СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по русскому языку по теме"Слитное, раздельное и дефисное написание прилагательных""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по русскому языку по теме"Слитное, раздельное и дефисное написание прилагательных""»




Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»


(Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)















ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ОУП.01 «Русский язык»




по профессии/ специальности СПО



43.01.09 Повар, кондитер














УРОК-ИГРА


по теме:

Слитное, дефисное и раздельное написание имён существительных и прилагательных.

(АФО)



Цель:

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён существительных и прилагательных;

  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных существительных и прилагательных.


По завершению урока студент должен знать, уметь, иметь практический опыт:

  • Организация у обучающихся мотивации на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;

  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;

  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;

  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».


Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)

Необходимые принадлежности: тетради.

Задание: записать тему урока, приготовиться к игре.


Ход работы:


Организационный этап. (на столах-карточки с заданиями)



1.Мотивационный этап. Погружение в проблему.

Ведущий: Послушайте текст:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

Вопросы преподавателя для обсуждения: (обсужение вопросов в группе)

- О каких людях шла речь в тексте?

- Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние//перен. Непроницательный, недальновидный)

- Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

- Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький, т.е. «близковидящий». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали говорить близорукий.


Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:


Ведущий: В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – (курносый)

  • Голубые глаза – (голубоглазый)

  • Широкие плечи – (широкоплечий)

  • Красные щеки – (краснощекий)

  • Радуется жизни – (жизнерадостный)

  • Любит себя – (самолюбивый)


Вопрос преподавателя для обсуждения: Что объединяет все эти слова? (способ образования)

2. Актуализация опорных знаний. Организация деятельности.


Преподаватель: Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

- Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.


3.Основная часть урока. Осуществление деятельности.


Ведущий: Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

Д.Дидро

Вопросы преподавателя для обсуждения: Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

(Аргументированные высказывания обучающихся.)

- Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

- Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?


- Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.


Индивидуально-авторский стиль - это изюминка журналиста. Истоки авторского стиля - в умении убеждать сложившимися социально-психологическими стереотипами.


Комментарии обучающихся.

- Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?


- Найдите в предложениях сложные прилагательные.

(Индивидуально-авторский, социально-психологическими)


Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение, работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Знаю

Узнал

Слитно

Дефис

Слитно

Дефис






Проверяем (ответы групп)

(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)

Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут.



4. Обобщение с элементами новизны

1 группа

  1. Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.

  2. Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:



Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).



2 группа

Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами .

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный 
паровозный

  1. из сочетаний слов:

железнодорожный (железная дорога) 
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием:

высокообразованный 
быстротечный

Примеры

Раздельно

  1. качество с дополн. оттенком:

кисло-сладкий 
горько-соленый

  1. оттенки цвета:

иссиня-черный 
молочно-белый 
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только):

англо-русский 
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на -ико:

физико-математический




3 группа

  1. Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные *** пишутся слитно: белокаменный от белый камень; вагоноремонтный от ремонт вагонов;

Сложные прилагательные *** пишутся через дефис:

 бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый.

Сложные прилагательные, обозначающие *** пишутся через дефис.

головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный 
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
семилетний
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
черноволосый
черноглазый

безнадёжно-печальный
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
дворцово-парковый 
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький

блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый 
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый



  1. Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент, интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы.



- Проверим, что у вас получилось в ходе работы.

1 группа - связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно, демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.

  1. Организация самооценивания, обобщение изученного

Практическое применение учебного материала

  

- На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете в команде (игра «Знатоки»).


Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды (можно воспользоваться словарём).


    высоко-: высоковитаминный;

     глубоко-: глубокоуважаемый;

     мелко-: мелкозернистый;

     узко-: узкоспециальный;

     много-: многоотраслевой;

     толсто-: толстоногий;

     тонко-: тонкоголосый;

     густо-: густонаселённый;

     крупно-: крупнопанельный;

     круто-: крутоизогнутый;

     остро-: остродефицитный;

     чисто-: чистошерстяной;

     выше-: вышеуказанный;

     ниже-: нижеподписавшийся.


Задание № 2 группе. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман


2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками


3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ


4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный


5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский


6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый


7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ


8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо


9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты


10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель


Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте .

Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотистосерых, с нежными белыми краями.

Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...

Заключительный этап.


Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто-серых, лёгких, бледно-лиловый, земледелец.



Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных. (Презентация на тему: «Правописание сложных существительных»)

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

  1. Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).

  2. Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).

  3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).

  4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием)

Делается вывод о написании сложных прилагательных. (доклад студента )

Задание № 1

Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:

1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант - образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант - образованные от сложных существительных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Задание № 2

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Задание № 3

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.

Заключительный этап.

Презентация на тему: «Сложные существительные»

Оформление отчета

1.Работа в группах

2.Подведение итогов

Контрольные вопросы:

1.Правописание сложных существительных

2. Дефисное правописание

3.Слитное правописание



ЛИТЕРАТУРА



1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Литература. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений.: базовый уровень-3 изд-287 .– М.: «Просвещение»

2.Егорова Н.Е. «Поурочные разработки по русскому языку»,11 кл.-М :«Вако»,208 с.,2016

3.Шклярова Т.В. «Сборник диктантов по русскому языку»(пособие для преподавателей_.-М.: «Грамотей»-2-е издание , 136 с.,2016

4. Сенина Н.А. «Русский язык .Подготовка к ЕГЭ»(справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты)-Учебно-методическое пособие.-Ростов –на-Дону:Легион,2016,-489с.2016

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.«Открытый класс»-сайт учителей.

2.Российский общеобразовательный портал.



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс