Урок-игра по произведениям А.С.Пушкина.
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Формирование читательской компетентности учащихся в области детской литературы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о биографии и творчестве А.С. Пушкина;
- учить находить информацию из разных источников;
Развивающие:
- расширять кругозор обучающихся;
- развивать коммуникативные навыки учащихся; умение работать в группах;
- укреплять интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся взаимоуважение, умение слушать другого;
- уважительно относиться к мнению других;
- воспитывать нравственные качества, такие как: внимательность, доброта, дружелюбие.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютер с выходом в интернет, выставка книг о жизни и творчестве поэта, набор карточек с заданиями, маршрутные листы для каждой из команд.
Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве «станционных смотрителей» выступают учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать произведения А.С.Пушкина.
Маршрутный лист (выполнен в виде карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. При подготовке к мероприятию необходимо изготовить, пазлы-буквы, узнать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.
Станции могут быть расположены в разных уголках школы:, в кабинетах литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале. Цель каждой команды: ответить на вопросы. За правильное выполнение задания на станциях команды получают число(закодированную букву). Из разгаданных букв должно получиться высказывание: Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина!
Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.
Ход урока.
Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)
Капитанам вручают маршрутные листы.
Станция 1. «Загадочная»
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)
Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)
Станция 2. Памятники литературным героям.
Задание: Необходимо угадать о каком литературном герое идет речь и определить через интернет, в каком городе установлен памятник этому герою.
а) Эта героиня была очень большой затейницей, она пела песни и при этом приносила большой доход в казну княжества. (Белка, г. Санкт -Петербург)
б) Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых. ( Балда, памятник установлен в Крыму)
в) На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит. (Русалка, г. Пермь)
г) Листвой резною он шумит,
Златая цепь на нём висит. (Дуб, г. Москва)
д) День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком? (Кот, г. Донецк)
е) А кому, скажи, дружок,
Громко-громко петушок
Все кричал: "Ки-ки-ри-ку!
Царствуй, лежа на боку!"? (Царь Дадон, г. Воронеж)
ж) Рыбка в сказке есть у нас,
Золотой ее окрас.
Кто желанье загадает,
Все вмиг от нее получает. (Золотая рыбка, г. Москва)
З)В чешуе как жар горя… ( 33 богатыря, г.Москва)
И) Глянь-ка в отраженье вод,
Птица белая плывет,
То не птица, а царица
На нее ты посмотри —
Все в ней дивной красоты. (Царевна-Лебедь, г. Москва)
Станция 3. Биографическая
Задание: Ответить правильно на вопросы.
1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.
(1799-1837гг.)
1) В каком городе родился А.С. Пушкин? (Москва)
2) На каком языке заговорил маленький Александр Пушкин? (Французский
язык) .
3) О ком эти строки:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(Арина Родионовна Яковлева)
4) Где учился А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)
5) Первое литературное общество, в которое вступил А.С. Пушкин,
называлось? (Арзамас)
6) Какую службу избрал для себя А.С. Пушкин после окончания лицея?
(служил в Коллегии иностранных дел).
7) Как называлось первое стихотворение А.С. Пушкина, которое было
опубликовано? («К другу стихотворцу»)
8) Какой известный поэт того времени был на экзамене А.С. Пушкина в
Царскосельском лицее? (Г.Р. Державин)
9) В каком году В.А. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»?
(В 1820 г.).
10) Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
(Семь).
11) Сколько повестей входит в сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
(Пять).
12) Скажите, какое название получил самый плодотворный период в
творчестве А.С. Пушкина, когда за три осенних месяца было создано более
30 произведений различных жанров? (Болдинская осень).
Станция 3. «Найди литературные пары»
Задание: Найти пару литературному герою
Руслан - Людмила
Князь Гвидон - Царевна Лебедь
Старик – старуха
Наина - Финн
Царь Дадон - Шамаханская царица
Лиза Муромская - Алексей Берестов
Марья Троекурова - Владимир Дубровский
Станция 4. «Быстрее, быстрее!»
Задание: Необходимо за 1 минуту ответить на большее количество вопросов.
1. Кот, житель Лукоморья? (Учёный)
2. Сколько лет прожили вместе старик со старухой? (Ровно 30 лет и 3 года)
3. Кто принёс царевне отравленное яблоко? (Чернавка)
4. Какое свойство имело зеркальце из сказки «О мёртвой царевне»? (Говорить оно умело)
5. Как обозвала старуха старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку (Дурачина ты, простофиля)
6. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»? ( «Сказка о золотом петушке»)
7. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? (Во саду ли, в огороде).
8. Кто был предводителем тридцати трех богатырей? (Черномор)
9. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)
10. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем.)
11. Что случилось со старым корытом старухи? (Раскололось)
12. Какого цвета были сапоги у старухи, когда она была столбовою дворянкой? (Красного)
13. Что приказала царица Чернавке сделать с царевной? (Увести в лес на съедение волкам)
14. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? (В Окияне - море)
15. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Новую избу)
16. В какой гроб семь богатырей положили царевну? (Хрустальный)
17. Что сделала царица с волшебным зеркальцем, когда узнала, что царевна ожила? (Разбила)
18. К какому месяцу должна, по словам царя, родить ему сына-богатыря красна девица? (К исходу сентября)
19. Что говорит ученый кот, когда идет налево? (Сказки)
20. Каково имя няни Александра Пушкина? (Арина Родионовна)
21. Сколько желаний было у старухи? (6)
Станция 5.Отгадай сказку
Задание: угадайте, о какой сказке идёт речь.
Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане»)
Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»
Станция 6.Бюро находок.
Задание: назвать сказку, в которой встречается следующий предмет.
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
Орех – «Сказка о царе Салтане»
Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Мешок – «Сказка о золотом петушке»
Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодцы, ребята! Все команды хорошо поработали и получили оценки.
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Я надеюсь, что вы и дальше будете идти по тропинкам сказок и стихов Пушкина. С удовольствием будете изучать его биографию, читать его прозаические произведения.
Читайте Пушкина, учите Пушкина,
а главное – любите Пушкина!