СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по сказам П.П.Бажова в 5-м классе "Сказы - самоцветы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился к 135-летию со дня рождения великого уральского сказочника

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по сказам П.П.Бажова в 5-м классе "Сказы - самоцветы"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Троекурово

Лебедянского муниципального района










Сказы- самоцветы


Урок-игра по сказам П.П. Бажова

в 5б классе





к 135-летию со дня рождения

великого уральского сказочника











Учитель русского языка и литературы

Трусова Т.А.



2014

Тема урока: «Сказы – самоцветы»

(урок-игра по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)


Цель: 1) проверить знание учащимися биографии П.П. Бажова, текстов сказов, героев;

3) воспитывать любовь к творчеству П.П. Бажова


Задачи: 1) прививать любовь к литературе, воспитывать вдумчивого читателя;

2) развивать интерес к творчеству П.П. Бажова


Оформление: 1) Портрет П.П.Бажова.

2) Рисунки детей на тему сказов П.П.Бажова.

3) Презентация к уроку.

Ход урока

  1. Слово учителя.

1-2 слайд. Я рада всех вас приветствовать на нашем открытом мероприятии, посвященном 135-летию со Дня рождения Павла Петровича Бажова. Не так давно мы изучали творчество этого замечательного писателя-сказочника. Сегодня у нас будет необычный урок, урок-игра.

3 слайд.

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

(Слайд 4). Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года, в уральском городке Сысерть в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Детство мальчик провел среди горнорабочих и старателей. Урал в то время был краем легенд. Рассказывались легенды о Малахитнице - хозяйке всех подземных сокровищ, которую в народе уважительно называли "Сама", о других волшебных существах, живших под землей, в горах.

(Слайд 5)

Особым мастером на такие рассказы был один из старых горняков Василий Алексеевич Хмелинин. Сысертские мальчишки любили прибегать к дедушке Хмелинину, чтобы послушать его рассказы, а этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки "Слышь-ко") знал множество

(Слайд 6)

Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел да примечал, что слышал-записывал. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.

Слайд 7 «Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков. Позже он будет подписывать им произведения

(Слайд 8 ) В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов. 

(Слайд 9) читает Саша Дронов:

Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок. 


Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. 

(Слайд 10)

III. Словарная работа

– Так что же такое сказ и чем он отличается от сказки? Говорят ребята.

(Слайд 11)

Сказ – это прежде всего устное слово, перенесённое в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика; в сказе нет зачина; нет деления на добрых и злых волшебных героев, а волшебная сила им присуща изначально; он имеет реальную основу. 

Сказ 

  • это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

  • зачина нет;

  • имеет реальную основу.


Слайд 12. - Ребята, а как назывался сундучок, в который Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней? Давайте проверим – отгадаем кроссворд.

Кроссворд.

По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:

  1. Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова

По вертикали – герои сказов П.П. Бажов

  1. Герой сказа «Медной горы Хозяйка» Степан

  2. Как называли в народе Медной горы Хозяйку? Малахитница

  3. Имя деда в сказе «Серебряное копытце» Кокованя

  4. Он стал мастером у старика Прокопьича Данила

  5. Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» Даренка

  6. Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» Торокин

  7. Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? Синюшка

(Слайд 13) Проверьте задание. Вот решение кроссворда («Малахитовая шкатулка»)

Но вы спросите -почему такое название?


(Слайд 14.) Малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок. Он являлся основным символом природных богатств Урала и сказов Бажова.


Слайд 15. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», но она также бесценна. В ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. Долгие годы писатель собирал их, как камни в малахитовую шкатулку. Вот почему самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка».

- А кто вспомнит, в каком году вышла эта книга? В 1939 году, в год 60-летия писателя.


А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказы. За правильный ответ будете получать «самоцветы» от самой Хозяйки медной горы. По большему количеству «самоцветов» будет определяться победитель.


Слайд 16. А сейчас представьте, что находитесь у подножия горы, у самого царства Хозяйки Медной горы.


Появление Хозяйки Медной горы. Показывает малахитовую шкатулку с подарками.

Слайд 17 Викторина по сказам П.П.Бажова, сопровождающаяся различными творческими заданиями.



Разминка

1. Сколько всего написал сказов П.П.Бажов? ( 52)

2. «Кто больше?» Сколько же сказов прочитали? Перечислите.


Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете содержание, внимательно ли читали сказы.


Слайд 18. «Четвертый лишний». Из какого сказа эти герои?

1) Данила- мастер, Катя, Русалочка, Медной горы Хозяйка («Каменный цветок»)

2) Кокованя, Даренка, Муренка, Жучка. ( ««Серебряное копытце»?

3) Илья, бабка Лукерья, чернавка, бабка Синюшка (« Синюшкин колодец»)

4) Приказчик Душной козел, Медной горы Хозяйка, Степанушка, Василиса Прекрасная

( «Медной горы Хозяйка»).


Молодцы! Продолжаем.


Слайды 19-26


Слайд 27 – 29 Загадки

Слайд 30-33 Ребусы


А теперь посмотрим, как вы узнаете сказы по отрывкам.


Из какого сказа эти слова?

1.«Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка весёлыми глазами, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать».

(«Огневушка-поскакушка») Слайд 34


  1. К какому сказу эта иллюстрация? Слайд 35 


- О какой мечте Данилы-мастера поведал нам сказитель?


Сила эта мастерством прозывается и не каждому дается. А если овладел мастерством ,дело с любовью делаешь, тут и красота придет, и неважно, цветок ли ты из камня делаешь, конька ли крылатого на сабле чеканишь или уголь обжигаешь, главное, чтобы в каждом деле душа живая была. Нужно только найти эту живинку. («Каменный цветок») 


  1. Как будет называться следующий сказ?


«Ночь-то… светлая, далеко видно… Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие…(«Серебряное копытце») (Слайд 36)

4. Назовите сказ, иллюстрацию к которому видите на экране.

(«Малахитовая шкатулка») (Слайд 37)


5. К какому сказу данная иллюстрация?

(«Синюшкин колодец») (Слайд 38)

– Какую тайну хранил в себе Синюшкин колодец?


6. О каком сказе идёт речь?

«Открыли глаза, видят – сидят на том же месте, только примятая трава поднялась, а кругом два широких обруча, один золотой, другой чернокаменный. Видно, женщина обошла их кругом да из рукавов и насыпала. Ребята кинулись бежать, да золотой обруч не пускает…» («Голубая змейка»)

(Слайд39)


7. Иллюстрация к какому сказу представлена на экране?

(«Каменный цветок») (Слайд 40)

– Какой эпизод запечатлён из произведения?

«Сидит – молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом спрашивает…»

– Какой разговор состоялся между Хозяйкой медной горы и Данилой?


Прослушайте отрывок и назовите сказ П.П. Бажова (чтение эпизода учителем под музыку)

(Слайд 41)

«Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
– Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Её одёжа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз шёлк, хоть рукой погладить.
«Вот, – думает парень, – беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта – малахитница-то – любит над человеком мудровать.
Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
– Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Парень испужался, конечно, а виду не оказывает.» («Медной горы Хозяйка»)


– Какое настроение помогает передать музыка?

– Какой изображает Медной горы Хозяйку сказитель?

– А какой вы изобразили её на своих рисунках?

– Угадайте, кому подарила властная Хозяйка свою малахитовую шкатулку?


(Слайд 42)

Заключительное слово учителя

Сегодня на уроке мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная книга Сказов ещё таит в себе много нового и неизведанного.


(чтение стихотворения учеником)


(Слайд 43) Вадим Кузьмин читает:

С Данилой вместе ухожу я в гору
К Хозяйке, посмотреть её цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнём сияет каждый лепесток.
В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!


IX. Подведение итогов

Подсчёт полученных самоцветов за работу, за рисунки, за решение кроссворда и т.д.


Конкурс рисунков. Хозяйка Медной горы награждает за рисунки.


Итог урока- игры.

Хозяйка Медной горы подсчитывает «самоцветы», объявляет победителя и вручает малахитовую шкатулку. Благодарит за прекрасное знание сказов.