ГБОУ ЛНР «Стахановская многопрофильная гимназия №15
имени В.А.Сухомлинского»
Разработка
Урок-игра «Поле чудес»
по произведению
«Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина
в 4 классе
Составила и провела:
Козыренко О.А.,
учитель I категории
Тема семинара:
«Формирование интереса к чтению как одно из средств воспитания духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением»
Урок-игра «Поле чудес»
по произведению «Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина
Цели:
помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
формировать понятия счастья, добра, зла, красоты, смысла жизни, способности к самоотдаче;
работать над развитием речи, развивать воображение, память и наблюдательность;
формировать интерес к чтению как одну из основ становления личности с гуманистическим мировоззрением.
Оборудование: игровой барабан, алфавит(13экз.), плакаты с названием произведения, с эпиграфом, видео- и аудиоматериалы (биография писателя, музыка, песня «Поделись своей добротой»), заготовленные призы (для выпавшего сектора «Приз» - несколько, для победителя игры, для участников игры со зрителями)
Эпиграф урока (на доске):
«Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы». В. М. Гаршин
Здравствуйте, ребята! Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Здравствуйте, гости!
Подарите улыбку друг другу! Помните: если улыбаться, неся добро людям, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало!
С
егодня мы проведём игру «Поле чудес» по «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина. Я думаю, что вы, ребята, покажете знание и понимание сюжета сказки.
Итак, мы начинаем игру.
Напоминаю правила.
Для участия в игре мы определяем три тройки игроков.
Участники по очереди будут вращать игровой барабан. При выпадении «положительного» сектора участник называет букву. Если эта буква есть в загаданном слове, буква открывается, участник продолжает вращать барабан, заработав указанное количество очков. Если такой буквы нет, ход переходит другому игроку. Сектор «Б» «банкрот» и «0» в нашей игре - ход переходит к другому игроку; сектор «+» - можете открыть любую букву; сектор «приз» - вы можете взять приз и выйти из игры, а можете продолжить игру.
Сегодня приз может заработать каждый из вас, если правильно ответит на вопросы беседы со зрителями.
- Прочтите эпиграф к нашему уроку.
- Как вы понимаете смысл прочитанного? (когда тебе кто-то помог, сделал доброе дело, то тот человек вспоминает об этом с благодарностью, относится с уважением к тому, кто помог)
Немало хороших, поучительных произведений написал автор этих слов. Предлагаю посмотреть видео об интересных фактах из жизни В.М. Гаршина. ВИДЕО (2 мин 23 сек.)
Беседа:
- Где прошло детство Всеволода Гаршина? (в поселке Старобельск – сейчас это районный центр Луганской обл., там есть памятник писателю)
- Чем любил маленький Сева заниматься в детстве? (читать и наблюдать за животными и растениями родного края)
- Какого сказочника Всеволод Гаршин считал своим учителем в области литературы? (Андерсена)
- Назовите наиболее известные сказки Гаршина. («Сказка о жабе и розе» и «Лягушка-путешественница»)
Дома вы должны были прочитать трогательное произведение Всеволода Гаршина «Сказка о жабе и розе», прекрасное по форме и глубокое по содержанию.
А родилась эта сказка благодаря чудесной музыке.
Настрой на игру: звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.
(звучит мелодия, рассказ на фоне тихо звучащей музыки )
Так вот, однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга. В доме был гость - композитор Антон Рубинштейн, который сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.
(иллюстрация)
Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, а попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности, участвуя в литературном Поле чудес.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:
( Сказка. Сказка - вымысел. Роза и жаба разговаривают)
(Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)
(ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту)
(понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку, завидовала её красоте и аромату)
(слопать розу)
Автор говорит о розе: «Если бы она могла на самом деле плакать, то не от горя, а от счастья…» - От какого счастья, в чём оно? (ЖИТЬ. Ведь она дарит красоту миру!)
Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. А если человек счастлив, то он достигает расцвета своей души. Что же он тогда подарит людям?
(любовь, заботу, тепло, счастье)
(семилетний мальчик Вася)
(не рвал цветы, не ломал ветки, ему был знаком каждый куст и стебель, он наблюдал за паучками, ящерицами, ёжиком, как сам Всеволод Гаршин в детстве)
(за правильные ответы вручаются открытки с розочками трёх цветов – красного, жёлтого и белого)
Посмотрите на цвет ваших роз. Обладатели роз одного цвета станут игроками одной тройки.
Остальные ребята активно участвуют в игре со зрителями.
(игрокам вручается алфавит)
- Приглашаю первую тройку игроков – красная роза!
I ТУР:
- Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, … в цветнике было так мирно и спокойно, что…
- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Какая она была в это утро?
БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА №1
(Получение и защита Золотого формуляра ученицей 5-А класса Курянской Викторией: её выставка книг, фото, мир увлечений – пение, танцы, шахматы), пение отрывка песни и рассказ о любимой книге, которую недавно прочитала.)
II ТУР:
- Продолжаем игру. Приглашаю вторую тройку игроков – жёлтая роза!
- Что особенно духовного было в действиях, мыслях и поступках розы? Что она умела делать?
Учитель: Её запах был её словами, слезами и молитвами.
- Господи! – произносила роза, взывая, чтобы умереть достойно и с пользой прожить свои коротенькие три дня, даря людям добро и счастье.
БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА №2
(Выступает со своим проектом победитель Конкурса домашних библиотек – Стефанов Платон)
III ТУР:
- Начинаем ІІІ тур – участвуют получившие белую розу!
- Мальчик, любящий всё живое вокруг, был слабым, тихим, кротким, но не смог посещать цветник, т.к. заболел. Что проявляем мы, читатели, к этому мальчику?
БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА №3
(стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка» декламирует Молоткова Евгения, - победительница городского конкурса чтецов произведений духовно-нравственного содержания и первая обладательница Золотого формуляра в нашей гимназии -11 лет назад)
ФИНАЛ:
- Что символизирует жаба?
- Верно, уродство как внешнее, так и внутреннее, моральное, деградацию человека, движение вниз по наклонной, когда ненависть и зависть к людям ставятся превыше всего! Это низменное чувство и поступки!
- Победитель нашей игры …..
Игра со зрителями:
1. Что сближает мальчика и розу?
(они оба любят и ценят прекрасное, у них у обоих короткая жизнь, они умирают)
2. Кто проявил любовь к больному мальчику, кто о нём заботился?
(сестра Маша)
3.Как она заботилась о брате?
(читала ему, звала его домой с прогулки, чтобы брат не простудился, сидела у изголовья, когда он плохо себя чувствовал, ласково называла голубчиком и заменяла во всём мать)
- Беседовала с мальчиком сестра так нежно, по-доброму, рассказывая с теплотой души о цветнике, куда мальчик не мог уже выйти погулять, исполнила последнюю просьбу мальчика - срезала и принесла брату розу в дом, чтобы он смог полюбоваться ею, поставив в стакан с водой.
4. Как отреагировал мальчик, увидев желанную прекрасную и долгожданную розу?
(улыбнулся, протянул ручонку понюхать её и произнёс: Ах, как хорошо)
Пусть не во власти розы было исцелить и спасти ребёнка, но подарить пусть и мимолётные минуты счастья и радости она смогла.
Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы.
5. Как вы считаете, умерла ли в итоге роза?
(и да, и нет)
6. Как это может быть?
(умерла физически, завяла, пожертвовала собой ради желания больного мальчика, а жива своим добрым поступком)
7. Забыли ли розу после этого случая?
(Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них. В этом и проявилась благодарность розе)
- Добрые дела людей, их поступки живы вечно - столько времени, сколько помнят о них, помнят с благодарностью.
СУПЕР-ИГРА
- Как называется сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к своему ближнему и просто к другому человеку? Именно такое отношения проявила сестра к брату и розочка к больному мальчику!
- Победитель супер-игры ….. (Награждение победителя)
- В чём же главная мысль произведения?
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...»
(показываю плакат с надписью и иллюстрацией)
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОРОЛЕВЫ РОЗЫ: (ученица 5 класса)
Я распустилась в чудесном саду.
Славную песню я миру пою:
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца:
Ребёнку цветок я свой отдала.
(Ученица ставит свежую розу в вазу).
- Королева Роза и нам дарит любовь и красоту
(раздает розочки с пожеланиями всем гостям)
А главное – пожелание-призыв для всех присутствующих: быть добрым!
(декламирует ученик – Козыренко Богдан с аппликацией «Доброта»)
Доброта...
Ирина Самарина-Лабиринт
Д
оброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…
Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно
Эту землю делает добрей…
И
ребёнок, пожалев дворнягу,
Дав ей из портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…
Где добро, там свет – а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта…
(видео с песней «Поделись своей добротой»)
ИТОГ:
- Добрый человек на земле делает этот мир ещё светлее, надёжнее, счастливее. Всеволод Михайлович Гаршин словно хочет сказать: «Пусть ваша душа будет так же прекрасна, как этот удивительный цветок, учитесь у мира только хорошему».
Думаю, вы поняли, что под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки.
- Кто же одолел в сказке: мир добра либо мир зла?
……………………………………………………………..
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: кроссворд по сказке В.Гаршина
Предлагаю дома разгадать кроссворд по произведению В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»:
По горизонтали:
1 - Место, которым шлепнулось жаба, свалившись с розового куста.
3 - Имя сестры мальчика.
6 - День недели, в который сестра обещала брату пойти в цветник, после того как позволит доктор.
8 - Вид растения, к которому относится одна из главных героинь сказки.
10 - Маленькое животное, за которым наблюдал мальчик.
11 - Насекомое, которое садилось на раскрытый венчик розы и вылетало оттуда совсем косматым от желтой цветочной пыли.
13 - Растение, которое было втрое выше мальчика и перед которым он садился на корточки, чтобы наблюдать за муравьями.
16 - Цветок, который расцвел на кусте в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом.
17 - Ласковое обращение, с которым сестра обращался к брату, жалея его.
18 - Имя мальчика, одного из главных героев сказки.
По вертикали:
2 – То, из-за чего казалось, что роза плачет.
3 - Насекомое, за которым наблюдал мальчик.
4 - Источник света, который пронизывал тонкие лепестки цветка розовым светом.
5 - Растение, которое было похоже на деревья в заросшем цветнике.
7 - Игрушка, которую сестра хотела бросить брату.
8 - Место, где рос розовый куст
9 - Растение, которое занимало целый угол цветника.
12 - Инструмент, которым девушка срезала розу для брата.
14 - Чувство, которое совершенно не помешало жабе набить себе живот.
15 - Насекомое, за которым охотилась жаба.
(Каждый ученик получает экземпляр кроссворда для д/з)
- И ещё к следующему уроку я предлагаю вам выполнить творческую работу «Что такое «добро» и что такое «зло»?» с кратким ответом на вопрос и иллюстрацией.