Урок – игра «Такие нужные части речи»
Цель: повторить разграничение частей речи на служебные и самостоятельные; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку; дать понятие предлога и его значений; воспитывать внимание, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: ребусы, иллюстрации по теме урока, индивидуальные и групповые карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
Вводная беседа
- Сегодня мы будем говорить о морфологии. Что изучает морфология?
- О каких именно частях речи мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
- Как можно обобщенно назвать предлоги, союзы и частицы?
III. Разграничение предлогов и союзов
- Выпишите из стихотворения предлоги, а затем союзы.
Нет предлога
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги..
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит — «ПО»?
Что значит — «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» — предлоги..
А хорошо бы—ЗА порог
И — мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А. Шибаев)
Ответы: предлоги: под, по, у, за; союзы: а, и, чтоб.
- Какая служебная часть речи ещё встретилась вам в стихотворении? (Частицы «бы» и «не»)
IV. Значение предлогов, их роль в речи
- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, ни количества и употребляются только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются).
- Для чего же они нужны? Послушайте лингвистическую сказку.
Зачем нужны предлоги
Собрались Предлоги все вместе и задумались: может быть, они лишние в языке? Конечно, Существительное, Глагол, Числительное и Местоимение – вполне самостоятельные части речи и сами смогут вступать в отношения с другими словами (например: сказать ему, прибавить три, забивать молотком и так далее).
- Однако без нас далеко не уедешь, - решили они. – Как вы сможете обозначить отношение к месту (уехать в город), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на материалы), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения?
Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразней, и они согласились использовать Предлоги в качестве своих помощников.
Предлоги, которые сотрудничают с Именами давно, приобрели так много значений, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу На приходится нести 33 оттенка значений и 33 значения, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог Вдоль имеет всего одно значение. Не обременены значениями и такие предлоги, как Вследствие, В отношении, В целях и другие.
Предлог в переводе с греческого языка означает «перед словом». Предлогов немного, всего около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
Никогда не употребляется с предлогами только одна часть речи – глагол.
V. Сообщение учащегося «Это интересно!»
- В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «туй вылын» («туй» - дорога, «вылын» - предлог на).
В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.
Например: «Будапештенбен» - «в Будапеште» («бен» - предлог «в»).
Вот вам и предлоги!
- А как предлоги пишутся в русском языке?
(Предлоги со словами пишут раздельно; между предлогом и словом можно вставить другое слово: вдоль улицы – вдоль широкой улицы).
VI. Употребление предлогов в речи
Слово учителя
- Итак, мы выяснили, что предлоги с самостоятельными частями речи вступают в различные отношения: пространственные (на улице), временные (в 5 часов), причинные (дрожать от страха), целевые (лекарства от простуды) и т.п.
А еще предлоги бывают простыми, составными, непроизводными, производными (дети приводят примеры).
Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Игра «Перевертыши»
- Преобразуйте словосочетания так, чтобы в них появились предлоги.
Классная доска, субботний вечер, мыльная пена, рисовая каша, столовый прибор, зимнее пальто, фабричный работник, арбузный сок, грузинский виноград, пришкольный сад.
Ответы:
Доска для класса, вечер в субботу, пена из мыла, каша из риса, прибор для столовой, пальто для зимы, работник с фабрики, сок из арбуза, виноград из Грузии, сад около школы, при школе.
Игра «Распределялки»
- Придумайте и правильно запишите примеры употребления предлогов к схемам.
1. на, в – В.п., П.п.
2. с – Р.п., В.п., Т.п.
3. по – Д.п., В.п., П.п.
4. Игра «Редактор»
- Отредактируйте данный текст, используя нужные предлоги.
Поющие деревья
Звучащие деревья! Есть ли оно по действительности? Да, они, несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской тайги, около склонов Кавказских гор по Карпатам.
…Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой специалист своего дела, много раз припадает ухом то по одному, то по другому стволу , как-то особенно постукивает к своему молоточку, а я зачарованно слежу из-за ее таинственных движений.
…Почему-то удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат хвои и что неопределенное звучание по дереву уже рождает мелодию…
(В.Афанасьев)
VII. Подведение итогов урока
Беседа
- Назовите все служебные части речи.
- Что вы узнали о предлоге как о служебной части речи?
- Что показалось вам интересным в употреблении предлогов в речи?
VIII. Домашнее задание
Составить по два предложения с предлогами в, между, на, об, о, под, используя предлоги для образования разных падежных форм.