Урок – игра «Счастливый случай» по теме « Спирты. Фенолы. Альдегиды», 10 класс.
Автор: Чуева Людмила Владимировна, учитель химии МБОУ «СОШ№2 г. Красноармейска Саратовской области»
Цель урока: повторить пройденный материал по теме «Спирты. Фенолы. Альдегиды.»
Задачи:
Образовательные: систематизировать основные теоретические положения по химии, способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;
Развивающие: формировать познавательный интерес к предмету химии через игровую форму;
Воспитательные: воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Подготовительный этап.
Класс заранее делится на две группы. Командам дается домашнее задание: подготовить эмблему своей команды, приготовить по 5 вопросов к гейму «Ты - мне, я – тебе».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наборы реактивов, «бочка», секундомер.
Ход урока:
I гейм: «Кто первый?»
Правила гейма: задается вопрос, кто первый из любой команды поднимает руку, тот и отвечает. В случае неправильного ответа это право переходит другой команде.
Вопросы: (на экран проецируются вопросы)
-
Назовите функциональные группы спиртов и альдегидов/ (ответ: гидроксильная --ОН, карбонильная --СОН).
-
Какова общая формула спиртов и альдегидов? (ответ: СnH2nO).
-
Какие ближайшие гомологи данного соединения: СH3-(СH2)4- СОН (ответ: пентаналь, гептаналь).
-
Какие ближайшие гомологи данного соединения: СH3-(СH2)5- СH2ОН (ответ: гексанол – 1, октанол – 1).
-
Сколько веществ представлено, назовите их
СН3
│
а) СН3- С – СН2- СН2ОН
│
СН3
б) СН3- С (СН3)2 – СН2- СН2ОН
СН3 СН2ОН
│ │
в) СН – СН
│ │
СН3 СН3
СН3 СН3
│ │
г) СН3- СН – СН
│
СН2ОН
(ответ: 2 соединения: 3,3 – диметилбутанол-1 (а,б); 2,3- диметилбутанол-1 (в,г))
-
Перед вами вещества дайте им название, чем они сходны и чем различны, какой вид изомерии:
а) СН3– СН2- СН2ОН , СН3- О – СН2- СН3
(ответ: пропанол и метилэтиловый эфир, одинаковый качественный состав- С3Н8О, различно- строение, межклассовая изомерия (спирты и простые эфиры).
б) СН3– СО- СН3 , СН3– СН2- СОН
(ответ: пропанон (ацетон) и пропаналь, одинаковый качественный состав- С3Н6О, различно- строение, межклассовая изомерия (кетоны и альдегиды).
II гейм: «Заморочки из бочки».
Правила гейма: по одному учащемуся из команды вытаскивают карточки с заданиями из «бочки» и выполняют его.
1 вариант.
-
Задача: при взаимодействии этанола массой 9,2 г. с оксидом меди (II) получили альдегид, масса которого составила 7,2 г. Рассчитайте массовую долю выхода альдегида. (ответ: 81,82%) – 2балла
-
Осуществите превращения:
С
2Н2 СН3- СОН С2Н5ОН
А
О
твет: 1) С2Н2 + Н2О СН3- СОН
2) СН3- СОН + Н2 С2Н5ОН
3) С2Н5ОН С2Н4 + Н2О
4) С2Н4 С2Н2 + Н2
За каждое правильное уравнение реакции по 1 баллу.
-
Лабораторный опыт. С помощью качественных реакций определите в какой пробирке находятся вещества: этиленгликоль и уксусный альдегид.
Ответ: этиленгликоль- многоатомный спирт, качественная реакция – взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом меди (II), результат – образование ярко-синего раствора; уксусный альдегид тоже реагирует со свежеосажденным гидроксидом меди (II), но при нагревании, результат – образование кирпично-красного осадка.
За каждый правильный ответ 1 балл.
2 вариант.
-
Задача: какую массу уксусного альдегида можно получить из 11,2л. ацетилена по реакции Кучерова, если массовая доля выхода составляет 90%. (ответ: 19,8 г.) – 2 балла
-
Осуществите превращения:
С
2Н4 С2Н5ОН СН3- СОН
А
Ответ: 1) С2Н4 + Н2О С2Н5ОН
2
) С2Н5ОН + CuO СН3- СОН + Cu + Н2О
3
) С2Н4 + HCl С2Н5Cl
4
) С2Н5Cl + NaOHводн. С2Н5ОН + NaCl
За каждое правильное уравнение раекции по 1 баллу.
-
Лабораторный опыт. С помощью качественных реакций определите в какой пробирке находятся вещества: формальдегид и глицерин.
Ответ: глицерин - многоатомный спирт, качественная реакция – взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом меди (II), результат – образование ярко-синего раствора; формальдегид тоже реагирует со свежеосажденным гидроксидом меди (II), но при нагревании, результат – образование кирпично-красного осадка.
За каждый правильный ответ 1 балл.
III гейм: «Ты - мне, я- тебе»
Правила гейма: по 5 участников от каждой команды задают вопрос представителям команды соперника поочередно. На размышление - 30 сек. Игрок, задавшей наиболее интересный вопрос, приносит дополнительное очко всей команде.
IV гейм: «Темная лошадка».
Правила гейма: по описанию важнейших событий жизни и деятельности ученого вы должны назвать его.
За правильный ответ после первой попытки получаете 5 баллов, после каждой очередной подсказки на 1 балл меньше. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.
Представляем первого ученого.
Он был внебрачным сыном князя Л.С. Гедианова и солдатской дочери А.К. Антоновой. Фамилию и отчество получил от камердинера Гедианова, сыном которого он и был записан в метрической книге. До десяти лет числился крепостным собственного отца, который, лишь умирая, дал ему вольную. Назовите имя этого ученого.
Подсказка 1. Его не принимали в Медико-хирургическую академию в Петербурге как бывшего дворового человека. Поэтому его мать фиктивно приписала сына к купечеству третьей гильдии и тем самым дала ему возможность учиться в высшем учебном заведении.
Подсказка 2. В 1862г. он получил первое ароматическое соединение – фтористый бензоил.
Подсказка 3. В 1872 г. при исследовании химических свойств ацетальдегида им открыт новый тип реакции – адольная конденсация.
Подсказка 4. Он был профессором химии, генералом и композитором. Он автор: оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других музыкальных произведений.
Ученый – Александр Порфирьевич Бородин. (портрет проецируется на экран)
Представляем второго ученого.
Назовите имя великого русского химика, выдающегося теоретика. Глубокие экспериментальные работы ученого позволили ему перейти к широким теоретическим обобщениям. В нем сочетались философский ум и талант искусного экспериментатора-исследователя.
Подсказка 1. В стенах пансиона, где он жил мальчиком, его пристрастие к химии сопровождались взрывами. В наказание его выводили из темного карцера в обеденную залу с черной доской на груди, на которой крупными буквами было написано: «Великий химик»
Подсказка 2. Он открыл новый способ синтеза йодистого метилена, получил твердый полимер формальдегида, а на его основе в 1859 г. впервые синтезировал уротропин и сахаристое вещество.
Подсказка 3. Он основал в Казани школу химиков органиков. Его учениками были В.В. Марковников, А.М. и М.М. Зайцевы, Е.Е. Вагнер и другие.
Подсказка 4. Он является создателем классической теории химического строения вещества.
Ученый – Александр Михайлович Бутлеров. (портрет проецируется на экран)
Представляем третьего ученого.
Назовите имя русского химика – основоположника ряда новых отраслей химической науки: химии нефти, химии циклоалканов, химии белка. Органического катализа. Им созданы десятки лабораторий, обучены множества химиков. Один из организаторов Всесоюзного химического общества имени Д.И. Менделеева и его почетный член.
Лауреат Ленинской премии , академик, почетный член Лондонского химического общества, член Французского химического общества, президент Московского общества испытателей природы.
Подсказка 1. Он родился в 1861г. – за несколько дней до отмены крепостного права в России, а умер в 1953 г. – в год смерти И.В. Сталина, прожив 92 года.
Подсказка 2. Его прадеда, маленького турчонка, нашел в горящем доме русский солдат после взятия Измаила во время русско-турецкой войны. Мальчика увезли в Россию и дали ему фамилию солдата, спасшего его, Васильев.
Подсказка 3. Он случайно стал первооткрывателем дихлордиэтилсульфида (иприта) и чуть не оказался его первой жертвой своего открытия. В 1917 во время Первой мировой войны иприт был применен немцами в бою при Ипре (Бельгия) как боевое отравляющее вещество. Этот ученый в 1916 г. впервые в мире изобрел универсальный противогаз.
Подсказка 4. Открыл каталитическое превращение циклопарафинов в ароматические углеводороды, каталитический крекинг углеводородов нефти, осуществил синтез бензола из ацетилена на активированном угле.
Ученый – Николай Дмитриевич Зелинский. (портрет проецируется на экран)
V гейм: «Дальше…дальше…дальше»
Правила гейма: в течение 2,5 минут учитель задает каждой команде вопросы. Подсчитывается количество правильных ответов.
Вариант 1.
-
Вещества с одинаковым строением, но разными химическими формулами (гомологи).
-
Явление существования веществ имеющих одинаковый состав, но разное строение (изомерия).
-
Русский ученый, создатель синтетического каучука из этилового спирта (Лебедев С.В. )
-
Тип химической реакции- взаимодействие спирта с кислотами (этерификация).
-
Спирт стоящий в гомологическом ряду до пропанола (этиловый спирт, этанол).
-
Спирт, при попадании в организм которого наступает слепота (метиловый спирт, метанол).
-
Бытовое название трехатомных спиртов (глицерины).
-
Водный раствор фенола (карболовая кислота).
-
Международное название уксусного альдегида (этаналь).
-
На основе какого альдегида создано горючее «сухой спирт» (формальдегид (метаналь, муравьиный альдегид)).
-
Вещества, в которых карбонильная группа соединена с одним радикалом (альдегиды).
-
Бытовое название пропанона (ацетон).
-
Органическое соединение, применяемое при производстве пестицидов (фенол).
-
Какую химическую реакцию используют для изготовления елочных украшений (реакция «серебряного зеркала»).
Вариант 2.
-
Вещества с одинаковыми химическими формулами, но разным строением (изомеры).
-
Ряд веществ в порядке возрастания их молекулярных масс (гомологический ряд).
-
Русский ученый, получивший уксусный альдегид из ацетилена (Кучеров М.Г.)
-
Тип химической реакции- в результате которой образуются простые эфиры из спиртов (межмолекулярная дегидротация).
-
Спирт стоящий в гомологическом ряду после пропанола (бутанол).
-
Спирт, вызывающий наркотическое привыкание (этиловый спирт, этанол).
-
Бытовое название двухатомных спиртов (гликоли).
-
Ароматический спирт (фенол).
-
Международное название формальдегида (метаналь).
-
Водный раствор метаналя (формалин).
-
Вещества, в которых карбонильная группа соединена с двумя радикалами (кетоны).
-
Какое лекарственное .вещество получают их формальдегида (уропропин).
-
Органическое соединение, применяемое при производстве сахарина (фенол).
-
Какую химическую реакцию используют для получения фенолформальдегидной смолы (поликонденсация).
Подведение итогов урока
Учащиеся могут самостоятельно оценить себя и своих ребят, выделить тех, кто принес больше баллов свой команде.