работу звуковых колонок, готовит класс для проведения игры: 4 игровых стола для команд на которые раскладывает карты команды и сигнальные карточки, заранее разбивает класс на равносильные команды с учетом индивидуальных особенностей учащихся, дети перед началом урока садятся за столы согласно распределению по командам.
Используемые технологии: сочетание игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий, ИКТ. Сама по себе данная разработка по своему уровню дидактических задач, временным характеристикам может выступать мини-технологией (подробнее см. Пояснительную записку).
Некоторые используемые технологические приемы при разработке мультимедийной презентации: технологии «горячих зон» (когда по щелчку мыши мы можем вызвать появление текста на том же слайде с применением триггеров в Power Point), прием анимационной ретроспекции (мини-тесты), «Мордашки» (на этапе рефлексии) и др.
Технологическая карта (ход) урока.
№ п/п | Этапы урока | Слайд | Действия учителя | Действия учащихся | Примечание |
1. 1 мин | Органи-зацион-ный момент | | Приветствует учащихся, спрашивает, как провели каникулы и отдохнули, готовы ли продолжить изучение математики. | Приветствуют учителя, делятся впечатлениями. | С целью положитель-ного эмоцио-нального настроя (прием «коммуни-кативной атаки») |
2. 5 мин | Мобили-зующее начало игры, знаком-ство с прави-лами | С лайд №1 | Говорит: « А знаете ли вы, что сегодня у нас с вами будет необычный урок, а урок-игра по мотивам м/ф «Остров ошибок», герой которого – ученик Коля Сорокин, который очень плохо учится, имеет «двойки» по математике. Наверное, кто-то из вас смотрел этот м/ф? Тогда будете мне помогать. Итак, что же произошло с нашим героем… Переходит на новый слайд щелчком по стрелке в нижнем правом углу. | Смотрят на доску, читают название игры, кто-то отвечает, что смотрел этот м/ф | С целью заинтересо-вать деятель-ностью. (Если в классе есть ученик Коля Сорокин, то лучше заменить имя или фамилию героя, либо за основу взять мотив другого м/ф) |
Слайд №2 | Продолжает: «А случилось так, что попал он на остров ошибок. Как? Смотрите сами. Щелкает по гиперссылке «Как Коля Сорокин попал на остров» - идет демонстрация фильма, составленного из фрагментов м/ф и соответствующим звуковым сопровождением, которая заканчивается словами «Неужели никто не спасет нас?» Затем учитель в стихотворной форме зачитывает идею игры (написано на слайде) Задает вопрос: «Что же вы должны сделать?» «Чтобы его спасти с острова что нужно сделать?» Затем учитель кратко объясняет правила игры. С призывом «Спасатели, вперед!» переходит к следующему слайду. | Смотрят фрагмент м/ф Слушают и читают на слайде стихотворение Отвечают на вопросы учителя «Спасти Колю» «Построить корабль» Слушают правила игры, задают уточняющие вопросы Выбирают название команды и капитана. | Переходы от слайда к слайду выполняются щелчком по стрелке в нижнем правом углу с целью недопущения случайного перехода на новый слайд незаплани-рованным прикоснове-нием к интерактив-ной доске. |
3. 3 мин | Актуализация знаний | Слайд №3 Слайд №3 после выполнения задания | Говорит: «Любой спасатель для допуска к работе должен продемонстрировать необходимые знания. Поэтому сейчас каждый из вас попробует пройти такой допуск – принять участие в задании «Волшебная цепочка» Почему волшебная? Это мы узнаем, когда доделаем задание до конца. По окончании выполнении задания задает вопрос: «Почему же цепочка волшебная?» Приступаем к спасению! Выполняет переход к следующему слайду. | По очереди выходят к доске для выполнения задания. Первый ученик с числом, записанным в первом овале выполняет преобразование, указанное над стрелкой, идущей вслед за числом. Полученный ответ вписывает с первый пустой овал и садится. Следующий ученик выполняет следующее преобразование с тем числом, которое вписал предыдущий ученик, и полученное число вписывает в следующий пустой овал и так по цепочке. Ученик, заполнивший последний пустой овал, нажимает на кнопку «Проверить». В случае совпадения ответов, щелкает по кнопке «Равенство верно». Отвечают: «Начало и конец совпадают, цепочка замыкается» | На слайде появляется верный ответ. На этом же слайде появляется поздравление |
4. 25-30 мин | Проведение игры В среднем по 2 мин на каждое задание | Слайды № 4,5,6,7,8,9, 10,11,12,13,14 (см. детальное описание) | Ведение игры в соответствии с изложенными правилами: читает задание слайда №4, дает 1 мин. на обсуждение. Сообщает, какая команда отвечает первой. Оценка: в случае верного ответа дает «деталь» для «строительства» корабля. По необходимости коротко подводит итог, по необходимости комментирует ответы учащихся, осуществляет переход к следующему слайду-заданию. В середине игры осуществляет переход на презентацию с физкультминуткой, ссылка на которую заложена на слайдах 8,9,10,11 (т.е. тех, задания которых будут выполнятся приблизительно в середине урока): данный переход учитель осуществляет в зависимости от конкретного класса, условий проведения игры и т.п.) | Слушают и читают задание, записанное на слайде, обсуждают, по мере готовности капитан показывает сигнальную карточку. Один из учеников команды, поднявшей карточку первой, выходит к доске, щелкает по кнопке с ответом, который его команда считает верным, делает необходимые пояснения. | При выборе ответа на слайде появляется информация о его истинности: либо сообщение «ответ не верный», либо изображение корабля. Работа со слайдами №5, №6 аналогична. Задания, размещенные на слайдах № 7,8,9,10,11,12,13,14 предполага-ют запись решения с последую-щей проверкой, либо выбором верного ответа. На слайдах №8,13 содержатся ссылки на кадры из м/ф, чтобы учащиеся могли посмотреть результаты решения задач Колей Сорокиным, а также чтобы не терять нить игры и поддержи-вать интерес к игре Физкультми-нутка делит игру на 2 этапа, длительность которых определяет ведущий |
Физ-минутка 2 мин | Другая презентация | Запускает презентацию «Физкультминутка», щелчком по изображению спортсмена, расположенного над стрелкой перехода к следующему слайду (слайды 8,9,10,11), читает стихотворение, выполняет те действия, о которых в нем говорится. Последняя фраза стихотворения – плавный переход к дальнейшему ходу игры, учитель переходит к следующему слайду | В процессе звучания песенки встают, готовятся к физкультминутке. Выполняют упражнения вместе с учителем | При переходе к слайду начинается песенка «Веселая зарядка» с целью снятия напряжения, улучшения эмоциональ-ного фона, привлечения внимания учащихся, переключе-ния на другой вид деятельности |
5. 5 мин | Подведение итогов игры, оценивание, рефлек-сия, д/з | Слайд № 15 | Говорит: «Вот и закончилась игра! Итоги подводить пора!» Подводит итоги игры, демонстрирует карты команд, выставляет отметки. Задает вопросы: «Что понравилось на уроке?», «Что вызвало сложности?», «Была ли интересна такая форма игры?» Пожелания на будущее. Предлагает посмотреть м/ф полностью во внеурочное время. Затем щелкает по картинке с изображением Коли Сорокина и появляется текст, в котором от имени Коли высказываются слова благодарности за спасение и обещание исправить все свои ошибки | Сообщают учителю свое впечатление об уроке, отвечают на вопросы учителя, высказывают пожелания. Читают текст слайда, просматривают еще один кадр м/ф | Слайд №16 также содержит ссылку на кадр из м/ф |
| Раздает о карточки с дифференцированным д/з каждому учащемуся, дает пояснения, благодарит за участие в игре | Получают задания, задают уточняющие вопросы | Задания подобны тем, что были в игре. Есть задания обязательные для выполнения и для выполнения по желанию. Обязательная часть Д/з готовит учащихся к изучению первой темы курса математики 5 класса по уч. Н.Я. Виленкина «Натураль-ные числа» |
Слайд №16 (заключительный) | В завершении урока предлагает нарисовать свое настроение. Прощается с учениками до следующего урока, желает успехов в выполнении д/з, напутствует не быть такими, как «Коля Сорокин» | По очереди подходят к доске и рисуют «мордочку», соответствующую своему настроению. | Щелчок по картинке обеспечивает появление надписи «Нарисуй настроение!» |
Правила игры: Формируются 4 команды спасателей, которые будут «спасать» Колю Сорокина (а также в дальнейшем и других учеников, которые не делают домашние задания и не относятся серьезно к изучаемым наукам, поэтому тоже могут попасть на «Остров Ошибок» или в «Страну невыученных уроков», так как планируется проведение серии подобных игр). Эта игра – соревнование команд.
У каждой команды на столе лежит карта (лист сложенный вдвое). В ней записаны фамилии членов команды, нужно придумать и вписать название команды и капитана. На внутреннем обороте карты - номера заданий и пунктирное шаблонное изображение корабля (максимальное количество фрагментов = количеству заданий). Нужно «построить» (формально «закрасить») корабль путем составления аппликации корабля из бумажных разноцветных геометрических фигур (треугольников, квадратов, и др.), приклеивая их на соответствующее место шаблона, либо самостоятельно придумать аппликацию корабля. Получить «детали» можно путем правильного решения математических заданий, которые представлены на слайдах. На обсуждение – 1 мин. (либо чуть больше в зависимости от сложности задания), чья команда первой поднимет сигнальный знак, лежащий на столе, той команде предоставляется право ответить первой. В случае верного ответа на слайде появится изображение корабля, и команда получает «деталь» для своего корабля (вид нужной детали определяет команда) и вклеивает ее в соответствующее место карты команды, а в случае не верного ответа, отвечает следующая команда. Ответ дается у доски, либо путем выбора из предложенных ответов верного, либо с полным написанием решения и последующей проверкой с помощью интерактивной доски. Победит та команда, у которой корабль будет иметь наибольшее количество деталей, будет самым «закрашенным», той команде выставляются «пятерки». Построение корабля означает, что Коля спасен, ведь ему есть на чем уплыть с острова!
Рекомедации ведущему (учителю): По усмотрению ведущего за некоторые задания можно выдавать «детали» для кораблика сразу нескольким командам, одновременно верно решившим задания. Можно выдавать детали в виде дополнительно «бонуса» за выполнение задания раньше отведенного времени, либо за дополнение к ответу другой команды. Даже если корабль победившей команды будет «закрашен» не полностью, то спасение Коли объясняется так: если все спасатели объединят свои усилия (собранные детали), то как раз и получится корабль спасателей. Желательно иметь несколько вопросов для устных ответов на смекалку, в случае разрешения спорных ситуаций, либо более скорого окончания игры, чем планировалось, либо такими заданиями можно заменить слайд №3 - разминку и т.п.
Используемая литература:
-
Аствацатуров Г.О. «Дизайн мультимедийного урока», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2009
-
Интернет-ресурсы
-
Учебники математики Л.Г. Петерсон «Математика 4 класс», «Математика 3 класс»
-
Учебник математики С. М. Никольский «Математика 5 класс»
-
Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 г.
Приложение:
Пояснительная записка
Презентация к уроку, составленная с помощью Power Point (ориентирована на любую интерактивную доску)
Детальное описание слайдов с заданиями
Раздаточный материал (карта команды, карточки с д/з)
Устные задания на смекалку (дополнительный материал)
Фрагмент м/ф (видеофайл)
Кадры м/ф (графические файлы)
Веселая зарядка (звуковой файл)
10