Урок – игра, проводимая неделе русского языка и литературы на тему:
Путешествие в семи сказках
по сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»
2018г.
Цели:
- 1)Систематизировать знания учащихся по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»;
- 2)Прививать чуткость, любовь к героям сказки;
- 3)Воспитывать вдумчивого, внимательного, творческого читателя.
Урок – игра: Путешествие в семи сказках
Ганс Христиан Андерсен
( 1805 - 1875 )
Биография
Давным – давно в Дании 2 апреля 1805 года, в бедной семье сапожника и прачки родился мальчик. Ныне город Копенгаген. У него были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Билет в театр не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Над ним потешались, смеялись и дразнили фантазером. Но Ганс Христианс вырос и стал великим писателем.
Сказка первая, о зеркале и его осколках.
Подсказка:
1. «Жил-был Тролль, злой-презлой – сущий дьявол…». Злое зеркало сделало людей злыми и некрасивыми, чтобы спасти Кая вам нужно переделать несколько слов в предложениях.
Наоборот.
Предложения:
- Одни люди стали видеть во всём только плохое и некрасивое.
- Другие же перестали чувствовать, и стали холодными и злыми.
Ответы:
- Одни люди стали видеть во всём только доброе и прекрасное.
- Другие же начали чувствовать, и стали тёплыми и добрыми.
Сказка вторая. Мальчик и девочка.
2. «Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз!».В этом задании, чтобы освободить Кая от осколков зеркала вы должны заинтересовать его ребусами .Угадайте слова.
Подсказка:
названия любых сказок и слова из сказки.
Ребусы:
- Б + нос =
- М+ лягушонок=
- Ш+1001=
- А+40=
- Е+яблоко=
- К+ самолёт=
- К+ Крыша=
Ответы:
- Б + нос = БУРАТИНО
- М+ лягушонок= МАУГЛИ
- Ш+1001= ШАХЕРЕЗАДА
- А+40= АЛИ - БАБА
- Е+яблоко = ЕВА
- К+ самолёт= КОВЁР
- К+крыша= Карлсон
Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать.
3.«Говорящие цветы». Чтобы расколдовать Герду вам следует прочитать описание природы. И определить в нём сравнения, эпитеты, метафоры или олицетворения.
Подсказка:
Сходства
Тексты:
- «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами»
- «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом»
Ответы:
Сказка четвертая. Принц и принцесса.
4.«Умный ворон». Вы поможете Герде отправиться дальше искать Кая, если угадаете пропущенные слова из данных текстов.
Подсказка:
Сказки
Вставьте пропущенное слово:
- - «Матрос сигнализировал о том, что за кормой «Дункана»
плывёт какая – то ……………. ………….»;
- - «Он был ослепительно ………….,величиной с крупный лесной орех, и на спине у него три пятнышка, чёрных как смоль»;
- - «Диван – это горы, а море - ……»;
- - «Он стал яростно тереть ….. и, когда зрение прояснилось, увидел перед собой, увидел перед собой не ………….. , а большого бурого ………….» ;
- - «Раз в крещенский вечерок,
Девушки гадали:
За ворота ………..,
Сняв с ……….. бросали»;
- - «Он в тёмной короне, с густой …………….»;
- - «Разве чёрные ……….. и ……... мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет и на свете?»;
- - «Моё маленькое ……………….!.. Здравствуй, здравствуй, моё маленькое
……………… ..!.. Наконец – то, наконец – то, мне можно говорить!»
Вставьте пропущенное слово:
- - «Матрос сигнализировал о том, что за кормой «Дункана»
плывёт какая – то огромная рыба »;
- - «Он был ослепительно золотой , величиной с крупный лесной орех, и на спине у него три пятнышка, чёрных как смоль»;
- - «Диван – это горы, а море – ковёр »;
- - «Он стал яростно тереть ….. и, когда зрение прояснилось, увидел перед собой, увидел перед собой не лошадь , а большого бурого медведя » ;
- - «Раз в крещенский вечерок,
Девушки гадали:
За ворота башмачок ,
Сняв с ноги бросали»;
- - «Он в тёмной короне, с густой бородой »;
- - «Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет и на свете?»;
- - «Моё маленькое Божество !.. Здравствуй, здравствуй, моё маленькое
!.. Наконец – то, наконец – то, мне можно говорить!»
Сказка пятая. Маленькая разбойница.
Подсказка:
Сапоги-скороходы…
5. «Так и быть, возьми назад свои меховые сапожки, а не то ноги замёрзнут!..». В этом задании вам следует перечислить волшебные предметы из разных сказок. Кто больше знает.
Волшебные предметы
Сапоги – скороходы, шапка – невидимка, молодильное яблочко, скатерть - самобранка, ковёр – самолёт, волшебное кольцо, волшебное зеркало, волшебная палочка и т.д.
Сказка шестая. Лапландка и финка.
6. «…Старуха лапландка написала несколько слов на вяленой треске, велела Герде беречь её, потом привязала девочку к спине оленя, и тот помчался снова…». Вспомните, пословицы и поговорки связанные с цифрой « 7». Кто больше знает?
Подсказка:
« 7 – священная
цифра».
Ответы:
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
- «Семь пятниц на неделю»
- «Семь бед, один ответ»
- «Семеро одного не ждут»
Сказка седьмая. Чертоги Снежной королевы.
Подсказка:
Добрая…
7. «Горячие слёзы её упали Каю на грудь, проникли ему в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял…». Подберите слова, характеризующие главные черты её характера, которые помогли ей спасти Кая.
Ответ:
- Добрая, умная, чуткая, заботливая, отзывчивая,
терпеливая, смелая, храбрая, мужественная.
Заключение сказки. Пришла весна!
«Кай и Герда вышли рука об руку из ледяных чертогов; они шли и говорили о бабушке, о розах, что цвели в их садике, и на пути их стихали свирепые ветры, а солнечные лучи пробивали тучи…»
- Последнее задание. Вам даны главные и опорные слова из сказки «Снежная королева». Сложите их по порядку, как была построена сказка.
Ответ:
- Тролль и его зеркало
- Осколки попали в глаз и сердце
- Кай и Герда
- Старушка колдунья
- Умная принцесса
- Длинный нож
- Северный олень
- Жалкая избушка
- Сушеная треска
- Молитва
- Чертоги снежной королевы
- Горячие слёзы
Дорогие ребята! Большое спасибо вам за участие! Вы справились со всеми заданиями и помогли Герде спасти Кая!