СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- игра по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием игровых технологий для обучающихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок- игра по теме "Лексика"»

Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» 6 класс

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Форма урока: урок-игра


Цели как деятельность учеников.

Л: формировать уважение к языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа.

Метапредметные:

М/п: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности, стараться слушать и слышать друг друга.

Предметные:

2ЛР: расширять представление о русском языке, его богатстве и разнообразии.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  2. Формулирование темы урока.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы повторим всё, что изучили по теме «Лексика». Но у нас не обычный урок, а урок-игра, но не просто игра, а игра интеллектуальная.

Сегодня вы работаете в группах. Каждая группа – это команда. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем игры.

  1. Языковая разминка.

- А сейчас первый конкурс – языковая разминка. Вы должны будете ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ команда получает лавровый листочек. Победителем первого этапа игры становится та команда, которая наберёт наибольшее количество лавровых листочков.

Вопросы по пройденному материалу.

  1. Назовите фамилию автора-составителя «Толкового словаря живого великорусского языка. (В.И.Даль)

  2. Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:

Цвет фиалки и сирени (фиолетовый)

  1. Слова, разные по значению, но одинаковые по написанию (омонимы)

  2. Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:

Мысленно представить себе что-то (воображение, вообразить)

  1. Слова, разные по написанию, но имеющие сходно лексическое значение (синонимы)

  2. Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:

Очень большой, огромный (гигантский)

  1. Слова, вышедшие из употребления, но имеющие синоним в современном русском языке (архаизмы)

  2. Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:

Благозвучное соединение нескольких звуков (аккорд)

  1. Слова, которые употребляются только в определённой местности (диалектизмы)

  2. Слова, вышедшие из употребления и не имеющие аналогов в современном русском языке (историзмы)

  3. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

  4. Раздел науки о языке, в котором изучается происхождение слов (этимология)

  5. Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы)

  6. Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (жаргонизмы)

  7. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)



IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

- Итак, команда, набравшая наибольшее количество очков, получат право выбрать звёздочку, за которой содержится вопрос.

Слайд 2

Вопросы под звёздочками:

1.Диалектизмы

- Прочитайте отрывок из книги М.И. Булатова и В.И. Порудоминского «Собирал человек слова…»

Привал. В толпе солдат отыщем Даля. Подойдём – чтобы не мешать- незаметно, сзади. Через Далево плечо заглянем в заветную тетрадку, посмотрим, как приходят в неё слова.

Солдат оступился, выругался в сердцах

- Чёртова (…)

- Калуга! – подтвердил другой, костромич. (…)

Вестовой, северянин, именует:

- Лыва!

- Лыва? – переспрашивает Даль.

- А как же, налило воды – вот и лыва.

Между тем тамбовец даёт новое имя – мочажина.

Астраханец поправляет – мочаг – озерцо на солончаках.

- Внимание, вопрос:

Слова калуга, лыва, мочажина, мочаг обозначают одно и то же. Какое общее значение имеют эти слова?

(ответ: лужа)



2. Этимология:

- Перед вами несколько картинок. Что на них изображено?

(манжеты, маникюр, манускрипт)

- Все эти слова имеют общий исторический элемент «ман», который восходит к латинскому слову «манус». Вдумайтесь в лексическое значение слов и переведите слово «манус» на русский язык.

(ответ: «манус»- рука)


3. Устаревшие слова:

- Перед вами слова, в современном русском языке не употребляющиеся. Но всё-таки они оставили в нашем языке свой след:

Худог – искусный

Говядо – скот

Кол – небольшой участок земли

Вервь – жгут ткани или сплетённых нитей.

- Вспомните слова и выражения современного русского языка, в котором они сохранились.

(ответ: художник, говядина, «ни кола ни двора», верёвка)


4. Жаргонизмы:

Перед вами отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский», переведённый на очень современный русский язык:


«Приехав в таун Андрей Гаврилович найтанулся у своего дружка…»

-Известно, что многие жаргонизмы появились в русском языке в виде искажённых иностранных слов. Например, «шузы» от английского  «Shoes» - обувь, «таун» от английского « town» - город.

- Переведите на русский язык слово «найтанулся»

(ответ: переночевал от англ. «night» - ночь)

5. Фразеологизмы:

Перед вами фразеологизмы, буквально переведённые с французского языка:

Жить, как петух на откорме (беззаботно)

В те времена, когда королева Берта пряла (очень давно)

Одним камнем сделать два удара (успешно сделать два дела одновременно)

- Подберите к данным фразеологизмам русский эквивалент.

Эквивалент – нечто, равноценное другому, вполне заменяющее его.

(ответ: жить, как у Христа за пазухой, (кататься, как сыр в масле), при царе Горохе, убить двух зайцев)

6. Метафора:

- Перед вами рисунок. На нём изображён некий предмет. Но этот предмет назван не в прямом значении, а в переносном. Вопрос: что это за предмет?

(ответ: яйцо и цыплёнок)

Вопрос построен на основе загадки К. Чуковского:


Был белый дом, Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

— Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.


  1. Итог урока

Подведение итогов игры, объявление победителей, взаимооценка.

- Оцените работу друг друга, своей группы, воспользовавшись таблицей взаимооценки:


 

Группа №

Вопрос

Ответ

1

Насколько активна была ваша группа?

Активность высокая

Активность средняя

Активность низкая

2

Все ли члены группы были одинаково активны?

Все работали одинаково активно

Некоторые члены группы были пассивны

Кроме одного, никто не работал

3

Довольны ли вы результатами работы своей группы на уроке?

Да, полностью

Не очень довольны, можно было бы сделать больше

Нет, мы не были старательны

4

Поставьте, пожалуйста, оценку каждому члену группы с учетом его вклада в общее дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!