СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Такие разные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить разграничение частей речи на самостоятельные и служебные

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Такие разные части речи"»

Урок – игра «Такие нужные части речи»

Цель: повторить разграничение частей речи на служебные и самостоятельные; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку; дать понятие предлога и его значений; воспитывать внимание, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: ребусы, иллюстрации по теме урока, индивидуальные и групповые карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа

- Сегодня мы будем говорить о морфологии. Что изучает морфология?

- О каких именно частях речи мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

- Как можно обобщенно назвать предлоги, союзы и частицы?

III. Разграничение предлогов и союзов

- Выпишите из стихотворения предлоги, а затем союзы.

Нет предлога

Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги..
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит — «ПО»?
Что значит — «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» — предлоги..
А хорошо бы—ЗА порог
И — мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

(А. Шибаев)

Ответы: предлоги: под, по, у, за; союзы: а, и, чтоб.

- Какая служебная часть речи ещё встретилась вам в стихотворении? (Частицы «бы» и «не»)

IV. Значение предлогов, их роль в речи

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, ни количества и употребляются только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются).

- Для чего же они нужны? Послушайте лингвистическую сказку.

Зачем нужны предлоги

Собрались Предлоги все вместе и задумались: может быть, они лишние в языке? Конечно, Существительное, Глагол, Числительное и Местоимение – вполне самостоятельные части речи и сами смогут вступать в отношения с другими словами (например: сказать ему, прибавить три, забивать молотком и так далее).

- Однако без нас далеко не уедешь, - решили они. – Как вы сможете обозначить отношение к месту (уехать в город), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на материалы), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения?

Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразней, и они согласились использовать Предлоги в качестве своих помощников.

Предлоги, которые сотрудничают с Именами давно, приобрели так много значений, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу На приходится нести 33 оттенка значений и 33 значения, предлогу С – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог Вдоль имеет всего одно значение. Не обременены значениями и такие предлоги, как Вследствие, В отношении, В целях и другие.

Предлог в переводе с греческого языка означает «перед словом». Предлогов немного, всего около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

Никогда не употребляется с предлогами только одна часть речи – глагол.

V. Сообщение учащегося «Это интересно!»

- В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «туй вылын» («туй» - дорога, «вылын» - предлог на).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся.

Например: «Будапештенбен» - «в Будапеште» («бен» - предлог «в»).

Вот вам и предлоги!

- А как предлоги пишутся в русском языке?

(Предлоги со словами пишут раздельно; между предлогом и словом можно вставить другое слово: вдоль улицы – вдоль широкой улицы).

VI. Употребление предлогов в речи

  1. Слово учителя

- Итак, мы выяснили, что предлоги с самостоятельными частями речи вступают в различные отношения: пространственные (на улице), временные (в 5 часов), причинные (дрожать от страха), целевые (лекарства от простуды) и т.п.

А еще предлоги бывают простыми, составными, непроизводными, производными (дети приводят примеры).

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

  1. Игра «Перевертыши»

- Преобразуйте словосочетания так, чтобы в них появились предлоги.

Классная доска, субботний вечер, мыльная пена, рисовая каша, столовый прибор, зимнее пальто, фабричный работник, арбузный сок, грузинский виноград, пришкольный сад.

Ответы:

Доска для класса, вечер в субботу, пена из мыла, каша из риса, прибор для столовой, пальто для зимы, работник с фабрики, сок из арбуза, виноград из Грузии, сад около школы, при школе.

  1. Игра «Распределялки»

- Придумайте и правильно запишите примеры употребления предлогов к схемам.

1. на, в – В.п., П.п.

2. с – Р.п., В.п., Т.п.

3. по – Д.п., В.п., П.п.

4. Игра «Редактор»

- Отредактируйте данный текст, используя нужные предлоги.

Поющие деревья


Звучащие деревья! Есть ли оно по действительности? Да, они, несомненно, существуют в свете. Вы можете их увидеть у сибирской тайги, около склонов Кавказских гор по Карпатам.

…Мы долго, медленно ходим в тайге. Моя спутница, большой специалист своего дела, много раз припадает ухом то по одному, то по другому стволу , как-то особенно постукивает к своему молоточку, а я зачарованно слежу из-за ее таинственных движений.

…Почему-то удивительно грустно у притихшей тайги. Я долго смотрю за ель, и мне кажется, что именно она источает тонкий аромат хвои и что неопределенное звучание по дереву уже рождает мелодию…

(В.Афанасьев)

VII. Подведение итогов урока

Беседа

- Назовите все служебные части речи.

- Что вы узнали о предлоге как о служебной части речи?

- Что показалось вам интересным в употреблении предлогов в речи?


VIII. Домашнее задание

Составить по два предложения с предлогами в, между, на, об, о, под, используя предлоги для образования разных падежных форм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!