СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме "Обобщение материала по глаголу" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Обобщение материала по глаголу" 5 класс»

Конспект урока по русскому языку

Подготовила: Славнова М.С.

Дата:

Класс: 5

Тема: повторение и обобщение материала по теме «Глагол»

Цель: обобщить, углубить знания учащихся по теме «Глагол», совершенствовать орфографические навыки написания глаголов, развивать внимательность, память, сообразительность, логическое мышление, умение применять на практике теоретические знания; воспитывать умение работать в команде, командный дух.

Тип урока: урок обобщения материала.

Форма проведения: урок-игра.

Оборудование: карточки с заданиями для игры, «табло» с категориями игры, очками за их выполнение, карточки с очками для команд, грамота, знаки отличия для победителей.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация. Сообщение темы, цели урока. Как вы понимаете пословица: одна голова хорошо, а две лучше. Один за всех – все за одного. Друг за дружку держаться – ничего не бояться. один палец – не кулак. Какой темой их можно объединить? (Работа в коллективе дает больше результата). Именно коллективная работа сегодня поможет нам добиться успеха. Тема, которую мы заканчиваем изучать довольно сложная, ведь из всех частей речи глагол имеет больше всего грамматических категорий, а также глаголы сложны в орфографии. Поэтому не одна голова пригодится сегодня, чтобы повторить и обобщить все, что мы знаем о глаголе. Делать мы будем это играя.

  3. Игра.

Деление учащихся на 2 команды. Объяснение правил игры.

Каждая команда поочередно выбирает на табло категорию игры, на вопросы которой хотела бы дать ответ, а также количество очков данного вопроса. Под меньшим количеством очков скрыты более легкие вопросы, чем больше очков, тем сложнее вопрос. Табло выглядит следующим образом:



КАТЕГОРИЯ


ОЧКИ

Теоретическая

20

30

40

50

Практическая

20

30

40

50

Сообразительная

20

30

40

50

Мудрая

20

30

40

50

За правильный ответ на свой вопрос команда получает очки, предназначенные за него. На ответ дается 1-2 минуты. Если команда не дает ответ или отвечает неправильно, то возможность ответить и получить балл получает команда-соперник. После каждого раунда короткий блиц-вопрос, на который может дать ответ любая команда и заработать дополнительные 10 очков. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Вопросы:

Теоретическая категория 20: какие формы глагола существуют? Какая из них начальная? Чем она отличается от других?

Теоретическая категория 30: что такое спряжение глагола? Как его определить? Приведите пример.

Теоретическая категория 40: расскажите, какие бывают виды глагола, как их определить, чем они отличаются. Приведите по 2 примера каждого вида.

Теоретическая категория 50: расскажите все орфограммы в глаголах, которые мы выучили в этой теме с примерами (6: не с глаголами, е-и в корне, ь после шипящих 2л.,едч., ь в тся, ться, ь в инфинитивах, е-и в личных окончаниях глаголов).

Практическая категория 20: составьте видовые пары глаголов: говорить, идти, видеть, раздать, выстоять, переждать.

Практическая категория 30: определите спряжение глаголов: зеленеть, освежать, шить, слышать, сидеть, седеть, блестеть, выражать.

Практическая категория 40: словарный диктант на все орфограммы: соб..рат..ся, узнаеш..?, (не)годовать, (не)набежала, зам..рать, желаеш..?, слыш..т, стро..т, заст..ла..т, зажеч.. Определите спряжение всех глаголов.

Практическая категория 50: морфологический разбор глагола: солнце шутливо выглядывало из-за туч и снова скрывалось за ними.

Сообразительная категория 20: Во что превратятся глаголы: мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение? (в сущ).

Сообразительная категория 30: угадайте слово: приставка слова вынести, суффикс слова спрыгнуть, суффикс инфинитива плыть. (вынуть). Какая особенность глагола? (нет корня)

Сообразительная категория 40: от какого устаревшего слова пошло слово глагол? Вспомните оставшуюся в русскому современном языке пословицу с этим словом. Переведите дословно слово глагол, исходя из значения слова. (глагол произошло от глаголить, что означало говорить. Значит, слово глагол можно перевести на современный язык как «речь». Устами младенца глаголит истина).

Сообразительная категория 50: Мы говорим: «Учёный прочитал лекцию», «Прочитай стихотворение». А почему ПРОЧИТАЛ? Ведь перед читающим нет текста. (В средневековых университетах основным видом занятий было чтение. Преподаватель читал книгу и объяснял, толковал недостаточно понятные места. Книгопечатания ещё не было, книгу переписывали от руки, и была она очень дорога и малодоступна. Книга для чтения перед большим числом слушателей писалась очень крупными буквами. Поэтому старинные книги достигали громадных размеров – до полуметра и больше. ОТ тех времён и сохранилось выражение ЧИТАТЬ ЛЕКЦИИ, СТИХИ). А какая самая большая книга в мире?

Мудрая категория 20: соберите пословицу, подчеркните члены предложения. Какой частью речи является сказуемое? (Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет).

Мудрая категория 30: закончите пословицы глаголами-антонимами, объясните смысл пословиц:

Сумел завязать, сумей и….

Чем зря кричать, лучше...

По одежке встречают, а по уму…

Лето припасает, а зима …

Легко друга потерять, но трудно…

Мудрая категория 40: восстановите пословицы по словам-подсказкам, какие орфограммы вы нашли в глаголах: шило-мешок, язык-дело, дело-мастер, труд-лень (шило в мешке не утаишь, не спеши языком, торопись делом, дело мастера боится, труд человека кормит, а лень портит).

Мудрая категория 50: задание для 2 команд: кто больше за 2 минуты вспомнит пословиц с глаголом, стоящем во 2 л. ед.ч. (тише едешь-дальше будешь).

Блиц-вопросы:

-как изменяются глаголы прошедшего времени?

-в каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)

- что такое инфинитив?

- образуйте все возможные формы глагола от существительного мороз (морозить-неопр.ф., морозит – безл.ф., морожу – личная. ф.).

-проспрягайте по лицам глагол: ездить.

-воспроизведите правило ослика ИА (если после корня стоит суф. А, в корне глагола пиши и).

Физкультминутка проводится в середине игры: учитель называет глаголы, ученики выполняют противоположное действие:

Учитель: шагаем, ученики стоят; опускаем руки – поднимают, задираем голову вправо, влево – наклоняют вправо, влево, вытягиваемся на носочки – приседают, стоим на месте – бегут на месте, поднимаемся вверх – опускаются на стулья.

  1. Подведение итогов. Подсчитываются очки обеих команд, определяется победитель. Выставление оценок с комментарием. Награждение команды победителей грамотой. Самые активные игроки награждаются отличительными знаками «Лучший «Глаголовед».

Награды победителям:



Карточки с очками для команд

20



50

30



40







Карточки

Практическая категория 20: составьте видовые пары глаголов: говорить, идти, видеть, раздать, выстоять, переждать.



Практическая категория 30: определите спряжение глаголов: зеленеть, освежать, шить, слышать, сидеть, седеть, блестеть, выражать.



Практическая категория 40: словарный диктант на все орфограммы: соб..рат..ся, узнаеш..?, (не)годовать, (не)набежала, зам..рать, желаеш..?, слыш..т, стро..т, заст..ла..т, зажеч.. Определите спряжение всех глаголов.



Практическая категория 50: морфологический разбор глагола: солнце шутливо выглядывало из-за туч и снова скрывалось за ними.

Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет



Мудрая категория 30: закончите пословицы глаголами-антонимами, объясните смысл пословиц:

Сумел завязать, сумей и….

Чем зря кричать, лучше...

По одежке встречают, а по уму…

Лето припасает, а зима …

Легко друга потерять, но трудно…



Мудрая категория 40: восстановите пословицы по словам-подсказкам, какие орфограммы вы нашли в глаголах: шило-мешок, язык-дело, дело-мастер, труд-лень.

20

30

40









40

30

20

40

50

30

50

20

















20

30

40

50

50





























10

10



10

10

10

10

10

10

10





























10

10

10




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!