СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели игры: воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Путешествие по стране Литературии 6 класса».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области











Урок-игра



«Путешествие по стране Литературии 6 класса».



















Подготовлен и проведён

учителем русского языка и литературы

1 категории

Соркиной Татьяной Ивановной





2017 год

Тип урока: повторительно-обобщающий

Класс: 6

Цели игры: воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся.

Задачи игры:

Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественных произведениях, к её роли;

проверить знание художественных произведений по курсу 6 класса, степень овладения литературоведческим аппаратом;

Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли через активное участие в игровом процессе;

продолжать работу по раскрытию творческих способностей;

создавать условия для развития коммуникативных навыков;

формировать умение работать в группе (коллективное обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь).

Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову.

Правила игры:

1. В игре участвуют 3 команды. В каждой команде 6 человек, которые выбирают на слайде тему вопроса.

2. Право первым начать представление команды  предоставляется той команде, которая правильно ответит на вопрос ведущего.

3. Критерии оценки.  Все туры оцениваются по 7-бальной системе, за каждый правильный  ответ присуждается один балл. Домашнее задание и конкурс красноречия оценивается по пятибалльной системе.

Игра состоит из семи туров:

  1. «Теория… Теория…».

  2. «Что в имени тебе моем?»

  3. «Толковый словарь».

  4. «Место событий».

  5. «Кто есть кто?»

  6. «Слова, слова…».

  7.  «Блиц-турнир».

В седьмом туре участвует команда-победительница.

Игровое поле.

       На игровом поле семь фигур с названием туров.

Тур 1Теория… Теория…

Задания

  1. Устные народные сказания о подвигах богатырей  (былина).

  2. Созвучия в конце стихотворных строк (рифма).

  3. Двухсложный размер, ударение падает на первый слог (хорей).

  4. Древнерусские сочинения – запись событий по годам (летопись)

  5. Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого – необычайный случай (баллада).

  6. Лист бумаги, соединяющий основную часть книги с крышкой переплёта (форзац).

  7. Большое эпическое произведение, охватывает много событий, имеет несколько сюжетных линий (роман).



Тур 2Что в имени тебе моем?

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.                             А.С. Пушкин

            Надеюсь, встречи с писателями и произведениями оставили живой след в вашей душе. Вам  предлагаются вопросы по их биографии и творчеству. Назовите писателя, о котором идёт речь.


  1. Кому В.А. Жуковский подарил свой  портрет с надписью: «Победителю-ученику – от побеждённого учителя»?

В самый день завершения труда - какого?

(А.С. Пушкину Поэма «Руслан и Людмила»)

2. Каким произведением Пушкин   восхищался: «Сейчас прочел … Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!  Какая чувствительность!(Н.В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»)

3. Кто из писателей написал автобиографический рассказ о мальчишке из глухой сибирской деревни: «Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям  то добро, которое  в своё время они сделали для меня».

(В. Г. Распутин «Уроки французского»)

4. Он был известным лётчиком и писателем с мировым именем. Мудрый мечтательв своих литературных произведениях, он и в реальной жизни не расставался с романтикой. Был уверен, что красота и чистота человеческих отношений могут победить мировое зло. (Антуан де Сент-Экзюпери)

5.  Писатель был мастеровым человеком, которому до всего было  дело и который, как и его герои, томился жаждой добраться до самой сути любимого механизма, любого явления природы. Работал на паровозе, водил поезда. Главный герой его произведений  – человек труда.  (А. П. Платонов)

6. «Сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечёный…Этот человек выдавливает из себя по каплям раба и как он… чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь,а настоящая человеческая…»   (А.П. Чехов)

7. Его детские годы прошли в поместье бабушки, которая  очень любила и заботилась  о воспитании внука, приглашала  к нему лучших  учителей. С детства влюбился в Кавказ: в снежные вершины гор, бурные горные речки, песни, сказки, предания горцев.   (М.Ю. Лермонтов)

Тур 3. Толковый словарь

Созданию исторического колорита во многих произведениях способствует использование архаической и диалектной лексики. Посмотрим, как вы её усвоили.

Объясните значения устаревших слов.

  1. Кудесник -  волхв, колдун, предсказатель.

  2. Купчая – документ, удостоверяющий приобретение имущества.

  3. Тракт – большая проезжая дорога.

  4. Бархан – песчаный холм в степях и пустынях.

  5. Кринка – расширяющийся к низу глиняный горшок для молока.

  6. Гопак – украинский танец.

  7. Ассигнации – бумажные деньги.



 Тур 4. Место событий.

Для создания более яркой картины произведения часто автор использует подробное описание места событий. Назовите произведение по месту событий.


  1. На прямоезжеей дороге из города Мурома в стольный Киев-град у речки Смородины у берёзы то покляпыей. (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

  2. В старинных поместьях. Огромном каменном доме с зелёной кровлею, напротив него пятиглавая церковь и старинная колокольня, около разбросаны деревенские избы с их огородами и колодезями.    И в  сереньком доме с красною кровлею, двор его был превращен в некошеный луг.   (А.С. Пушкин «Дубровский»)

  3. «Две струи света резко лились сверху; свет этот проходил в два окна… они разливались в сыром воздухе подземелья, падали на каменные плиты пола…Стены тоже были сложены из камня; большие широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги,крепко смыкались кверху сводчатым потолком». (В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

  4. «На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил ветер носил семена и сеял их всюду – и в чёрную влажную землю, и в голый каменный пустырь».  (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)

  5. «… Здесь, освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов;стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы; ниже, окружённые гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розового сала…» (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).

  6. Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже чёрной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян, перебрались, прыгая по кучам, через старую свалку и в низинке, на чистой и ровной небольшой поляне…». (В.Г. Распутин «Уроки французского»)

  7. «Корабль величественно подойдёт к самому берегу под звуки прекрасной музыки…» (А.Грин «Алые паруса»)

Тур 5.  Кто есть кто?

Приглашаю вас в портретную галерею. Вам даны описания героев известных произведений. Внимательно прочитайте словесный портрет и назовите  персонажа.

  1. «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван…».

    1. (Левша, Н.С. Лесков «Левша»»)

  2. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».    Жизненные обстоятельства заставили стать его разбойником.  (Владимир Дубровский  / А.С. Пушкин «Дубровский»)

  3. «Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина…». (герой рас-за распутина «Уроки французского»)

  4. «Представите себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися чёрными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицомцвета невыделанной кожи». (Маттео, Проспер Мериме «Маттео Фальконе»)

  5. «Его нельзя назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, - сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был» (Харлампий Диогенович, Ф.А. Искандер «тринадцатый подвиг Геракла»

  6. Тайный советник, имеет две звёздочки. «Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем».   (Толстый /А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)

  7. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб , дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб , дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб, дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.  (Арион /Легенда об Арионе)

Тур 6.  Слова, слова…

И вот наши герои оживают, мы слышим их монологи. Назовите героя, произносящего эти слова.

  1. «Он сирота, а вы всешки при родителях! — И, жалостно глянув на меня, взревывал: — Мать-то ты хоть помнишь ли?— Бадоги с ней по один год кололи-и-и! — И совсем уж разрыдавшись: — Когда ни придешь… ночь-полночь… пропа… пропащая ты голова»

(Левонтий / В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»))

  1. На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор! (Три пальмы / М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)

  1. «Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого» (Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

  2. «Вот это да! Учительница называется!» Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподаёт, называется. Ну и ну! Лидия Михайловна называется!» (Мальчик / В.Г. Распутин «Уроки французского»)

  3. «Бог Посейдон, колебатель земли, мой корабль уничтожил,

Бросив его недалёко от здешнего брега на камни…» (Одиссей / Гомер «Одиссея»)


  1. «Псарня чудная, вряд  людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (А.Г.  Дубровский  А.С. Пушкин «Дубровский»).

7.«А я, дядюшка, дам вам совет: если вы будете медлить, Джаннетто уйдёт в маки, и тогда потребуется ещё несколько таких молодчиков, как вы, чтобы его догнать». (Фортунато / Мериме «Маттео Фальконе»)

Дополнительное задание командам (конкурс красноречия).

Устные выступления оцениваются по пятибалльной системе.

Тур 7.  Блиц-турнир.

В блиц-турнире участвуют 2 игроков команды-победительницы. Конкурс Блиц-турнир мы проведём в  бюро находок. Последние страницы произведений закрыты, но герои забыли свои предметы и личные вещи. За 1 минуту установите соответствие  «персонаж – предмет».

Троекуров

записка

Рыцарь

караван

Маруся

гвоздики

Арион

собаки

Харлампий Диогенович

перчатка

Левша

кифара

Три пальмы

Чётки

 

Рефлексия.

         Попробуйте оценить работу своей команды на уроке.

1. Дружно, эмоционально – 9 – 10 баллов.

2. Не все активно участвовали в игре – 7 – 8 баллов.  

3. Работа была вялая, неинтересная, было много ошибок – 4 – 6 баллов.

 

Литература

  1. Кондратов В.Н. Литературные викторины. -М.: Просвещение,1968.- 248 с.

  2. Литература. Начальный курс. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская. – М. Мнемозина, 2008.

  3. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 5-6 кл.  - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.

  4. Тесты к школьному учебнику: Литература. 6 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.