Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Урок-игра
«Путешествие по стране Литературии 6 класса».
Подготовлен и проведён
учителем русского языка и литературы
1 категории
Соркиной Татьяной Ивановной
2017 год
Тип урока: повторительно-обобщающий
Класс: 6
Цели игры: воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся.
Задачи игры:
Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественных произведениях, к её роли;
проверить знание художественных произведений по курсу 6 класса, степень овладения литературоведческим аппаратом;
Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли через активное участие в игровом процессе;
продолжать работу по раскрытию творческих способностей;
создавать условия для развития коммуникативных навыков;
формировать умение работать в группе (коллективное обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь).
Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову.
Правила игры:
1. В игре участвуют 3 команды. В каждой команде 6 человек, которые выбирают на слайде тему вопроса.
2. Право первым начать представление команды предоставляется той команде, которая правильно ответит на вопрос ведущего.
3. Критерии оценки. Все туры оцениваются по 7-бальной системе, за каждый правильный ответ присуждается один балл. Домашнее задание и конкурс красноречия оценивается по пятибалльной системе.
Игра состоит из семи туров:
«Теория… Теория…».
«Что в имени тебе моем?»
«Толковый словарь».
«Место событий».
«Кто есть кто?»
«Слова, слова…».
«Блиц-турнир».
В седьмом туре участвует команда-победительница.
На игровом поле семь фигур с названием туров.
Тур 1. Теория… Теория…
Задания
Устные народные сказания о подвигах богатырей (былина).
Созвучия в конце стихотворных строк (рифма).
Двухсложный размер, ударение падает на первый слог (хорей).
Древнерусские сочинения – запись событий по годам (летопись)
Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого – необычайный случай (баллада).
Лист бумаги, соединяющий основную часть книги с крышкой переплёта (форзац).
Большое эпическое произведение, охватывает много событий, имеет несколько сюжетных линий (роман).
Тур 2. Что в имени тебе моем?
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке. А.С. Пушкин
Надеюсь, встречи с писателями и произведениями оставили живой след в вашей душе. Вам предлагаются вопросы по их биографии и творчеству. Назовите писателя, о котором идёт речь.
Кому В.А. Жуковский подарил свой портрет с надписью: «Победителю-ученику – от побеждённого учителя»?
В самый день завершения труда - какого?
(А.С. Пушкину Поэма «Руслан и Людмила»)
2. Каким произведением Пушкин восхищался: «Сейчас прочел … Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!(Н.В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»)
3. Кто из писателей написал автобиографический рассказ о мальчишке из глухой сибирской деревни: «Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
(В. Г. Распутин «Уроки французского»)
4. Он был известным лётчиком и писателем с мировым именем. Мудрый мечтательв своих литературных произведениях, он и в реальной жизни не расставался с романтикой. Был уверен, что красота и чистота человеческих отношений могут победить мировое зло. (Антуан де Сент-Экзюпери)
5. Писатель был мастеровым человеком, которому до всего было дело и который, как и его герои, томился жаждой добраться до самой сути любимого механизма, любого явления природы. Работал на паровозе, водил поезда. Главный герой его произведений – человек труда. (А. П. Платонов)
6. «Сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечёный…Этот человек выдавливает из себя по каплям раба и как он… чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь,а настоящая человеческая…» (А.П. Чехов)
7. Его детские годы прошли в поместье бабушки, которая очень любила и заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. С детства влюбился в Кавказ: в снежные вершины гор, бурные горные речки, песни, сказки, предания горцев. (М.Ю. Лермонтов)
Тур 3. Толковый словарь
Созданию исторического колорита во многих произведениях способствует использование архаической и диалектной лексики. Посмотрим, как вы её усвоили.
Объясните значения устаревших слов.
Кудесник - волхв, колдун, предсказатель.
Купчая – документ, удостоверяющий приобретение имущества.
Тракт – большая проезжая дорога.
Бархан – песчаный холм в степях и пустынях.
Кринка – расширяющийся к низу глиняный горшок для молока.
Гопак – украинский танец.
Ассигнации – бумажные деньги.
Тур 4. Место событий.
Для создания более яркой картины произведения часто автор использует подробное описание места событий. Назовите произведение по месту событий.
На прямоезжеей дороге из города Мурома в стольный Киев-град у речки Смородины у берёзы то покляпыей. (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
В старинных поместьях. Огромном каменном доме с зелёной кровлею, напротив него пятиглавая церковь и старинная колокольня, около разбросаны деревенские избы с их огородами и колодезями. И в сереньком доме с красною кровлею, двор его был превращен в некошеный луг. (А.С. Пушкин «Дубровский»)
«Две струи света резко лились сверху; свет этот проходил в два окна… они разливались в сыром воздухе подземелья, падали на каменные плиты пола…Стены тоже были сложены из камня; большие широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги,крепко смыкались кверху сводчатым потолком». (В.Г. Короленко «Дети подземелья»)
«На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил ветер носил семена и сеял их всюду – и в чёрную влажную землю, и в голый каменный пустырь». (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)
«… Здесь, освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов;стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы; ниже, окружённые гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розового сала…» (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже чёрной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян, перебрались, прыгая по кучам, через старую свалку и в низинке, на чистой и ровной небольшой поляне…». (В.Г. Распутин «Уроки французского»)
«Корабль величественно подойдёт к самому берегу под звуки прекрасной музыки…» (А.Грин «Алые паруса»)
Тур 5. Кто есть кто?
Приглашаю вас в портретную галерею. Вам даны описания героев известных произведений. Внимательно прочитайте словесный портрет и назовите персонажа.
«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван…».
(Левша, Н.С. Лесков «Левша»»)
«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». Жизненные обстоятельства заставили стать его разбойником. (Владимир Дубровский / А.С. Пушкин «Дубровский»)
«Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина…». (герой рас-за распутина «Уроки французского»)
«Представите себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися чёрными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицомцвета невыделанной кожи». (Маттео, Проспер Мериме «Маттео Фальконе»)
«Его нельзя назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, - сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был» (Харлампий Диогенович, Ф.А. Искандер «тринадцатый подвиг Геракла»
Тайный советник, имеет две звёздочки. «Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». (Толстый /А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)
Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб , дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб , дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб, дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. (Арион /Легенда об Арионе)
Тур 6. Слова, слова…
И вот наши герои оживают, мы слышим их монологи. Назовите героя, произносящего эти слова.
«Он сирота, а вы всешки при родителях! — И, жалостно глянув на меня, взревывал: — Мать-то ты хоть помнишь ли?— Бадоги с ней по один год кололи-и-и! — И совсем уж разрыдавшись: — Когда ни придешь… ночь-полночь… пропа… пропащая ты голова»
(Левонтий / В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»))
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор! (Три пальмы / М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)
«Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого» (Маленький принц / Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
«Вот это да! Учительница называется!» Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподаёт, называется. Ну и ну! Лидия Михайловна называется!» (Мальчик / В.Г. Распутин «Уроки французского»)
«Бог Посейдон, колебатель земли, мой корабль уничтожил,
Бросив его недалёко от здешнего брега на камни…» (Одиссей / Гомер «Одиссея»)
«Псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (А.Г. Дубровский А.С. Пушкин «Дубровский»).
7.«А я, дядюшка, дам вам совет: если вы будете медлить, Джаннетто уйдёт в маки, и тогда потребуется ещё несколько таких молодчиков, как вы, чтобы его догнать». (Фортунато / Мериме «Маттео Фальконе»)
Дополнительное задание командам (конкурс красноречия).
Устные выступления оцениваются по пятибалльной системе.
Тур 7. Блиц-турнир.
В блиц-турнире участвуют 2 игроков команды-победительницы. Конкурс Блиц-турнир мы проведём в бюро находок. Последние страницы произведений закрыты, но герои забыли свои предметы и личные вещи. За 1 минуту установите соответствие «персонаж – предмет».
Троекуров | записка |
Рыцарь | караван |
Маруся | гвоздики |
Арион | собаки |
Харлампий Диогенович | перчатка |
Левша | кифара |
Три пальмы | Чётки |
Рефлексия.
Попробуйте оценить работу своей команды на уроке.
1. Дружно, эмоционально – 9 – 10 баллов.
2. Не все активно участвовали в игре – 7 – 8 баллов.
3. Работа была вялая, неинтересная, было много ошибок – 4 – 6 баллов.
Литература
Кондратов В.Н. Литературные викторины. -М.: Просвещение,1968.- 248 с.
Литература. Начальный курс. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская. – М. Мнемозина, 2008.
Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 5-6 кл. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
Тесты к школьному учебнику: Литература. 6 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.