СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме "Русь в 9 - первой половине 12 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок "Русь в 9 - первой половине 12 века" проведен в форме урока-игры, на котором были проверены знания учащихся 6 класса по данной теме. Разработка урока содержит восемь различных видов заданий, которые помогут выявить уровень подготовленности участников игры.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Русь в 9 - первой половине 12 века"»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XII века» в 6 кл.

Цели: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.

Оборудование: карта «Киевская Русь», иллюстрированный материал, карточки.

Форма урока: урок - игра

Ход урока:

Класс разбивается на три команды; они готовят визитку, которая содержит: название команды, эмблему, девиз и приветствие.

I этап: Вводно-мотивационный.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим урок-игру, я надеюсь, что вы сможете показать свои знания по изученному материалу и желаю всем успеха.

Организационный момент

Вспомните, на прошлом уроке вы были разделены на команды и должны были придумать название, эмблему и девиз команды и сегодня у нас последний урок по теме. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Ответы учеников: повторять, обобщать материал по пройденной теме. Правильно

Выход на тему и задачи урока

Итак, тема нашего урока: «Повторение и обобщение по теме Русь в IX – первой половине XII века, он будет в форме викторины. Напоминаю ее условия: учащиеся поделены на три команды, предварительно получили задания. За каждым конкурсом будет следить жюри, и знакомить с результатами. Сегодня оценивать вас будет жюри в составе:

II этап: Организация познавательной деятельности по решению учебной задачи.

Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах, парах)

Конкурсные задания

1 конкурс “Разминка”

Представление командами своего названия, эмблемы и девиза. 5 баллов.

2 конкурс капитанов. «Волшебный мешочек»

В мешочке – серебряные гривни с вопросами, за каждый правильный ответ игрок получает гривну.

1.Назовите автора «Повести временных лет»

2. Какого князя называли Вещим?

3. Из кого рода происходил князь Игорь?

4. Какой князь начал чеканить первые деньги?

5. Что установила княгиня Ольга?

6. Князь, который разгромил Хазарский каганат

7. Кого называют тестем Европы?

8. Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота?

9. Кто из русских князей написал «Поучение детям»

10. Какой князь прибил щит на ворота Царьграда?

11. Какого князя называла Рогнеда «рабычичем»?

12. За что получил свое прозвище Святополк Окаянный?

3 конкурс «Исправьте ошибку»

Работа в парах, с каждой команды приглашается два участника, они получают конверт с заданиями, которые содержат одну ошибку в определении термина, или неправильно указано прозвище, дата. Учащиеся должны найти и исправить ошибку. За каждую исправленную ошибку - 1бал.

1. Столицей Византии был город Херсонес. ( Константинополь)

2. 758 году Власть в Киеве захватил князь Олег. (882 год).

3. Князь Олег погиб во время бунта, который вспыхнул из-за недовольства древлян размерами дани. (Игорь)

4. После смерти князя Олега в 912 году полноправным правителем стала его жена Ольга. (Игорь)

5. Перед началом военных походов, по свидетельству летописца, княгиня Ольга посылала своих послов со словами: «Иду на Вы». (Князь Святослав)

6. По свидетельству летописца, в 912 году от укуса змеи погиб князь Святослав. (Олег)

7. Олег прибыл из Новгорода, и привез с собой малолетнего Игоря из княжеского рода Киевичей. (Рюриковичей)


Физминутка


4 конкурс «Исторический портрет»

От каждой команды приглашается один участник, учитель зачитывает характеристику исторической личности, а учащийся определяет, о ком идет речь. В случае неправильного ответа право отвечать передается другому участнику, за каждый правильный ответ по одному балу.

1. Всю жизнь провел в походах,

На битву, как на праздник, шел,

И на Днепровских он порогах,

К несчастью, смерть свою нашел (Князь Святослав)

2. Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали.

И мудрейшим называли (Князь Ярослав Мудрый)

3. Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь

Сокрушал языческих богов. (Князь Владимир)

4.  Родоначальник он князей,
Над русичами что стояли.
И долго род варяжский сей.
Среди других был всех главней. (Рюрик)

5. «Иду на вы!- врагу он говорил.
И храбрым воином прослыл
Походов много совершил,
Но Русь он всёж не защитил. (Святослав.)
6. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”. (Князь Игорь)

Оценивание жюри, за каждый правильный ответ по одному балу.

5 конкурс «Разрешите ребус»

Команда получает конверт с ребусом, в котором зашифрованы имена исторических личностей, по пройденному материалу. Найдите ключ и за 3 минуты найдите как можно больше слов, (работа в группах)

М

А

О

Л

Л

И


В

О

Х

Й

Ь

А

Р

Л

А

Н

М

Ы

Г

Д

Й

С

О

О

У

Р

А

И

И

Я

Т

М

Д

Д

В

М

К

В

С

Ключи: Мономах, Мудрый, Ольга, Кий, Святослав

Оценивание жюри,


6 конкурс «Дерево вопросов»

Для проведения этого конкурса учитель заранее готовит макет дерева, к которому прикреплены листочки на магнитах и на внутренней стороне написаны вопросы в виде «Да-нетка». По два представителя с каждой команды по очереди подходят к дереву и, оборвавши определенный листок, вслух читают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ команда получает одному балу. Работы сдаются жюри.

-Жителей Скадинавии славяне называли варягами

-Княгиня Ольга приняла ислам

-Бог грома и молнии у славян Стрибог

-Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией

-Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям»


-Олег разгромил Хазарский каганат

-Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота

-Нестор - автор «Повести временных лет»

-В 988 году было принято христианство

-Князь Игорь получил прозвище «Окаянный»

-Княгиня Ольга ввела погосты

-Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян

-Владимир Мономах - внук византийского императора

-митрополит - глава русской православной церкви

-Макошь - божество плодородия


7 конкурс «Ролевая игра»

Каждая из команд получает карточку с изображением представителя, какой либо социальной структуры общества, после чего выполняют задания:

Представитель, какого сословия населения изображен на иллюстрации?

Представьте, что вы принадлежите к этому сословию населения, изображенного на иллюстрации. Расскажите про свою хозяйственную и повседневную жизнь

Для подготовки дается 5 минут, после чего каждый представитель команды говорит одно или два предложения и передает слово своему соседу.

8 конкурс «Я знаю этого князя». Представитель каждой команды выбирает портрет князя, рассказывает о нем как можно больше фактов. Побеждает тот, кто вспомнит и расскажет больше.

III этап: Контроль и коррекция

Практический выход (отчет команд о проделанной работе в виде анкеты).


Анкета команды __________________

Критерии оценки

Фамилии, имена

капитан






1. Активно работал в группе, команде

 



 



2. Выполнял свои обязанности

 



 



3. Соблюдал культуру общения

 



 



 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в паре, группе.

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


Рефлексия

«Три лица»

На парте лежат смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на доску.

Заключение. Подведение итогов и выставление оценок.

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд

Домашнее задание: напишите письмо другу, « У нас сегодня на уроке…»






Конкурс «Ролевая игра»

1. Представитель, какого сословия населения изображен на иллюстрации?

2. Представьте, что вы принадлежите к этому сословию населения, изображенного на иллюстрации.

3. Расскажите про свою хозяйственную и повседневную жизнь























Конкурс «Ролевая игра»

1. Представитель, какого сословия населения изображен на иллюстрации?

2. Представьте, что вы принадлежите к этому сословию населения, изображенного на иллюстрации.

3. Расскажите про свою хозяйственную и повседневную жизнь

















Конкурс «Ролевая игра»























1. Представитель, какого сословия населения изображен на иллюстрации?

2. Представьте, что вы принадлежите к этому сословию населения, изображенного на иллюстрации.

3. Расскажите про свою хозяйственную и повседневную жизнь






Учащиеся должны найти и исправить ошибку. За каждую исправленную ошибку - 1бал.

1. Столицей Византии был город Херсонес.

2. 758 году Власть в Киеве захватил князь Олег.

3. Князь Олег погиб во время бунта, который вспыхнул из-за недовольства древлян размерами дани.

4. После смерти князя Олега в 912 году полноправным правителем стала его жена Ольга.

5. Перед началом военных походов, по свидетельству летописца, княгиня Ольга посылала своих послов со словами: «Иду на Вы».

6. По свидетельству летописца, в 912 году от укуса змее погиб князь Святослав.

7. Олег прибыл из Новгорода, и привез с собой малолетнего Игоря из княжеского рода Киевичей.




Учащиеся должны найти и исправить ошибку. За каждую исправленную ошибку - 1бал.

1. Столицей Византии был город Херсонес.

2. 758 году Власть в Киеве захватил князь Олег.

3. Князь Олег погиб во время бунта, который вспыхнул из-за недовольства древлян размерами дани.

4. После смерти князя Олега в 912 году полноправным правителем стала его жена Ольга.

5. Перед началом военных походов, по свидетельству летописца, княгиня Ольга посылала своих послов со словами: «Иду на Вы».

6. По свидетельству летописца, в 912 году от укуса змее погиб князь Святослав.

7. Олег прибыл из Новгорода, и привез с собой малолетнего Игоря из княжеского рода Киевичей.




Учащиеся должны найти и исправить ошибку. За каждую исправленную ошибку - 1бал.

1. Столицей Византии был город Херсонес.

2. 758 году Власть в Киеве захватил князь Олег.

3. Князь Олег погиб во время бунта, который вспыхнул из-за недовольства древлян размерами дани.

4. После смерти князя Олега в 912 году полноправным правителем стала его жена Ольга.

5. Перед началом военных походов, по свидетельству летописца, княгиня Ольга посылала своих послов со словами: «Иду на Вы».

6. По свидетельству летописца, в 912 году от укуса змее погиб князь Святослав.

7. Олег прибыл из Новгорода, и привез с собой малолетнего Игоря из княжеского рода Киевичей.





Анкета команды __________________

Критерии оценки

Фамилии, имена

капитан






1. Активно работал в группе, команде

 



 



2. Выполнял свои обязанности

 



 



3. Соблюдал культуру общения

 



 



 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в паре, группе.

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя






Анкета команды __________________

Критерии оценки

Фамилии, имена

капитан






1. Активно работал в группе, команде

 



 



2. Выполнял свои обязанности

 



 



3. Соблюдал культуру общения

 



 



 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в паре, группе.

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя




Анкета команды __________________

Критерии оценки

Фамилии, имена

капитан






1. Активно работал в группе, команде

 



 



2. Выполнял свои обязанности

 



 



3. Соблюдал культуру общения

 



 



 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в паре, группе.

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя



М

А

О

Л

Л

И


В

О

Х

Й

Ь

А

Р

Л

А

Н

М

Ы

Г

Д

Й

С

О

О

У

Р

А

И

И

Я

Т

М

Д

Д

В

М

К

В

С




М

А

О

Л

Л

И


В

О

Х

Й

Ь

А

Р

Л

А

Н

М

Ы

Г

Д

Й

С

О

О

У

Р

А

И

И

Я

Т

М

Д

Д

В

М

К

В

С





М

А

О

Л

Л

И


В

О

Х

Й

Ь

А

Р

Л

А

Н

М

Ы

Г

Д

Й

С

О

О

У

Р

А

И

И

Я

Т

М

Д

Д

В

М

К

В

С











Урок – игра «Русь в IX – первой половине XII века». 6 класс.



конкурсы

команда

команда

команда

1 конкурс “Разминка”

Представление командами своего названия,

эмблемы и девиза




2 конкурс капитанов. «Волшебный мешочек»




3 конкурс «Исправьте ошибку»




4 конкурс «Исторический портрет»




5 конкурс «Разрешите ребус»





6 конкурс «Дерево вопросов»





7 конкурс «Реши кроссворд».





8 конкурс «Ролевая игра»






Итого: