СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра Поле чудес "Сказка о жабе и розе В.Гаршин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество В.Гаршина.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра Поле чудес "Сказка о жабе и розе В.Гаршин"»

ГБОУ ЛНР «Стахановская многопрофильная гимназия №15

имени В.А.Сухомлинского»







Разработка

Урок-игра «Поле чудес»

по произведению

«Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина

в 4 классе








Составила и провела:

Козыренко О.А.,

учитель I категории



















Тема семинара:

«Формирование интереса к чтению как одно из средств воспитания духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением»

Урок-игра «Поле чудес»

по произведению «Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина

Цели:

  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

  • формировать понятия счастья, добра, зла, красоты, смысла жизни, способности к самоотдаче;

  • работать над развитием речи, развивать воображение, память и наблюдательность;

  • формировать интерес к чтению как одну из основ становления личности с гуманистическим мировоззрением.

Оборудование: игровой барабан, алфавит(13экз.), плакаты с названием произведения, с эпиграфом, видео- и аудиоматериалы (биография писателя, музыка, песня «Поделись своей добротой»), заготовленные призы (для выпавшего сектора «Приз» - несколько, для победителя игры, для участников игры со зрителями)

Эпиграф урока (на доске):      

 «Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы».                                                                   В. М. Гаршин


  • Здравствуйте, ребята! Добрый день, мои друзья!
    Перед вами снова я.
    Очень рада видеть всех.
    Ждет сегодня вас успех.
    А еще скажу я вам:
    Улыбнитесь всем гостям.
    Соберитесь, подтянитесь
    И тихонечко садитесь.

  • Здравствуйте, гости!

Подарите улыбку друг другу! Помните: если улыбаться, неся добро людям, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало!

С егодня мы проведём игру «Поле чудес» по «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина. Я думаю, что вы, ребята, покажете знание и понимание сюжета сказки.

Итак, мы начинаем игру.

Напоминаю правила.

Для участия в игре мы определяем три тройки игроков.

Участники по очереди будут вращать игровой барабан. При выпадении «положительного» сектора участник называет букву. Если эта буква есть в загаданном слове, буква открывается, участник продолжает вращать барабан, заработав указанное количество очков. Если такой буквы нет, ход переходит другому игроку. Сектор «Б» «банкрот» и «0» в нашей игре - ход переходит к другому игроку; сектор «+» - можете открыть любую букву; сектор «приз» - вы можете взять приз и выйти из игры, а можете продолжить игру.

Сегодня приз может заработать каждый из вас, если правильно ответит на вопросы беседы со зрителями.

- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

- Как вы понимаете смысл прочитанного? (когда тебе кто-то помог, сделал доброе дело, то тот человек вспоминает об этом с благодарностью, относится с уважением к тому, кто помог)

Немало хороших, поучительных произведений написал автор этих слов. Предлагаю посмотреть видео об интересных фактах из жизни В.М. Гаршина. ВИДЕО (2 мин 23 сек.)

Беседа:

- Где прошло детство Всеволода Гаршина? (в поселке Старобельск – сейчас это районный центр Луганской обл., там есть памятник писателю)

- Чем любил маленький Сева заниматься в детстве? (читать и наблюдать за животными и растениями родного края)

- Какого сказочника Всеволод Гаршин считал своим учителем в области литературы? (Андерсена)

- Назовите наиболее известные сказки Гаршина. («Сказка о жабе и розе» и «Лягушка-путешественница»)

 Дома вы должны были прочитать трогательное произведение Всеволода Гаршина «Сказка о жабе и розе», прекрасное по форме и глубокое по содержанию.        

А родилась эта сказка благодаря чудесной музыке.


Настрой на игру: звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.

 (звучит мелодия, рассказ на фоне тихо звучащей музыки )

Так вот, однажды Всеволод Михайлович  Гаршин был в гостях у своего друга. В доме был гость -  композитор Антон Рубинштейн, который сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

(иллюстрация)

         Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, а попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности, участвуя в литературном Поле чудес.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:

    1. - Какой жанр прочитанного дома произведения? Докажите.

( Сказка. Сказка - вымысел. Роза и жаба разговаривают)

    1. - Перечислите главных героев произведения.

(Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

    1. Какие отрицательные черты характера символизирует ЖАБА?

(ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту)

    1. Что чувствует жаба, увидев прекрасный цветок?

(понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку, завидовала её красоте и аромату)

    1. Что задумала сделать жаба?

(слопать розу)

    1. Автор говорит о розе: «Если бы она могла на самом деле плакать, то не от горя, а от счастья…» - От какого счастья, в чём оно? (ЖИТЬ. Ведь она дарит красоту миру!)

    2. Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. А если человек счастлив, то он достигает расцвета своей души. Что же он тогда подарит людям?

(любовь, заботу, тепло, счастье)

    1. Кто очень восхищался, любовался розой, очень любил гулять и читать в цветнике?

(семилетний мальчик Вася)

    1. Как он проявлял любовь и бережное отношение к цветнику и всему живому в нём?

(не рвал цветы, не ломал ветки, ему был знаком каждый куст и стебель, он наблюдал за паучками, ящерицами, ёжиком, как сам Всеволод Гаршин в детстве)


(за правильные ответы вручаются открытки с розочками трёх цветов – красного, жёлтого и белого)


Посмотрите на цвет ваших роз. Обладатели роз одного цвета станут игроками одной тройки.

Остальные ребята активно участвуют в игре со зрителями.

(игрокам вручается алфавит)

- Приглашаю первую тройку игроков – красная роза!



I ТУР:

- Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, … в цветнике было так мирно и спокойно, что…

- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Какая она была в это утро?

с

ч

а

с

т

л

и

в

а

я

БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА №1

(Получение и защита Золотого формуляра ученицей 5-А класса Курянской Викторией: её выставка книг, фото, мир увлечений – пение, танцы, шахматы), пение отрывка песни и рассказ о любимой книге, которую недавно прочитала.)

II ТУР:

- Продолжаем игру. Приглашаю вторую тройку игроков – жёлтая роза!

- Что особенно духовного было в действиях, мыслях и поступках розы? Что она умела делать?

м

о

л

и

т

ь

с

я


Учитель: Её запах был её словами, слезами и молитвами.

- Господи! – произносила роза, взывая, чтобы умереть достойно и с пользой прожить свои коротенькие три дня, даря людям добро и счастье.

БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА №2

(Выступает со своим проектом победитель Конкурса домашних библиотек – Стефанов Платон)

III ТУР:

- Начинаем ІІІ тур – участвуют получившие белую розу!

- Мальчик, любящий всё живое вокруг, был слабым, тихим, кротким, но не смог посещать цветник, т.к. заболел. Что проявляем мы, читатели, к этому мальчику?

с

о

ч

у

в

с

т

в

и

е

БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА №3

(стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девочка» декламирует Молоткова Евгения, - победительница городского конкурса чтецов произведений духовно-нравственного содержания и первая обладательница Золотого формуляра в нашей гимназии -11 лет назад)

ФИНАЛ:


- Что символизирует жаба?


у

р

о

д

с

т

в

о


- Верно, уродство как внешнее, так и внутреннее, моральное, деградацию человека, движение вниз по наклонной, когда ненависть и зависть к людям ставятся превыше всего! Это низменное чувство и поступки!

- Победитель нашей игры …..

Игра со зрителями:

1. Что сближает мальчика и розу?

(они оба любят и ценят прекрасное, у них у обоих короткая жизнь, они умирают)

2. Кто проявил любовь к больному мальчику, кто о нём заботился?

(сестра Маша)

3.Как она заботилась о брате?

(читала ему, звала его домой с прогулки, чтобы брат не простудился, сидела у изголовья, когда он плохо себя чувствовал, ласково называла голубчиком и заменяла во всём мать)

- Беседовала с мальчиком сестра так нежно, по-доброму, рассказывая с теплотой души о цветнике, куда мальчик не мог уже выйти погулять, исполнила последнюю просьбу мальчика - срезала и принесла брату розу в дом, чтобы он смог полюбоваться ею, поставив в стакан с водой.


4. Как отреагировал мальчик, увидев желанную прекрасную и долгожданную розу?

(улыбнулся, протянул ручонку понюхать её и произнёс: Ах, как хорошо)

Пусть не во власти розы было исцелить и спасти ребёнка, но подарить пусть и мимолётные минуты счастья и радости она смогла.

Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы.

5. Как вы считаете, умерла ли в итоге роза?

(и да, и нет)

6. Как это может быть?

(умерла физически, завяла, пожертвовала собой ради желания больного мальчика, а жива своим добрым поступком)

7. Забыли ли розу после этого случая?

(Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них. В этом и проявилась благодарность розе) 

- Добрые дела людей, их поступки живы вечно - столько времени, сколько помнят о них, помнят с благодарностью.


СУПЕР-ИГРА

- Как называется сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к своему ближнему и просто к другому человеку? Именно такое отношения проявила сестра к брату и розочка к больному мальчику!

м

и

л

о

с

е

р

д

и

е


- Победитель супер-игры ….. (Награждение победителя)

- В чём же главная мысль произведения?

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...»

(показываю плакат с надписью и иллюстрацией)


ВЫСТУПЛЕНИЕ КОРОЛЕВЫ РОЗЫ: (ученица 5 класса)


Я распустилась в чудесном саду.
Славную песню я миру пою:
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца:
Ребёнку цветок я свой отдала.

(Ученица ставит свежую розу в вазу).

- Королева Роза и нам дарит любовь и красоту

(раздает розочки с пожеланиями всем гостям)

А главное – пожелание-призыв для всех присутствующих: быть добрым!

(декламирует ученик – Козыренко Богдан с аппликацией «Доброта»)

Доброта...

Ирина Самарина-Лабиринт

Д оброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…

Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно
Эту землю делает добрей…

И ребёнок, пожалев дворнягу,
Дав ей из портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…

Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…

Где добро, там свет – а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта…


(видео с песней «Поделись своей добротой»)

ИТОГ:

- Добрый человек на земле делает этот мир ещё светлее, надёжнее, счастливее. Всеволод Михайлович Гаршин словно хочет сказать: «Пусть ваша душа будет так же прекрасна, как этот удивительный цветок, учитесь у мира только хорошему».

Думаю, вы поняли, что под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки.

- Кто же одолел в сказке: мир добра либо мир зла?

……………………………………………………………..














ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: кроссворд по сказке В.Гаршина

Предлагаю дома разгадать кроссворд по произведению В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»:

По горизонтали:

1 - Место, которым шлепнулось жаба, свалившись с розового куста.

3 - Имя сестры мальчика.

6 - День недели, в который сестра обещала брату пойти в цветник, после того как позволит доктор.

8 - Вид растения, к которому относится одна из главных героинь сказки.

10 - Маленькое животное, за которым наблюдал мальчик.

11 - Насекомое, которое садилось на раскрытый венчик розы и вылетало оттуда совсем косматым от желтой цветочной пыли.

13 - Растение, которое было втрое выше мальчика и перед которым он садился на корточки, чтобы наблюдать за муравьями.

16 - Цветок, который расцвел на кусте в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом.

17 - Ласковое обращение, с которым сестра обращался к брату, жалея его.

18 - Имя мальчика, одного из главных героев сказки.

По вертикали:

2 – То, из-за чего казалось, что роза плачет.

3 - Насекомое, за которым наблюдал мальчик.

4 - Источник света, который пронизывал тонкие лепестки цветка розовым светом.

5 - Растение, которое было похоже на деревья в заросшем цветнике.

7 - Игрушка, которую сестра хотела бросить брату.

8 - Место, где рос розовый куст

9 - Растение, которое занимало целый угол цветника.

12 - Инструмент, которым девушка срезала розу для брата.

14 - Чувство, которое совершенно не помешало жабе набить себе живот.

15 - Насекомое, за которым охотилась жаба.



















(Каждый ученик получает экземпляр кроссворда для д/з)


- И ещё к следующему уроку я предлагаю вам выполнить творческую работу «Что такое «добро» и что такое «зло»?» с кратким ответом на вопрос и иллюстрацией.